Национальные интересы России на современном этапе развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:46, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение национальных интересов России в современном мире.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность национальных интересов государства
Изучить средства и методы реализации национальных интересов
Выделить национальные интересы РФ на современном этапе развития общества

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность национальных интересов государства 4
1.1 Понятие национальных интересов государства 4
1.2 Средства и методы реализации национальных интересов 10
Глава 2. Национальные интересы России на современном этапе развития общества 15
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Геополитика реферат.docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1.   Понятие и сущность национальных интересов государства 4

1.1   Понятие национальных  интересов государства 4

1.2  Средства и методы  реализации национальных интересов 10

Глава 2. Национальные интересы России на современном этапе развития общества 15

Заключение 26

Список использованной литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

Формирование  и реализация национальных интересов  – предмет особого внимания государственных  институтов, политических партий, общества в целом. Это сложный и многоступенчатый процесс, требующий объединенных усилий ученых, политиков, руководителей различных  уров-ней. Он тем эффективнее, чем  лучше организован, чем яснее  организаторы представляют его структурные  и функциональные элементы, прямые и об-ратные связи между этими  элементами. Участниками такого дискурса яв-ляются те, кто мыслит категориями  нации, национальной идентичности, национальных интересов и т.д., определяя и  переопределяя их.

Категория «национальный интерес» является одной  из основных и наиболее распространенных в системе понятий теории социологических  наук. Сама сфера национальных отношений  нередко рассматривается, как своеобразное поле социального конфликта и  взаимодействия различных национальных интересов, в рамках которого и осуществляется (или не осуществляется) их реализация.

Целью данной работы является рассмотрение национальных интересов России в современном  мире.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие  задачи:

  • Рассмотреть понятие и сущность национальных интересов государства
  • Изучить средства и методы реализации национальных интересов
  • Выделить национальные интересы РФ на современном этапе развития общества 

 

 

 

 

 

 

   Глава 1. Понятие и сущность национальных интересов государства

 

1.1   Понятие национальных  интересов государства

 

Национальные  интересы - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего  государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической  и других сферах жизнедеятельности  общества. Национальные интересы в  основе своей объективны, потому как  они отражают стремления граждан  государства к обеспечению стабильного  и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз  личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и  институтов, на которых зиждется существование  общества.1

Данные  стремления граждан воплощаются  в концепцию (доктрину) национального  интереса, конкретное содержание которой  также определяется преимущественно  объективными параметрами, такими, как:

- геополитическое  положение государства на мировой  арене, наличие у него союзников  или противников, представляющих  непосредственную угрозу для  национально-государственных интересов  страны;

- положение  в системе международных экономических  отношений, степень зависимости  от внешних рынков, источников  сырья, энергии и т.д.;

- общее  состояние системы международных  отношений, преобладание в ней  элементов соперничества или  партнерства, силы или права.

При изучении национальных интересов государства четко  просматриваются два ее аспекта: внутренний, основанный на осознании  общности (с точки зрения нации  в целом) интересов различных  социальных слоев и групп, и внешний. Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической стороне национально- государственных интересов. Общность или сопряженность национальных интересов воспринимается ими, как нечто данное и само собой разумеющееся. По всей видимости, это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных социально-экономических систем, а также «органических» этапов исторического развития общества. Здесь сказываются также глубокие традиции гражданского общества и политическая культура, требующие от любой политической силы и движения безусловного следования сложившимся представлениям о национально-государственных интересах страны. Иначе у них просто нет шансов на сколько-нибудь массовую поддержку и влияние.2

Ситуация, наблюдаемая в  современной России, принципиально  отличается от описанной выше. Наша страна переживает процесс радикальных  преобразований при отсутствии четко  зафиксированного их вектора. Состояние  общественных умов крайне хаотично и  подвержено достаточно беззастенчивому  манипулированию. Ни о гражданском  обществе (в строгом значении этого  слова), ни о политической культуре в нашей стране говорить вообще не приходится. Но все это как раз  и, придает проблеме изучения национально-государственных  интересов России особую актуальность, причем при рассмотрении ее внутреннего  и внешнего аспектов акцент должен быть сделан на внутреннем - на осознании  реальности неких общих интересов, стоящих выше интересов различных  классов, социальных слоев и групп.

С изменением объективных реальностей, потребностей общества в сфере международного общения может меняться и содержание национальных интересов. В действительности же при определении конкретного  содержания национальных интересов  необходимо исходить из существования  в объективной реальности, как  относительно стабильных (меняющихся лишь в течение десятилетий), так  и переменных, подверженным частым сменам, величин.

Наиболее  сложно найти «формулу» национального  интереса для общества, меняющего  парадигму собственного развития или  же расколотому по социальному, этническому  или географическому признаку, иначе  говоря, для общества, где не сложился или разрушился консенсус большинства  по коренным вопросам его жизни и  развития. Смена парадигмы внутреннего  развития - переход от тоталитаризма  к демократии, например, хотя может  и не сказываться на геополитическом  положении государства, также вызывает пересмотр взглядов на содержание его  национальных интересов. Так, для тоталитарного  государства свойственно стремление к максимально высокой степени  контроля над всеми сферами жизни  общества, в том числе и экономической.

