Нидерланды в мировой экономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Нидерланды – первая страна в мире, вступившая на путь капиталистического развития. Буржуазная революция в этой стране прошла еще в VI веке. Удивительно, но сравнительно небольшое государство было могущественным в то время, когда такие крупные европейские страны, как Россия, Франция, Германия (в то время еще германские княжества) были аграрными странами с укоренившимися феодальными устоями. В XVII веке Нидерланды были одной из передовых европейских держав с развитыми торговлей и мореплаванием.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика географического и геополитического положения 5
2. Исторические особенности развития 8
3. Население 13
4. Основные отрасли производства 17
4.1 Общая характеристика экономики страны 17
4.2 Отрасли промышленности 17
4.3 Сельское хозяйство 31
4.4 Непроизводственная сфера 37
4.5 Внешние экономические связи 41
5. Культура и национальные традиции 44
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 51

Файлы: 1 файл

1.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

     Концерн "Юнилевер" открыл фабрику по производству мороженого в Австралии. Фабрика, оснащенная в соответствии с последними достижениями в этой области, находится близ Сиднея. Количество работающих - 250 чел. Стоимость проекта - 92 млн. гул. Мороженое - один из основных видов продукции "Юнилевер". В 1997 году концерн реализовал почти в 90 странах мира различных сортов мороженого на сумму в 6 млрд. долл. Общая прибыль концерна в первом квартале 1998 г. составила 1,46 млрд. гул. (в первом квартале 1997 г. - 914 млн. гул.). Торговый оборот - 22,5 млрд. гул. Наиболее динамично росли продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+22% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), в Африке (+21%), Латинской (+15%) и Северной Америке (+8%).

     Концерн "Юнилевер" приобрел контрольный пакет акций Московского маргаринового завода. Подробности сделки не сообщаются. На первом этапе "Юнилевер" планирует вложить 20 млн. долл. В реконструкцию предприятия. В ближайшее время в Москве будет налажен выпуск масла "Рама" и майонеза "Калвэ". Это вторая крупная инвестиция "Юнилевер" в российскую экономику: в 1994 году им была приобретена фабрика по производству туалетных принадлежностей "Северное сияние" в Санкт-Петербурге. Торговый оборот компании по производству кофе Drie Mollen (торговые марки - Gala и Mill House) увеличился в 1997 году почти в два раза и составил 600 млн. гул. Прибыль возросла на 61%, достигнув 21,3 млн. гул. В 1997 году компания сделала ряд крупных инвестиций во Франции (фирма Cafes Excella), Испании (фирма Union Tostadora) и Германии (фирма F. С. Klipp). Улучшилась работа филиала Drie Mollen в России. В планах компании дальнейшее расширение присутствия в этих странах, а также в Бельгии, Великобритании и Польше. Компания контролирует 8% продаж кофе на нидерландском рынке.

     Один из ведущих голландских пищевых концернов – компания BolsWessanen - объявил о продаже своего подразделения, занимающегося производством спиртных напитков, фирмы Bols (торговые марки Bols, Bokma, Coebergh), инвестиционному фонду CVC Capital Partners. Штаб-квартира фонда находится в Лондоне. Он основан в 1981 году и занимается размещением капиталов американские инвесторов в Европе. Его активы оцениваются в 6 млрд. гул. Оборот фирмы "Болс" составил в 1997 году 500 млн. гул. Она насчитывает 900 сотрудников, из них 300 в Нидерландах. По заявлению руководства концерна Wessanen отныне компания сосредотачивает свою деятельность на производстве продовольственных товаров, прежде всего сыра (торговая марка Leerdammer), мороженого и деликатесов. В то же время онасохраняет 35% акций фирмы "Сатрап".

     Торговый оборот пивоваренного концерна "Хейнекен" увеличился в 1997 году на 11% и достиг 13,5 млрд. гул. Главными рынками сбыта продукции для "Хейнекен" остаются Европа (около 70% оборота) и США. Нидерланды остаются крупнейшим экспортером пива в мире. Что касается внутреннего рынка, то потребление пива на душу населения возросло с 85,1 литра в 1996 году до 86,4 литра в 1997 году. Около 90% голландцев предпочитают светлые сорта пива (pils), 2,6% - с пониженным содержанием алкоголя, 7,1% - специальные сорта.

 

 

  •  

  • 4.4 Непроизводственная сфера
  • Социальное страхование

        В 1997 году в Голландии создано около 100 тыс. новых рабочих мест, прежде всего в сфере услуг, торговле и строительстве. По оценкам правительства, в 1998 году тенденция сокращения безработицы сохранится. 25 тыс. голландцев работают в настоящее время в Германии, 7,5 тыс. - в Бельгии, главным образом в Антверпене.

