Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:14, доклад
В основе структурной лингвистики лежит различие между языком и словом, речью, высказыванием. Согласно структурным лингвистам, именно язык определяет смысл высказывания. Смысл содержится не в мире объектов, внешнем для говорящего человека, но в глубинных структурах языка, в его парадигмах. И поэтому каждая лингвистическая общность, объединенная языком, имеет дело со своим особым миром, с особой вселенной смыслов.
Н.С.Трубецкой: евразийство и структурализм
Для начала важно отметить, что основатель евразийства, Николай Трубецкой, был крупнейшим лингвистом с мировым именем. В мире он известен как структуралист, а о его евразийских взглядах известно только узким специалистам. В то же время евразийское мировоззрение связано со структурализмом самым прямым образом.
В основе структурной лингвистики лежит различие между языком и словом, речью, высказыванием. Согласно структурным лингвистам, именно язык определяет смысл высказывания. Смысл содержится не в мире объектов, внешнем для говорящего человека, но в глубинных структурах языка, в его парадигмах. И поэтому каждая лингвистическая общность, объединенная языком, имеет дело со своим особым миром, с особой вселенной смыслов.
Из начал
структурной лингвистики легко
выводятся основы евразийского мировоззрения.
Язык отождествляется с цивилизацией
как парадигмой общества. Эта парадигма
остается неизменной в своих корнях,
и именно она делает исторические
изменения общества осмысленными высказываниями,
а не набором случайных и
Из такого
подхода к обществу и цивилизации
следует несколько
1. Исторические
и социальные события имеют
смысл только в том обществе,
в котором они происходят. Поэтому
есть не «цивилизация» в
2. Претензии
западноевропейской культуры
3. Доминирующий в западноевропейской культуре взгляд на историю и время отражает только синтагматический уровень анализа высказывания и упускает из виду парадигмальный (как это имеет место в классической неструктурной лингвистике). Отсюда берет начало «миф о прогрессе», предполагающий, что каждый последующий шаг развития человеческого общества (под «человеческим» имеется в виду «западное» или аналогичное ему) совершеннее, полнее и лучше предыдущего, а предыдущий этап и его значение либо полностью перетекают в последующий, либо снимаются и более не представляют интереса. Бытие полностью принадлежит времени и является функцией от него. Вместо этого евразийцы считали необходимым рассматривать общество в его неподвижном и неизменном – структурном – основании, которое только и дает смысл его развитию, позволяет осознать его логику. Как только исследователь выходит на парадигмальный уровень анализа, тут же оказывается, что в обществах доминируют циклы (как это показал Н.Данилевский, а позже О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин). Поэтому «прогресс» является лишь социальным мифом, а не научным принципом и на практике служит укреплению позиций западной цивилизации в глобальном масштабе. Поэтому евразийцы заявляли о необходимости особого внимания консервативным, неизменным, постоянным элементам в обществе – религии, этносу, языку, культуре, обычаям, традициям, обрядам и т.д. – которые, как правило, игнорируются или порицаются «прогрессистами».
4. Россия есть самодостаточная парадигма, обеспечивающая смысл русской истории, а не просто «речь», высказанная на основе европейской культуры. Русская цивилизация самостоятельна и самодостаточна, имеет свою логику, свою циклическую структуру и именно в таком качестве должна быть утверждена, расшифрована и освобождена от колониальных претензий Запада – и силовых и духовных. Западные и восточные влияния не являются основополагающими для этой парадигмы, так как она является самобытной и самостоятельной, и в этом смысле ее и следует назвать «евразийской».
Эти философские принципы лежат в основе евразийства и впервые прямо обозначены в трудах Н.С.Трубецкого.
Евразийское мировоззрение, сформулированное Н.С.Трубецким, является:
· плюральным (признающим множественность культур);
· антирасистским и антиколониальным (отвергающим претензии какой-то одной цивилизации на превосходство);
· антизападным (так как претензии на универсальность на практике в наше время исходят именно от романо-германского мира);
· консервативным (признающим вечные смыслы, заложенные в глубинах народной культуры, в языке, этносе, традиции и т.д.);
·
имперским (считавшим, что этносы Евразии
могут развивать свою идентичность
только в составе мощного
· русофильским (настаивающим на сохранении, укреплении и возрождении самобытности и традиций русского народа);
· революционным (требующим отказа от предшествующих идеологий, преобладавших в России: как западнических и импортированных – либерализма, социализма, марксизма, так и собственно российских – царизма, реакции, сословной монархии и т.д.).
Информация о работе Н.С.Трубецкой: евразийство и структурализм