Молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Эффективная государственная молодежная политика – один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью формирования жизнеспособного подрастающего молодого поколения, становящегося одной из главных стратегических задач развития страны для обеспечения национально-государственных интересов.
Цель работы – исследование значимости молодежной политики для развития государства и изучение применяемых программ.

Содержание работы

Введение…….……………………………………………………………………..2
1. Исследование молодежной политики………….……………………...............4
1.1 Молодежь современной России……………………………..…………….... 4
1.2 Цели и задачи государственной молодежной политики.............................. 5
1.3 Принципы реализации государственной молодежной политики.……..…..6
2. Реализация государственной молодежной политики.. ……………………...8
2.1 Основные направления и приоритеты государственной молодежной политики……………………………………………………………………..…….8
2.2 Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики………………………………………………………………….............10
Ведомственная целевая программа………………………………………..…..14
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………36
Приложения……………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Постановление Администрации г_Твери от 12_12_2012 за № 1911 (приложение)(4853329_1911_12_12_2012).doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

 

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

В Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р, четко сформулирована цель государственной молодежной политики, которая заключается в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также использовании потенциала молодежи в интересах инновационного развития страны.

Основная цель реализации молодежной политики в городе Твери - развитие творческого, интеллектуального, трудового, лидерского потенциала молодежи в интересах города.

В новых социально-экономических  условиях молодёжь - это не только потенциал возможных позитивных перемен, но и возможный фактор усиления нестабильности общества. Оказание своевременной поддержки молодёжи в современных условиях - неотъемлемая составляющая социальной политики в городе Твери.

По данным ТВЕРЬСТАТ на 1 января 2010 года численность молодежи в возрасте 14-30 лет составляет 113312 человек, что составляет 27,6 % от общего числа жителей (410300 человек).

Рис. 1. Численность молодого населения г. Твери по возрастным группам на 1.01.2010

К настоящему времени  сформировалось и развивается самостоятельное  направление внутренней политики города по отношению к молодежи. Если вначале  ей был присущ в большей степени  межотраслевой характер, то к настоящему времени сложились все признаки самостоятельной отрасли: организационная структура, молодежная инфраструктура, кадровое обеспечение, выработан программный механизм реализации приоритетных направлений молодежной политики во взаимодействии с общественными организациями.

Характеризуя современную ситуацию в области развития молодежной политики в городе Твери, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время в городе:

  1. выбран продуктивный – с точки зрения равноправного партнёрства – формат взаимоотношений молодёжи и органов городского самоуправления;
  2. создана сеть муниципальных учреждений социального обслуживания подростков и молодёжи, на базе которых оказываются комплексные социальные услуги молодым семьям, молодым людям с ограниченными возможностями, помощь в трудоустройстве подростков. На базе учреждений активно развиваются авторские профильные программы, направленные на формирование активной жизненной позиции и навыков проведения содержательного досуга;
  3. сложилось и развивается социальное партнерство с общественными молодежными организациями;
  4. в достаточной степени сформировано общественное мнение в пользу решения молодежных проблем как особой социально-демографической группы.

В городе с каждым годом растёт число молодых людей, вовлеченных в общественные процессы, что позволяет говорить о формировании установки молодого тверичанина на социальный успех. Среди молодежи города  Твери много талантливых, одаренных ребят, которые достойно представляют город на межрегиональных, всероссийских и международных форумах.

Тем не менее, на сегодняшний день остается ряд проблем, сложившихся исходя из современных экономических и политических реалий развития общества в целом.

К числу тревожных  тенденций в молодежной среде  относятся следующие проблемы:

1. Молодые семьи являются  социальным образованием наиболее неустойчивым и чувствительным к процессам, протекающим внутри него, и к влиянию на него извне.

Современный этап социокультурного развития накладывает свой отпечаток  и на развитие  семейных отношений, особенно на молодые семьи. Крепкие, устойчивые молодые семьи закладывают основу российского общества. По данным социологических исследований, каждая шестая семья в России – молодая. На долю молодых семей приходится две трети рожденных детей.