        В первом  квартале 1998 года в Голландии  зарегистрировано 1367 банкротств (в январе-марте 1997 г. - 1446). Сократилось количество ликвидаций среди транспортных предприятий (-27%), строительных фирм (-13%) и предприятий в сфере розничной торговли (-7%).[8, стр. 48]

        В результате  забастовок в 1997 году в Голландии было потеряно 15 тыс. рабочих дней. Состоялось около 70 акций протеста трудящихся, из них 11 крупных. В Европейском союзе Нидерланды, наряду с Германией, Австрией и Люксембургом, относятся к странам, наименее подверженным забастовочному движению. Согласно решению Европейского парламента, все потребительские товары, продаваемые в странах ЕС, должны иметь с 2000 года гарантию сроком не менее двух лет. При обнаружении в них мелких дефектов, товары не будут автоматически обмениваться у продавца, а будут ремонтироваться в фирменных ремонтных мастерских. Указывается, что данное решение продиктовано необходимостью сохранения рабочих мест в соответствующей сфере обслуживания, стремлением к более экономному использованию сырьевых продуктов и борьбой с негативными последствиями для окружающей среды от утилизации промышленных отходов.

        Количество  безработных в Голландии на  конец апреля 1998 года составило  318 тыс. человек или 4,6% трудоспособного  населения страны (уровень безработицы  в среднем по ЕС - 10,3%, в США - 4,7%, Японии - 3,8%). В апреле 1997 года этот показатель был равен 5,8%. Это наименьший уровень безработицы с 1980 года. Все трудоспособное население страны составляет в настоящий момент 10,69 млн. человек. Согласно правительственным исследованиям, 0,7% работающих в стране получают денежное вознаграждение ниже официально установленного уровня. В настоящий момент минимальная заработная плата в месяц составляет в Нидерландах 2220 гульденов 40 центов (брутто). Основная доля нарушений зафиксирована в сфере торговли и общественного питания среди работающих неполный рабочий день. В Нидерландах наблюдается тенденция роста случаев незаконного найма на производство нелегальной иностранной рабочей силы. Проверка Службы трудовой инспекции выявила в 1997 году 1180 подобных нарушений, в два раза больше, чем в 1995 году. [8,стр. 161]

        Наибольшее  количество нарушений зафиксировано  в секторе общественного питания  (735) и сельском хозяйстве (172). Пособие  по безработице выплачивается  в зависимости от стажа, возраста, состава семьи в размерах не менее 70% от заработной платы в течение последнего полугода работы. Надбавки на детей (в зависимости от их количества и состава семьи) - до 800 гульденов в квартал. Минимальная пенсия по старости (пенсионный возраст - 65 лет) для одиноких - 1091 гульд. в месяц, для семейных – 1566 гул. Средняя брутто зарплата работника с высшим образованием равняется 6000 гульденов в месяц, квалифицированного рабочего 3000 гул. ВНП на душу населения составляет более 30 тыс. гульденов в год (6 место в ЕС).

     

    Просвещение

        Образование в стране всеобщее, обязательное (12-летнее). Начальным звеном системы являются базисные школы (с 4 до 10 лет). Полное среднее образование осуществляется в гимназиях и реальных средних школах (атенеумах) с 6-летним сроком обучения. По окончании этих школ учащиеся получают право поступать в высшие учебные заведения. С 4 до 16 лет образование является бесплатным. В стране имеется 17 высших учебных заведений, в т. ч. 9 университетов.

     

    Транспорт

         Транспортная система характеризуется густой разветвленностью и развитостью. Более 80 % внутренних перевозок приходится на автомобильный транспорт, 17 % на водный и лишь 3 % на железнодорожный. В международных перевозках лидирующее положение занимает флот - 60 % перевозимых грузов. На международные автомобильные перевозки приходится 8 %, а на железнодорожный - 2,5 %.

         Морской торговый флот Нидерландов насчитывает около 550 судов, занимая 3 места в ЕЭС и 20 в мире. С учетом буксиров, каботажных судов их численность превышает 1 000. Около 30 % флота составляют танкеры.

    На территории Нидерландов  располагается крупнейший порт мира - Роттердам. Это уникальный гигантский промышленно - транспортный узел. Грузооборот  Роттердама составляет 250 миллионов  тон. Основу его специализации составляют массовые грузы - нефть и нефтепродукты (30 - 50 % грузооборота), руда и уголь (до 15 %), зерно, удобрения (до 15 %). Грузооборот второго по значению морского порта - Амстердама - составляет 1/10 грузооборота Роттердама. Специализируется он на перевозке штучных товаров, а также минеральных масел, кормов. По внутренним водам перевозится 200 миллионов тон грузов.[8, стр. 267]

         Автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным и по многим показателям давно превзошел его. Число автомобилей превысило 5 млн., из которых 4,6 млн. находятся в личной собственности. Сеть автомобильных дорог растет, благоустраивается, хотя по удобству уступает соседней Бельгии.

         Авиационное сообщение почти полностью монополизировано государственной компанией «КЛМ». Крупнейший из 10 аэропортов Нидерландов Схинхол расположен в 10 километрах от Амстердама.

    Железные дороги в  основном принадлежат государству. Транспорт играет первостепенную роль в хозяйстве Нидерландов. Густая сеть внутренних водных путей, железных дорог и автомагистралей позволила расширить Хинтерланд морских портов Нидерландов далеко вглубь материковой Европы. На этой базе сложился выдающийся по своему значению транспортный узел в дельте Рейна с крупнейшим мировым портом Роттердамом.

