Новые направления европейской интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Возможность и даже необходимость увеличения числа членов европейского интеграционного объединения была заложена в самой идее и зафиксирована в Римском договоре 1957г. Как заявил в одном из своих интервью бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, "фактом является то, что Европейское сообщество с тех пор, как ему положило начало Европейское объединение угля и стали, всегда проводило политику одновременного углубления и расширения". Если первоначально число участников "Общего рынка" составляло 6, то через два десятилетия их стало 9, затем -12, ас 1 января 1995г. - уже 15 (вместо 16, поскольку вступление Норвегии в ЕС не было одобрено на референдуме ее народом).

Содержание работы

Введение
Глава 1 Расширение границ Европейского Союза
Глава2: Трудности интегрированного расширения ЕС.
Глава 3: Интегрированная система управления.
Глава 4 "Европа нескольких скоростей" или идея "твердого ядра".
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

INTEGR.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  Образования РФ

Кубанский Государственный  Технологический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Геополитика 

на тему: Новые направления европейской интеграции      

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:                                      Выполнил:            

доцент студент гр.97-2ЭК-1

Рудаков Л.В. Ходарев В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Новороссийск

1999

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Глава 1     Расширение границ Европейского Союза
  3. Глава2:    Трудности интегрированного расширения ЕС.
  4. Глава 3:     Интегрированная система управления.
  5. Глава 4      "Европа нескольких скоростей" или идея "твердого ядра".
  6. Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возможность и даже необходимость  увеличения числа членов европейского интеграционного объединения была заложена в самой идее и зафиксирована в Римском договоре 1957г. Как заявил в одном из своих интервью бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, "фактом является то, что Европейское сообщество с тех пор, как ему положило начало Европейское объединение угля и стали, всегда проводило политику одновременного углубления и расширения". Если первоначально число участников "Общего рынка" составляло 6, то через два десятилетия их стало 9, затем -12, ас 1 января 1995г. - уже 15 (вместо 16, поскольку вступление Норвегии в ЕС не было одобрено на референдуме ее народом). Сторонники интеграции уверены, что   к ЕС постепенно присоединятся остальные члены Европейской ассоциации свободной торговли, а также часть бывших членов СЭВ, в том числе даже некоторые страны СНГ.

Увеличение числа стран-членов ЕС с неизбежностью ставит вопрос об углублении процесса интеграции, поскольку двадцати, а тем более сорока государствам гораздо труднее договориться, если не приняты специальные жесткие правила решения спорных вопросов и компетенции интегрированных органов. Несмотря на не стихающие до сих   пор   ожесточенные   споры   между   "федералистами"   и "националистами" этот процес продвигается, о чем свидетельствует Маастрихстские соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1:    Расширение границ Европейского союза.

 

Различия в уровнях  экономического развития стран ЕС и  в степени их желания участвовать  в интегрированных областях привели  еще в 80-е годы к появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было принято решение о том, что  имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут .сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран  в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Обосновывая свою позицию, она аргументирует ее жизненной необходимостью распространения на этот регион зоны стабильности, существующей в Западной Европе. О том же говорят и выводы группы ученых из ряда европейских стран, которые по заданию КЕС анализировали происходящие в Восточной Европе преобразования. Экперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления    националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.

Эта точка зрения широко распространена и в немецких средствах  массовой информации. "Поэтапная  интеграция в западное экономическо сообщество" и, наконец, членство проводящих реформы стран Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы представляет собой единственную возможность создания там надежного уклада рыночной экономики и демократии".

Многие европейские  политики считают, что сам Европейский  Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь ввиду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.

К числу активных сторонников расширения ЕС на восток относится и бывший президент Европейского банка реконструкции  и развития Жак Аттали, в свое время неоднократно заявлявший, что Европа состоит не из двенадцати, а из сорока государств. Он считает, что даже в 2000 г. будет уже слишком поздно включать их в ЕС. И если это не произойдет в нужный момент, то "Запад станет главным виновником крушения демократии на Востоке". В своей книге "Европы", вышедшей в 1994г., Ж.Аттали высказывается за то, чтобы Европейский Союз стал федерацией и распространился на весь континент.

