Отчет по музейной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:43, отчет по практике

Описание работы

Воронежский губернский музей был открыт 9 (21) сентября 1894 г. Первым его директором стал С. Е. Зверев. Музею предоставили три комнаты на втором этаже в старом здании Городской Думы. Ко дню открытия в нем было до 2400 предметов. В июле 1911 г. музей получил здание «Воронежского дворца». Однако начавшаяся Первая мировая война, Революции, Гражданская война не позволили осуществить задуманную перепланировку помещений. Сотрудникам музея пришлось перестраивать свою работу, и, в первую очередь, участвовать в спасении имущества, разоренных дворянских имений Воронежской губернии. Деятельность по пополнению фондов музея продолжалась и в 1930-егг.

Содержание работы

1. Вступительная беседа…………………………………………………………2
2. Основная часть:
А) Город Воронеж в конце XVII века ................................................................................................................................ 3
Б) Построение русского флота на реке Воронеж ............................................. 4
В) Кумпанства в Воронежском крае ................................................................. 7
Г) Государственное строительство кораблей в Воронеже ............................. 9
Д) Хозяйственное развитие Воронежа и края ........................................... 11
Е) Возникновение новых сел и деревень ................................................... 12
Ж) Образование Воронежской губернии ................ ………………………13
3.Заключение .......................... …………

Файлы: 1 файл

План экскурсии.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

План  экскурсии.

1. Вступительная беседа…………………………………………………………2 

2. Основная  часть:

А) Город Воронеж в конце XVII века ................................................................................................................................ 3

Б) Построение русского флота на реке Воронеж ............................................. 4

В) Кумпанства в Воронежском крае ................................................................. 7

Г) Государственное строительство кораблей в Воронеже ............................. 9

Д) Хозяйственное развитие Воронежа и края ........................................... 11

Е) Возникновение новых сел и деревень ................................................... 12

Ж) Образование Воронежской губернии ................ ………………………13

3.Заключение .......................... …………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  экскурсии: «История города Воронежа в период  правления Петра I».

Продолжительность экскурсии: 45 – 60 минут

Вступительная беседа.

Сегодня тема нашей  экскурсии «История города Воронежа в период  правления Петра I». В Воронежском областном краеведческом музее этой теме отведен отдельный зал. Но и у самого музея очень богатая и насыщенная история.

  Воронежский губернский музей был открыт 9 (21) сентября 1894 г. Первым его директором стал С. Е. Зверев. Музею предоставили три комнаты на втором этаже в старом здании Городской Думы. Ко дню открытия в нем было до 2400 предметов. В июле 1911 г. музей получил здание «Воронежского дворца». Однако начавшаяся Первая мировая война, Революции, Гражданская война не позволили осуществить задуманную перепланировку помещений. Сотрудникам музея пришлось перестраивать свою работу, и, в первую очередь, участвовать в спасении имущества, разоренных дворянских имений Воронежской губернии. Деятельность по пополнению фондов музея продолжалась и в 1930-егг.

К 1941 году Краеведческий  музей насчитывал в своих коллекциях около ста тысяч предметов. Великая  Отечественная война 1941–45 годов нанесла колоссальный ущерб городу, не пощадив и музеи. Только незначительная часть фондов была эвакуирована в Казахстан и Сибирь, а оставшиеся коллекции в основном погибли. В 1943 году музей возобновил свою деятельность. В 1948 году музею было возвращено принадлежавшее ему ранее здание, в котором был также размещен Музей изобразительных искусств. В 1959 году музею было выделено отдельное здание по ул. Плехановской, в котором он размещается и в наше время.

В 1970–1980-е гг. ведется  работа по расширению структуры музея: в 1978 году открылся филиал музея в  Доме известного клоуна-дрессировщика А. Л. Дурова , а в 1983 году в здании памятника архитектуры «Арсенал» по ул. Степана Разина, 43 открылась новая стационарная экспозиция «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». В 1987 г. к 70 годовщине Октбярьской революции открылась основная экспозиция по истории Воронежского края и тогда же для фондов музея передали здание на пр-те Революции. Даже в сложные1990-егг. музей не только достойно отметил свое100-летие(1994 г.), но вел активную собирательскую, выставочную и научную деятельность.

В настоящее фонды музея  насчитывают 170 тыс. единиц хранения, в  среднем в год проводится 15 выставок, а посещаемость составляет 70 тыс. чел. в год.

В зале, посвященном Петровскому  периоду, вы сможете увидеть якорь, пушку и пушечные ядра эпохи строительства первого военно-морского флота. Так же, в этом зале представлены предметы обихода дворян 18 века и редкие, особенно ценные для людей, увлекающихся нумизматикой, монеты.

Очень ценно то, что благодаря  макетам, представленным в этом зале, мы можем наиболее достоверно представить то, как выглядели первые корабли, построенные на Воронежской земле – гордость русского флота!