         В международных перевозках лидирующее значение занимает морской флот, на долю которого приходится 60% перевозимых грузов. Если же добавить еще грузы, доставляемые речными судами, то доля водного транспорта превысит 80%. В пассажирских перевозках лидирует автомобильный транспорт. Пассажироперевозки железнодорожным транспортом увеличиваются, а морским - уменьшаются.

     

    Туризм

    Туризм также  представляет собой одну из наиболее крупных отраслей сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн. иностранных туристов посещают Нидерланды и более 6 млн. голландцев проводят свои отпуска за границей. В 2001 году страну посетило около 9,5 миллионов туристов из разных частей света. Более четверти иностранных туристов приезжает из Германии. Среди туристов хорошо представлены также Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Канада, Бельгия и Франция. Иностранные туристы тратят в Голландии порядка 7,5 миллиардов евро в год. Это превышает доходы от экспорта цветов и других растений. В свою очередь, нидерландские туристы тратят около 13,4 миллиардов евро за рубежом.

    Туристов привлекает столица — Амстердам, где имеются не только богатые культурные и исторические памятники (музей Ван Гога, Государственный музей Нидерландов, Дом-музей Рембрандта и дом Анны Франк), но и такие «культовые» места, как Де Валлен (квартал красных фонарей) и кофейни, где свободно продаётся каннабис и другие лёгкие наркотики, что запрещено в других странах Европы.

     

     В области  туризма специализируются свыше  40 тыс. фирм и компаний и занято более 260 тыс. человек. На долю туристов приходится почти 11% всех потребительских расходов в Нидерландах.

     

    • 4.5 Внешние экономические связи

    Управление внешней  торговли при Министерстве экономики  Нидерландов (EVD) занимается продвижением интересов голландских компаний и предприятий всех секторов экономики  на международной арене. Управление предоставляет нидерландским предпринимателям различные услуги и информацию, необходимую для развития их бизнеса за рубежом. Каждый год организация проводит около 60 специальных мероприятий для развития связей голландских компаний со странами Европейского сообщества и всего мира. Организация была создана в 1936 году. Штаб-квартира находится в Гааге. На Голландию приходится свыше 4% мировой торговли. А по уровню экспорта на душу населения Нидерланды занимают одно из первых мест в мире. При этом в последние годы правительство Нидерландов продолжает принимать различные меры по стимулированию экспорта.

         Готовые изделия в экспорте занимают 58%, сельскохозяйственные товары - 24%, энергоносители - 10%. Возрастает роль экспорта услуг.

    Сотрудничество с ЕС - основной приоритет внешнеэкономической  деятельности Голландии. В связи с этим основные торговые партнеры Нидерландов - государства Европейского союза. Так, на страны ЕС приходится 64% импорта и 74% экспорта.[9, стр. 247]

         Важнейшим торговым партнером Голландии считается Германия, на которую приходится 24% импорта и 30% экспорта. Причем, по прогнозам специалистов, в ближайшее время торговый оборот с этим государством будет увеличиваться на 6% ежегодно. Сейчас в Нидерландах успешно работают свыше 1550 немецких компаний, и, по оценкам голландских предпринимателей, именно немцы представляют наибольшую привлекательность в качестве деловых партнеров.

         В настоящее время возрастает доля экспорта в страны Центральной и Восточной Европы. Однако здесь основная проблема - высокая себестоимость голландской продукции, что может стать препятствием в развитии этого направления. Тем не менее правительство намерено расширить сеть своих представительств в Восточной Европе, в связи с чем разработаны и уже действуют шесть специальных правительственных программ по стимулированию деятельности голландских предпринимателей в этом регионе.

         Одновременно увеличиваются объемы торговых операций с США. В последние годы экспорт Голландии в Соединенные Штаты увеличился на 19-20%, а импорт - на 25-26%. Нидерланды занимают третье место по объему прямых капиталовложений в американскую экономику. В свою очередь на рынке Нидерландов представлены около 1,8 тысячи американских компаний. Также около половины европейских дистрибуторных центров крупнейших американских компаний расположены в Голландии.

         При этом правительство активно поощряет экспортеров и содействует проникновению голландских компаний на новые внешние рынки с гарантией устойчивой работы за рубежом. Основные направления экспортной политики правительства Нидерландов - защита интересов своих компаний на территории иностранных государств, содействие капиталовложениям за рубежом, приобретение ноу-хау, а также экспортное кредитование.

          В то же время власти стремятся обеспечить такие условия внутри страны, при которых иностранные производители не смогут диктовать свои условия на внутреннем рынке Нидерландов, защищая тем самым интересы голландских производителей.

         Активное участие во внешнеэкономической деятельности принимают малые и средние предприятия, тем более что мелкие компании, ориентированные на международные рынки, пользуются поддержкой министерства экономики Нидерландов. Наиболее резкий рост нидерландского экспорта в течение 90-х годов пришелся на машины и транспортное оборудование, а также на химический сектор. Рост доли этих групп товаров произошел за счет снижения доли экспорта других продуктов, в особенности топлива и продукции обрабатывающей отрасли.

    Информация о работе Нидерланды в мировой экономике»