Свой взгляд на проблему расширения ЕС высказал и Жак Делор. Еще будучи председателем  КЕС, Делор заявил, что "границы объединенной Европы проходят по границам Советского Союза, а это значит, что к объединенной Европе могут принадлежать Польша, Чешская Республика, Венгрия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Албания, Кипр и Мальта". Он добавил: "Нельзя забывать о трех балтийских государствах, а затем, если в бывшей Югославии вновь воцарится мир, почему бы не включить Боснию, Хорватию, Македонию и то, что теперь стало союзом Сербии и Черногории. У Европейского союза нет выбора, и "интеграция является единственным способом который дает возможность выжить в этом новом мире, полном опаснотей, но также и надежд".

Что касается европейских государств, входящих ранее в состав Советского Союза, как, например, Украина, Белоруссия и Молдавия, то члены ЕС не исключают  и их принятия, правда в весьма отдаленном будущем и только при условии создания в них подлинно демократической системы и успешного реформирования экономики.

Однако практически все члены  Европейского Союза солидарны в  том, что Россия ни при каких условиях не сможет войти в их число. Это, впрочем, не исключает, по их мнению, создания системы соглашений о сотрудничестве в самых разных областях между ЕС и РФ. Как писал в газете "Монд" министр иностранных дел Франции А. Жюппе, принять Россию в Европейский союз означало бы "убить европейское строительство". Он подчеркнул, что "Большая Европа, безусловно, будет большой, но не включит в себя весь европейский континент и его средиземноморский обвод".

Расширение ЕС на восток, безусловно, затронет интересы России, и последствия  могут быть для нее весьма неоднозначными, особенно в переходный  период.   Оно  будет  еще  больше ^ способствовать переориентации экономики ЦВЕ на рынке ЕС и сделает восточно- и центральноевропейские рынки недоступными для российских товаров, несмотря на уже подписанные торговые соглашения между Россией и ЕС. Это усугубит наши экономические трудности, поскольку большая часть промышленной продукции бывшего Советского Союза шла именно в эти страны, в результате Россия лишится возможности получения средств,   необходимых   для   технологического   переоснащения предприятий.

Не менее серьезной проблемой  для России может стать расширение ЕС на восток и в политическом плане. Присоединение стран Центральной  и Восточной Европы к общей  внешней политике и политике безопасности ЕС, как это предусматривается  в дальнейшем, лишит Россию свободы дипломатического маневра при решении сложных международных ситуаций, в которых могут быть затронуты ее национальные интересы.

Несмотря на серьезные осложнения отношений между Россией и  этими странами в настоящем, исторический опыт свидетельствует о плодотворности сотрудничества и особых отношений между ними.

Что касается стран Центральной  и Восточной Европы, то они и  сами активно стремятся стать  полноправными членами Европейского Союза. Президент Польши Лех Валенса заявил Э. Балладюру в бытность последнего премьер-министром Франции: "Если мы не присоединимся вовремя к Западу, Восток снова поглотит нас". Польша и Венгрия еще в апреле 1994г. официально обратились с просьбой о присоединении к ЕС. Чешская Республика - в конце 1995г.

Государства Центральной Европы утверждают, что они в такой же мере готовы к вступлению в ЕС, в какой были готовы Греция, Испания или Португалия в момент обращения с просьбой о приеме. Как считает ряд западных экономистов, Польша, Венгрия и Чехия  пока еще не готовы присоединиться к ЕС. Однако они не далеки от того, чтобы отвечать предъявленным условиям. К этому не готов еще сам Европейский Союз. И основным препятствием является то, что новые претенденты на членство в ЕС - это бедные страны. Если расширение ЕС за счет приема трех стран ЕАСТ поднимает средний уровень ВВП на душу населения в Европейском Союзе, то его расширение за счет приема трех стран Центральной Европы снизит его, даже если начавшийся экономический подъем продолжится. Они обязятельно будут конкурировать со странами Южной Европы и Ирландией за доступ к структурным фондам ЕС, вынуждая остальные страны-участницы увеличивать свои взносы в бюджет союза. Товары, которые они экспортируют , относятся к категориям, затрагивающим интересы стран-членов ЕС. Речь  идет о стали, химической и сельскохозяйственой продукции . Вступив в ЕС, они, несомненно, используют в своих интересах и в ущерб другим членам защитные положения этих отраслей, особенно общей с/х политики.

