Население России и социально-экономические трансформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

За истекшее почти два десятилетия реформирования экономики новой России, в стране произошли радикальные изменения, которые наряду с положительными явлениями (ликвидация товарного дефицита, становление рыночных институтов, развитие предпринимательства) привели к отрицательным явлениям: кризисному состоянию экономики, из

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Массовая поддержка социально-экономических преобразований в России – главное условие их успеха…………………………………………………...…..5
2. Основные экономические преобразования в России…………………….…11
3. Основные социальные преобразования в России………………….………..16
Заключение…………………………………………………………...…………..23
Список использованной литературы………………………………...…………24

Файлы: 1 файл

ДЕМОГРАФИЯ.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Социально-демографические  показатели состояния здоровья также  свидетельствуют о катастрофической ситуации в нашей стране. Резко снизилась средняя продолжительность жизни. Начиная с 2006 г. происходит незначительный рост этих показателей. Однако ситуация остается тяжелой и, по самым оптимистическим сценариям, в 2010 г. этот показатель не превысит в среднем 69,2 года, то есть отставание от развитых стран не снижается.

Можно констатировать, что  в России сформировались негативные тенденции воспроизводства населения: рост естественной убыли, региональное расширение процессов депопуляции, интенсивное старение населения.

Демографический фактор показывает дестабилизирующее воздействие  и на экономику, и на социальную сферу.

Социально-экономический  кризис резко изменил картину  здоровья населения и круг определяющих его факторов. На первое место в характеристике заболеваемости и смертности выходят различного рода социопатии: туберкулез, венерические заболевания, психические расстройства, алкоголизм, наркомания, убийства и самоубийства. Как следствие меняется структура инвалидности и смертности. По-прежнему велика детская и материнская смертность. Путь радикального решения проблем – социальное оздоровление, «снятие» социально деструктивных импульсов, вольно или невольно продуцируемых кризисом и социально дезориентированной политикой реформ. Решение перечисленных проблем во многом зависит от состояния образования и здравоохранения. Следует выделить ряд характерных причин кризиса в социальных отраслях.

Во-первых, произошел  резкий спад объемов финансирования, что привело к прямому развалу образования и здравоохранения.

Потребность сферы образования в ресурсах удовлетворяется не более чем наполовину.

Перевод здравоохранения  на страховую основу должен был изменить направленность финансовых потоков. Однако произошло не столько дополнительное финансирование, сколько замещение бюджетных средств внебюджетными (30% всех расходов). Реальное финансирование составляет, по разным оценкам, 2,3-3,2% ВВП. Расходы на одного человека в год – около 50 долл. (в США – 3 тыс., в Западной Европе – 0,8-1,5 тыс. долл.)

Во-вторых, резкая коммерциализация социально-культурных услуг, не обеспеченная соответствующей системой доходов, отторгла от качественного обслуживания большую часть населения. В результате социальная сфера сама превратилась в источник усиления социальной дифференциации. Продолжают нарастать различия в стартовых позициях школьников, так как школьное образование становится дорогим даже в муниципальных школах.

В-третьих, распад инвестиционного  комплекса подорвал материальные основы развития образования и здравоохранения. Продолжаются недоинвестирование отраслей, их дальнейшее отторжение от достижений НТП и новых технологий. Инвестиции смещаются на местный уровень, что ставит под удар развитие социальных отраслей.

В-четвертых, снижение престижности труда в социальных отраслях сопровождалось массовым переходом кадров в коммерческие структуры или выездом за рубеж. Низкий уровень оплаты труда (менее 70% среднего по стране), постоянные неплатежи ухудшают ситуацию в образовании и здравоохранении. При низкой престижности труда в этих сферах невозможно решать такие назревшие проблемы, как обучение возросшего числа умственно отсталых детей, борьба с беспризорностью, обучение и медицинское обслуживание в сельской местности, сохранение педагогической элиты в вузах.

В-пятых происходящая интенсивная децентрализация социальных функций не сопровождалась соответствующим перераспределением ресурсов между центром и регионами. С передачей подавляющей части расходов на региональный уровень (образование – 85%, здравоохранение – 80%) ухудшилось обслуживание населения вследствие тяжелого состояния региональных бюджетов.

Основными целями государственной  политики являются прекращение развала  этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить населению конституционные гарантии бесплатного образования и здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу реформ.

К приоритетам текущей  политики в образовании относятся  развитие дошкольных учреждений, средней школы, системы переподготовки кадров, отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий период и перспективу.

В здравоохранении –  это скорая и неотложная помощь, охрана здоровья матери и ребенка, контроль над инфекционными и социально опасными болезнями обеспечение лекарствами.

Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует  назвать наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности, производства техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной деятельности, массовое переобучение занятых и поддержку научных кадров.