Безопасным  и стабильным считается лишь такое  развитие, которое обеспечивается собственными ресурсами, на базе полной (или частичной) автаркии. Переход к демократии и  рыночной экономике, как правило, порождает  стремления к открытости, участию  в международном разделении труда, формированию отношений взаимозависимости  в экономической сфере с другими  государствами, которая в тоталитарном обществе воспринимается как односторонняя  зависимость, угроза национальной безопасности. Проблема здесь состоит в том, что концепция национального  интереса формулируется и может  быть реализована только, как общенациональная доктрина, разделяемая и поддерживаемая большинством общества. Однако на практике такой полный консенсус труднодостижим по следующим причинам.3

Во-первых, в оценке объективных параметров и реальностей, лежащих в основе определения национальных интересов  неизбежно присутствует элемент  субъективизма, бремя воззрений  и суждений прошлого, идеологические мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соответственно, у оппозиции проводящемуся  курсу всегда есть возможность поставить  под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию национальных интересов.

Во-вторых, на политический выбор государства  влияют различные группы давления, отражающие объективно существующие в  большинстве обществ расхождения  в определении внешнеполитических приоритетов государства, содержании его национальных интересов. Подобные расхождения присущи и нормально  развивающимся странам, они связаны, например, со спецификой интересов  различных социальных, половозрастных, этнических, конфессиональных групп, различных  фракций деловых кругов, особенностями  развития отдельных регионов внутри государства и т.п.

Общенациональное  согласие оказывается достижимо, как  правило, лишь в экстремальные моменты  развития государства, скажем ситуации появления общей для всех, зримо  и четко воспринимаемой угрозы. Для  определения степени целеустремленности действий государства на международной  арене важна не только его абсолютная мощь (военная, экономическая), но и  показатели наличия у него «национальной  стратегии», опирающейся на четкое понимание национальных интересов, а также «национальной воли» - способности общества разделять  и поддерживать понимание этих интересов.4

Проблема  соответствия национальных интересов, в том виде в каком они определяются государством, действительным интересам  общества стала особенно острой в XX веке, который дал немало ярких  примеров того, как попытки реализовывать  найденную формулу национального  интереса приводили к неудачам, а  то и катастрофам. Одним из ярчайших примеров стал – Союз Советских  Социалистических Республик (СССР), измотавший свои силы в "холодной войне", в  значительной мере порожденной его  стремлениями обеспечить единоличное  торжество в мировом масштабе тех идей и принципов, на которых  строилось само советское общество того времени.

Противоречия  между объективными интересами общества (нации, народа) и концепцией национальных интересов (или доктриной, на основе которой определяется внешнеполитическая и военно-политическая стратегии) в  некоторых случаях выступают  продуктом субъективных просчетов  правительств. Чаще, однако, речь идет о более глубинных причинах, связанных  с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем  идеологией.

СССР, сложившийся  не как обычное государство, ориентированное  на обеспечение собственных интересов, а как база «мировой революции», руководимая Коммунистической Партией  Советского Союза (КПСС), которая всегда исходила из того, что прочность  советского строя находится в  прямой зависимости от развития революционных  процессов во всем мире, также был  обречен на противостояние с другими  государствами, народы которых не разделяли  социалистических ценностей. Иначе  говоря, интересы СССР в том виде, как они официально формулировались  и реализовывались, несмотря на то, что они несколько десятилетий  разделялись и принимались советским  обществом, объективно были иллюзорными. Следование курсом, основанным на «пролетарском  интернационализме», усугубляло противостояние в «холодной войне» с Соединенными Штатами Америки, что подрывало  и уровень жизни советского населения, и шансы на его повышение, увеличивало  степень опасности, связанной с  ядерной угрозой и для СССР, и для всего мира.5

Таким образом, можно заключить, что общество, природа  которого порождает интересы, в принципе не реализуемые или же чреватые наступлением национальной трагедии, в основе своей  нежизнеспособно. Представляется далеко не случайным, что попытка пересмотреть парадигмальное понимание интересов  СССР на мировой арене, предпринятая М.С. Горбачевым, в конечном счете, завершилась  распадом государства, крахом самой  советской политической системы, ее стержня - КПСС. Эта попытка исходно была не связана с пересмотром парадигмы советской внешней политики, на уровне деклараций речь шла лишь об изменении средств реализации ее целей (без гонки вооружений, без военного противостояния блоков и т.д.).

И все  же, принципиально важно подчеркнуть, что национально- государственные интересы неотделимы от всей истории страны, сколь бы древней и противоречивой она не была, от сложившихся на протяжении веков культуры, традиций, системы ценностей и духовного склада ее населения.

 

1.2  Средства и методы реализации  национальных интересов

 

Сущностное  содержание национальных интересов  государства неразрывно связано  со средствами и методами их реализации. Возможность найти альтернативы без подрыва основания, фундамента определенного типа общественного  развития – это важнейший показатель соответствия этого развития общим, глобальным тенденциям мирового прогресса  цивилизации. Следует отметить, что  гибкость в определении содержания национальных интересов любого государства, выборе средств и методов их реализации становится особенно актуальной в современном  мире. Это, прежде всего, обусловлено  развитием региональной и глобальной взаимозависимости государств и  народов в вопросах обеспечения  военной безопасности, защиты экономических  интересов, решении экологических  проблем во всем мире и т.п.6

С одной  стороны, взаимозависимость вносит свои коррективы в выбор средств  и методов обеспечения национально-государственных  интересов. Современное оружие исключает  возможность обеспечения безопасности народа и общества односторонними усилиями, а также недостаточным оказывается  и участие в военных союзах. Безопасность одного государства неразрывно связывается со всеобщей безопасностью, обеспечиваемой коллективными усилиями всего мирового сообщества, обеспечением господства в международных отношениях силы права, а не права силы. Экономическая  стабильность, включая устойчивость курса национальной валюты, также  оказывается в зависимости от состояния международной экономики  в целом. Сохранение среды обитания человека в отдельных государствах напрямую зависит от способности  других проводить экологически рациональную политику.

Информация о работе Национальные интересы России на современном этапе развития общества