История Воронежа и Воронежского края конца XVII – первой четверти XVIII в. тесно связана с именем и  деятельностью Петра I. В феврале 1696 г. Петр I впервые приехал в Воронеж. Последний раз он посетил его в декабре 1722 г. С 1696 по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по несколько месяцев. С Воронежским краем в значительной мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного правителя, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. Воронеж при Петре I на короткое время стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда для переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании. Здесь проходили военные советы, на которых принимались важные государственные решения. Вместе с Петром I в Воронеж и Воронежский край в конце XVII – первой четверти XVIII в. приезжали А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Ф.А. Головин, Н.М. Зотов, А.С. Шеин и многие другие государственные деятели.

Город Воронеж в конце XVII века.

  Новый этап в развитии города начался с 1696 г., когда Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал его местом строительства военного флота. Весной на воду были спущены первые суда. Основные работы развернулись на островах напротив города. 

 Изменился  внешний вид Воронежа. Центр его  с правого высокого берега  переместился к реке. Здесь на  берегу реки между современными  улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой в конце 1695 – начале 1696 г. была заложена судостроительная верфь. На острове, образованном двумя протоками Воронежа, было построено адмиралтейство. В него входили цитадель (крепость) и цейхгауз (здание для хранения военного имущества). Крепость (1697 – 1698) представляла из себя четырехугольное в плане сооружение с множеством окон по периметру и с симметрично расположенными башнями по углам. Башни завершались главками и шпилями. Общая площадь крепости равнялась 1 га. Во внутреннем дворе адмиралтейства стояла часовня. Реконструкцию Воронежской цитадели выполнил архитектор И. М. Сергеев. Цейхгауз (1696 – 1698) являлся вторым каменным зданием Воронежского адмиралтейства. В нем, наряду с арсеналом, размещалась царская резиденция и канцелярия. Цейхгауз – это большое здание в три этажа. Верхний этаж был деревянным. Из-за ветхости в конце XVIII в. он был разобран. В 1876 г. в здании цейхгауза разместился городской яхтклуб.

Рядом с адмиралтейством  расположился ряд обслуживающих  мануфактур, верфи. В городе возникли новые производства: литейно-пушечный завод, суконная, парусная, канатная и кожевенные фабрики. К западу от крепости и выше по течению реки разместилась верфь, стояли дома морских офицеров, а позади них шли улицы разных мастеров и работных людей. В этой части города появились первые дома, выстроенные в европейском стиле. По приглашению Петра I сюда приезжали иностранные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции. Все они селились в этом месте. Так в конце XVII в. в Воронеже возникла Немецкая слобода. Недалеко от адмиралтейства находился деревянный дворец, выстроенный специально для Петра I.

 В 1703 г. в Воронеже  была открыта школа – первое  в истории города и края  учебное заведение, предназначенное  для подготовки будущих младших офицеров. Воронежские ученики получили из Москвы первые буквари, азбуки, арифметики. Некоторые из книг, например, "Арифметика" Л. Ф. Магницкого, изданная в 1703 г., до сих пор хранятся в отделе редких книг библиотеки Воронежского государственного университета. После издания указа Петра I в 1714 г. об открытии в городах России цифирных школ такая школа была также открыта в Воронеже. В ней дети от 10 до 15 лет обучались "цифири и некоторой части геометрии". В Воронеже и крае это было первое учебное заведение для детей.

Построение  русского флота на реке Воронеж.

  Подъем социально-экономической, политической и культурной жизни Воронежского края в конце XVII – первой четверти XVIII в. был вызван оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством. План военного похода на юг против Турецкой империи и Крымского ханства возник вскоре после нападения 12-тысячного татарского войска на Украину в 1692 г. Татары сожгли предместье города Немирова и увели, как обычно, множество пленников. Ожидалось нападение гарнизона турецкой крепости Азов. С целью подготовки к походу против турок и татар Петр I провел под Москвой у деревни Кожухово в 1694 г. военные маневры. Царь остался доволен действиями полков и позже говорил о Кожуховских "играх" как о "предвестнике дела" под Азовом. Намерение Петра I завоевать выход в Азовское и Черное моря было первым серьезным шагом молодого государя в области внешней политики.

 Войска достигли  Азова в конце июля 1695 года. Начались  осадные работы. Они обнаружили  слабую выучку русских войск.  Уверенность царя в высокой  боеспособности армии оказалась  необоснованной. Два штурма крепости, проведенные 5 августа и 25 сентября 1695 г., желаемых результатов не дали. Сказались разобщенность действий генералов, стоявших во главе войска, недостаточная подготовка к походу, хорошая защищенность Азова, а главное – Россия не могла блокировать Азов со стороны моря. Турецкое правительство оказывало постоянную поддержку крепости людскими ресурсами, продовольствием и боеприпасами. Осада Азова становилась бессмысленной. Кроме того, под Азовом погибло много русских солдат. 27 сентября 1695 г. было решено отступить от крепости. Неудача Азовской кампании 1695 г. показала, что ключ к морю – крепость Азов в устье Дона – можно было взять лишь объединенными усилиями сухопутных и морских сил. Стало ясно, что блокировать Азов, не имея флота, невозможно.