Но современная российская молодая семья наиболее уязвима. Внешние дестабилизирующие факторы (плохие жилищные условия, ограниченные материальные возможности, зависимость от родителей, проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения) могут сыграть свою  губительную роль. Многие социологи считают, что институт семьи разрушается, ссылаясь на распространение среди молодежи феномена незарегистрированного (гражданского) брака. Сказывается  и  либерализация взглядов молодежи на семью, добрачные и внебрачные интимные отношения. Более 37% всех разводов приходятся на молодые семьи. Однако очень важно - особенно в плане разработки молодежной и семейной политики - увидеть за кризисом молодой семьи трудный, мучительный переход от традиционного типа семьи к современному типу семьи. Большое воздействие на функционирование молодой семьи, ее стабильность и удовлетворенность супругов браком оказывают мотивация создания семьи у будущих супругов, их собственные представления о том, какой должна быть будущая семья. В свою очередь, несовпадение целей супружества, различные представления о браке и семье и разная мотивация вступления в брак во многих случаях приводят к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи.

Возникает острая необходимость в формировании у  молодежи восприятия семейного благополучия как жизненного ориентира, одной из ведущих ценностей.

2. Здоровье молодого  поколения имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. 

Причиной тому является распространение наркотической  и алкогольной зависимости  среди  молодежи, а также сопутствующих  заболеваний. Состояние здоровья молодежной популяции представляет собой компонент оценки потенциала общественного здоровья и одновременно одну из объективных характеристик социально-экономического развития регионального сообщества.

С целью улучшения  здоровья молодого поколения тверичан, профилактики социально значимых заболеваний в молодежно-культурной среде актуальным является комплексное развитие в городе Твери системы оздоровления и отдыха подростков и молодежи, развитие массовых видов молодежного спорта и туризма.

3. По сравнению с 1995 годом несколько снизилась, но продолжает оставаться высокой доля молодых людей, являющихся безработными. По состоянию на начало 2009 года на учете в городском Центре занятости населения в качестве безработных состояло 29,7 % в возрасте до 30 лет к общей численности безработных человек.

В качестве позитивной тенденции можно отметить повышение  уровня заработной платы, что стимулирует  население (в т.ч. и молодых людей) к труду.

 

Таблица 1

Трудовые  ресурсы и занятость населения

Показатели

Ед.

изм.

Годы

1990

1995

2000

2005

2007

2008

2009

Среднегодовая численность занятых в экономике

тыс.

чел.

231,8

203,4

202,5

206,7

220,3

220,3

216,7

Среднемесячная  заработная плата занятых в экономике

руб.

255

457

2 033

8 359

12 722

15 938

16 795

Темп роста среднемесячной заработной платы к предыдущему году

%

115

235

148

121

125

125

105

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец  года)

тыс.

чел.

-

2,9

0,9

1,1

0,7

1,0

3,2

Уровень безработицы

%

-

1,4

0,51

0,51

0,35

0,43

1,42

Молодежь в возрасте 16-29 лет в % к численности официальных безработных

%

-

38,4

27,4

29,0

22,5

23,7

29,7

Женщин в % к  численности официальных безработных

%

-

84,6

83

76,5

71,5

60,9

51,9


 

 

Среди основных проблем, затрудняющих успешное трудоустройство  молодых людей, можно назвать следующие:

  • низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная в основном недостатком профессиональных знаний и отсутствием квалификации;
  • нежелание молодежи устраиваться на низкооплачиваемую, непрестижную работу, ориентация на высокую заработную плату;
  • нежелание работодателей принимать на работу молодых людей без опыта работы по специальности;
  • низкий уровень активности и предприимчивости молодежи при решении вопросов трудоустройства;
  • стремление молодежи совмещать работу с учебой, что создает дополнительные трудности для работодателей;
  • падение престижности в молодежной среде социально значимых, «рабочих» профессий, ориентация при выборе профессии на специальности непроизводственной сферы.