Следует добиться четкого  разграничения основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальных отраслей.

Очевидно, государство  должно четко обозначить свои функции  и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К ним относятся:

- обеспечение основных  гарантий; разработка и соблюдение единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с учетом мировых стандартов);

- формирование правовой  базы, обеспечивающей доступность  населения к социальным благам;

- разработка концепции  целевых программ.

Кроме того, государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга.

Наконец, важен поиск  механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь идет не только о структурной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.

Невнимание государства  к проблемам коммерциализации и приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое значение для образования и здравоохранения имеет стабилизация государственного финансирования. Для этого потребуется:

- признать государственное  финансирование основным источником  подъема данных отраслей, реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их финансирование,

- обеспечить постепенный  переход образования и здравоохранения  на нормативное финансирование, что потребует не только раз  работки соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по финансовому состоянию,

- создать правовые  и организационные условия для  эффективной реализации многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц,

- совместить во времени  процессы перемещения социальных  функций в регионы и их финансовое  обеспечение;

- ввести систему административной  и финансовой ответственности  правительства за нарушение синхронности этих процессов;

- чётко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры;

- поставить под контроль  целевое расходование средств  из внебюджетного фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах;

- отразить сложившуюся  региональную дифференциацию моделей  финансирования здравоохранения  в нормативных документах;

- ввести максимальные  налоговые и кредитные льготы  для социальных инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.

Возрождение образования  и здравоохранения - это процесс  восстановления национального достояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники обеспечения успеха реформ.

Отход от плановых методов  управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом.

В числе тенденций, четко  обозначившихся в середине 90-х прошлого века годов, можно назвать:

- абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения,

- активное перераспределение  занятых между государственным  и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;

- процессы реструктуризации  отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др.

 

Заключение

 

В настоящее время  глубокие социально-экономические  трансформации происходят во всем мире, и Россия не является исключением. Трудности, с которыми столкнулись российские реформы, видимо, связаны не только с экономическими просчетами и ошибками властей.

Они имеют более глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера. Исследования глобальных изменений в мировой экономике привели к осознанию необходимости преодоления узко экономического подхода к реформам, игнорирующего происходящие социальной процессы и требования поддержки широких слоев населения.

В центре социально-экономических, правовых и институциональных преобразований в развитых странах на данном этапе находятся изменения в самом человеке – основном носителе новых потребностей и инноваций.

Мировая экономика стала  ареной жесткой конкуренции страны, лидерство которых обеспечивается ускоряющимся потоком новых технологических решений и новой организацией их использования во всех сферах жизни общества.

В этих условиях действительное богатство экономически лидирующих стран определяется способностью их экономик адаптироваться к эффективным преобразованиям, которые зависят от состояния нематериальных форм богатства и сфер, обеспечивающих развитие человека. Прогресс в этих странах все в большей степени определяется качеством жизни, эмансипацией личности в хозяйственной сфере, а не темпами роста производства.

Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности, является повышение её эффективности. По оценкам специалистов, лишь около 63-66% суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности.

 

Список использованной литературы

 

1. Абалкин И. Экономическая  безопасность России: угрозы и  их отражение. // Вопросы экономики. – 2010. – № 12. – С. 19-25.

2. Архипов А., Городецкий  М., Михайлов Б. Экономическая  безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. – № 10. – С. 36-44.

3. Базылев Н.И, Гурко  С.П. Экономическая тория. – М.: Омега-Л, 2010. – 365 с.

4. Бельёв И.Ю. Последствия  августовского кризиса 1998 года. // Вопросы экономики. – 2009. – № 8. – С. 19-23.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебное пособие. – М.: Талан, 2009. – 382 с.

6. Браунинг П.В. Современные  экономические теории – буржуазные  концепции. – М., 2010. – 183 с.

7. Булатов А.С. Экономическая  теория. – М.: Прогресс, 2011. – 394 с.

8. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – М.: Прогресс, 2011. – 395 с.

9. Лыкшин С., Свинаренко  А. Развитие экономики Росиии  и ее реструктуризация как гарантия социально-экономической безопасности. // Вопросы экономики. – 2009. – № 7 – С. 45-51.

10. Медведев А.В. Пути  финансовой стабилизации. – М.: Дело, 2010. – 216 с.

11. Микроэкономика. Теория  и российская практика: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 5-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2010. – 439 с.

12. Моисеев В.Е., Уланова О.И. Экономические реформы России: Учебно-методическое пособие. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – 178 с.

13. Носова С.С. Экономическая  теория. – М.: Владос, 2010. – 379 с.

14. Райзберг Э.И. Курс  экономики: Учебник. – М.: Манускрипт, 2010. – 427 с.




Информация о работе Население России и социально-экономические трансформации