Исходя из соображений защиты собственных интересов, страны-члены ЕС пока что держат своих восточных соседей на расстоянии, ведя с ними унизительный торг о доле каждого из них на рынке ЕС и заключений соглашений о высылке иммигрантов.

Как считают в старанах Центральной и Восточной Европы, ситуация напоминает скорее новый "железный занавес" в Европе, на этот раз экономический. И он опускается вопреки всем соглашениям об их ассоциированном членстве в ЕС, таможенным послаблениям и постоянно подчеркиваемому Брюсселем желанию принять эти страны в ЕС.

Самые упорные возражения против смягчения протекционистских  мер ЕС в отношении стран Восточной  Европы выдвигает Португалия, к ней присоединяется Бельгия. Однако даже наиболее благоприятно настроенные по отношению к расширению ЕС страны, такие как Франция и особенно Германия, считают, что рынки ЕС должны открываться для стран ЦВЕ не сразу, а постепенно. Однако их представителей стали приглашать на сессии совета ЕС на уровне министров иностранных дел и глав государств. В частности, они были приглашены на встречу на высшем уровне в Эссене 9-10 декабря 1994г„

где были определены рамки  общей стратегии ЕС и ориентиры  на будущее, предусматривающие установление многостороннего диалога. Это позволяет уже сейчас приобщить представителей государств-кандидатов на вступление в ЕС к наиболее важным сферам европейского строительства.  В  мае  1994г.  страны  ЦВЕ  получили  статус ассоциированных партнеров в ЗЕС. Прошли переговоры между Европейским союзом и странами Балтии о создании зоны свободной торговли,   что   поможет  им  подготовиться   к   последующему присоединению к ЕС.

 

Глава 2:   Трудности интеграционного расширения ЕС.

 

Процесс дальнейшего  расширения ЕС тормозится накопившимися  в этом интеграционном объединении  трудностями, возникающими в результате как различий в подходах государств-членов к процессу объединения, так и сложностей институционального характера. Германия, активный сторонник расширения и углубления ЕС, в недавнем прошлом продемонстрировала национальный эгоизм, подняв процентные ставки и вызвав этим кризис в валютной сфере стран ЕС. Франция, побуждаемая воинственно настроенными крестьянскими организациями, отказывается от отмены аграрных субвенций и еще недавно подталкивала Европейский союз к дорогостоящему и рискованному глобальному торговому конфликту. Что касается Великобритании, то она упорно блокирует всякую совместную политику ЕС в социальной области и в деле охраны окружающей среды и парализует целые политические сферы. Именно Великобритания провалила кандидатуру бывшего премьер-министра Бельгии Жана-Люка Деана на пост председателя КЕС, поскольку подозревала в его излишнем пристрастии к идеям федерализма. В результате на этот пост был избран бывший премьер-министр Люксембурга Жак Сантер, известный более умеренными взглядами.  Перед своим избранием  он  заявил,  что  именно децентрализация делает Европу более сильной. Эти слова одобрительно были встречены в Великобритании.

Столкновение  национальных  интересов  государств  внутри Европейского союза выливается в серьезные  затяжные конфликты, которые время от времени вспыхивают между ними. Однако для совместного демократического урегулирования этих конфликтов в ЕС нет ни подходящего института, ни переговоров, ни даже серьезной программы.

Информация о работе Новые направления европейской интеграции