Учитывая  важность включения молодежи в деятельность субъектов рынка труда, для решения вышеперечисленных проблем необходимо развивать новые модели вовлечения молодых тверичан в трудовую деятельность; практиковать профориентационное консультирование подростков и молодежи, внедряя новые технологии; своевременно информировать молодежь о ситуации на рынке труда в городе и в стране в целом.

4. В городе  сохраняется потребность в качественных  молодёжных средствах массовой  информации (теле-, радиопрограммах, газетах, Интернет-сайтах), специализирующихся на молодёжной тематике и тематике, актуальной для различных молодежных групп. Относительная количественная достаточность городских средств массовой информации с информационно-качественной точки зрения не решает острейшие молодёжные проблемы.

Отличительной особенностью развития молодежной среды является высокий уровень включенности тверской молодежи в регулярное пользование сетью Интернет. В настоящее время регулярными пользователями сети являются практически две трети тверской молодежи – 60,0%. Подавляющее большинство используют для выхода в Интернет домашний компьютер, более чем у каждого четвертого есть доступ к сети Интернет на рабочем месте. Пункты общественного доступа к мировой паутине, а также возможность пользоваться сетью Интернет по месту учебы – в школе или техникуме, ВУЗе – постепенно отходят на второй план.

Основной целью  выхода в Интернет для тверской молодежи является поиск информации по любому интересующему вопросу, большинство  ищет в Интернет информацию, необходимую для учебы. Более чем половина молодых пользователей Интернета использует его как средство общения. Мировая паутина стала мощным информационным ресурсом, своего рода второй информационной и коммуникативной реальностью для значительного числа молодых людей города Твери.

В данном направлении целесообразным представляется формирование целостного информационно-консалтингового пространства в городе Твери путем реализации программ консультирования молодежи по различным вопросам, издания информационно-методических материалов по вопросам, интересующим различные молодежные группы.

5. В городе  Твери не хватает современных  молодежных центров. Альтернативой выступают коммерческие клубы и учреждения, которые недоступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. При этом коммерческие досуговые учреждения, которые в своей деятельности ориентируются исключительно на извлечение прибыли, оказывают большое влияние на формирование сознания молодых людей, формируя установку на праздный образ жизни.

В связи с  этим в городе существует большая  потребность в расширении молодежной инфраструктуры, в создании/поддержании различного рода учреждений, центров, на базе которых молодежные организации и движения могли бы реализовать собственные, социально одобряемые проекты.

В данных условиях особенно важно расширять применение программно-целевого метода решения вопросов управления сферой молодежной политики на муниципальном уровне. При разработке Программы также был учтен опыт реализации государственной молодежной политики, накопленный за последние годы в Тверской области.

Отличительной чертой Программы является усиление составляющей мониторинга молодежной среды через проведение социологических исследований, а также работы с молодежными организациями, которые могут осуществлять «включенное наблюдение за молодежной средой», что позволит своевременно учитывать все происходящие изменения в социальном самочувствии молодых людей и корректировать подходы к реализации задач молодежной политики.

Применение  программно-целевого метода позволит:

  • выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;
  • обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контролируемость инвестирования бюджетных средств в молодёжную сферу города;
  • осуществить целенаправленное вложение средств в повышение социальной активности, компетентности и профессионализма молодежи.

В рамках настоящей  Программы определены субъекты, на которых распространяется ее действие:

  • граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие в городе Твери,
  • молодежные объединения и некоммерческие организации, созданные в соответствии с федеральным законодательством и зарегистрированные в установленном законом порядке на территории города Твери;
  • органы городского самоуправления, реализующие мероприятия в сфере молодежной политики;
  • иные юридические и физические лица, принимающие участие в осуществлении государственной молодежной политики.

Информация о работе Молодежная политика