Флот решили строить в Преображенском: 22 галеры по образцу голландскому, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж. На ближних к Воронежу плотбищах – Козлове, Добром, Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска, 300 лодок и 100 плотов; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно. Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра I – он умел извлекать уроки и не расхолаживался, а напротив, доискивался до причин неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял допущенные промахи, поэтому царь не упал духом и стал готовиться ко второму походу.

 Базой флота  решено было сделать Воронеж  по нескольким причинам: - в 1694 году Петр приезжал в Воронеж  и пришел в восторг от обилия  вековых лесов, годных для постройки кораблей; - вблизи находилась липецкая железная руда; - река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной судоходностью, а местное население уже имело опыт в строительстве речных судов. В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в городе до начала мая. Он лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. Жил царь в доме подьячего Игната Моторина. Работы велись на правом берегу реки, около Успенского монастыря Воронежская верфь как бы раздваивалась. В конце марта в Воронеж приехал воевода А. С. Шеин, назначенный главнокомандующим. Фактически же всем руководил сам Петр.

 В течение  апреля в Воронеж стягивались  русские войска, прибывали иностранцы: инженеры кораблестроители и  офицеры. Основную часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда – всего около 27000 человек. Оценивая собственную роль в подготовке похода, Петр I писал Т. Н. Стрешневу из Воронежа 6 марта 1696 г.: "... в поте лица своего едим хлеб свой".

Второе апреля 1696 года считают днем рождения русского  флота: на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и  «Святой Матвей». 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас «Апостол Петр». Как выглядели эти корабли вы можете увидеть в Воронежском областном краеведческом музее.

 К Азовскому  походу 1696 г. предполагалось подготовить  также сухопутную армию, численностью  в 75 тысяч человек. Войскам  было велено собраться в трех  сборных пунктах: Воронеже, Тамбове и Валуйках. К 1 мая сухопутные силы планировалось объединить в Черкасске и отсюда плыть к Азову. Первыми к Азову двинулись сухопутные войска. Они вышли "плавным путем" 23-26 апреля 1696 г. по р. Воронеж и далее р. Дон. Вслед за ними, в конце апреля - начале мая в поход выступил "морской караван". Петр I плыл на галере "Принципиум" в звании, как он писал сам, "командора". 15-19 мая, минуя Черкасск и каланчи, русские войска и флот "пришли на устье моря". Прежде чем начать осаду Азова, Петр I решил закрыть своими судами доступ к крепости с моря и тем самым создать благоприятные условия для захвата города. 17 июля русские войска захватили часть наружного вала крепости.

18 июля Азов  был занят русскими. 19 июля из  города вышел сдавшийся турецкий  гарнизон и передал свои знамена А. С. Шеину. Вскоре Азов был сильно укреплен и превращен в русский город. Мусульманские мечети превратились в православные церкви. "На вечное житье" в Азове из пограничных российских городов были переселены три тысячи семей в количестве восьми тысяч человек. Недалеко от Азова на мысу Таганрог была построена одноименная военная крепость с гаванью. Начало российского регулярного военного флота принято связывать с постройкой боевых морских кораблей для Азовского похода 1696 г., а именно с их спуском на воду в апреле месяце. Думается, что это не совсем правильно. Мысль о создании постоянного морского флота в это время еще не назрела в России. Известный украинский и русский историк Н.И. Костомаров справедливо писал, что "необходимость построить на Дону гребной флот в 1696 г." была вызвана "во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действия против турок с моря", т. е. постройка кораблей в 1696 г. традиционно преследовала конкретную цель – взять Азов.

 Регулярный  флот необходим государству, имеющему общие морские рубежи с другими странами. Таких рубежей Россия в период кораблестроения зимой-весной 1695-96 гг. не имела. Второй Азовский поход, и воронежские корабли в ходе его, положили начало превращению России из континентальной в морскую, активно ведущую себя на международной арене державу. Были созданы необходимые военно-политические и географические условия для рождения русского военного регулярного флота. Россия добилась первой, после длительного перерыва, морской победы над серьезным противником и собиралась непременно развить свой успех дальше. Между тем состояние войны с Турцией сохранялось. Удержать Азов, а значит укрепиться на Азовском побережье, можно было, только имея в Азове крепкие постоянные войско и флот. 20 октября 1696 г. в с. Преображенском Петр I слушал предложения Боярской Думы, "касающиеся завоеванной крепости Азова". Общее решение гласило: "Морским судам быть".

 Постоянный Азовский  флот было "приговорено" построить  к апрелю 1698 г. Он должен был  состоять из 40 или более судов. Корабли надлежало делать "со всею готовностью и с пушками и с мелким ружьем, как им быть в войне". Предполагалось, что строить первый регулярный военный флот будет вся Россия. Указ от 4 ноября 1696 г. определял: "Святейшему патриарху, и властям, и монастырям" построить по одному кораблю "с 8 тысяч крестьянских дворов", боярам и "всех чинов служилым людям" – по кораблю "с 10000 крестьянских дворов". Центром создания Азовского флота был объявлен Воронеж и близлежащие к нему уезды. Таким образом, датой основания военного регулярного флота России следует считать 20 октября 1696 г.

Информация о работе Отчет по музейной практике