Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 16:29, контрольная работа
Вопреки теории и международной практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.
Введение 3
1.Основные цели интеграции 4
2. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве 5
3. Условия и факторы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве 12
4.Перспективы развития экономической интеграции на постсоветском пространстве 21
Заключение 25
Список литературы 27
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционных процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие стороны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран - членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими интеграционными процессы, а нередко и стимулировать их.
Говоря о конкретных взаимоотношениях
России с бывшими союзными республиками,
можно отметить, что большое значение
Россия придавала диалогу с Украиной.
В начале 2000-х гг. в российско-украинских
отношениях наметилось явное потепление.
Удалось решить многие проблемы, связанные
с топливно-энергетическим комплексом,
интенсифицировать
Существенно изменился общий политический климат во взаимоотношениях России и Азербайджана, что позволило обеим странам перейти от фактической конфронтации к конструктивным переговорам.
Большие перспективы у сотрудничества России с Белоруссией. Наиболее ощутимы результаты сотрудничества в военно-стратегической и военно-технической областях. Здесь, как ни в каких других сферах взаимодействия, проявляется, с одной стороны, единодушие высшего политического руководства России и Белоруссии, а с другой – высокая степень взаимопонимания и доверия между представителями военных ведомств обеих стран.
С сожалением стоит констатировать,
что сложно складываются отношения
России с Грузией. Новые грузинские
лидеры сделали ставку на военное
решение конфликтов с Южной Осетией
и Абхазией. Вооруженные провокации
грузинской стороны, происходящие на границах
Южной Осетии не оставляют на этот
счет никаких сомнений. Нет сомнений
и в том, что Тбилиси стремится
вынудить находящихся в зоне конфликта
российских миротворцев на ответные
действия с тем, чтобы обвинить Россию
в агрессии против Грузии. Остро
конфликтный характер приобрели
также отношения между
Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России - естественного интеграционного ядра СНГ.
4. Перспективы
развития экономической
на постсоветском пространстве.
Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.
Что касается Содружества
Независимых Государств в целом,
то здесь экономисты-
Одни утверждают, что у СНГ нет никаких перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической интеграции стран СНГ в ближайшем будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим отношениям. В настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.
Логика экономического и
политического выживания должна
толкать бывшие союзные республики
навстречу друг к другу. Народы хотят,
чтобы интеграция была действенной.
Самой сложной проблемой для
политической элиты является болезненное
восприятие необходимости добровольного
делегирования части
Не урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:
2.Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.
3.Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.
Другие считают, что развитие
Содружества в последние годы
свидетельствует о том, что никто
не отказывается от сотрудничества в
целом, а центростремительных
Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских структур в развитии экономических отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В предстоящий период экономическое сотрудничество России со странами СНГ будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденного ими Плана основных мероприятий по её реализации.
Концепцией определено, что
экономическое сотрудничество сегодня
является приоритетом СНГ, необходимы
комплексные действия в данной сфере
и выработка Стратегии
В настоящее время осуществляется
разработка проекта Стратегии
Основной целью в среднесрочной перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении.
Одним из основных вопросов правового обеспечения интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств ,одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г.
Принятие Конвенции по
межтерриториальному
Интеграционные процессы
в СНГ определяются «разноформатным
и разноскоростным характером, а
также множеством интеграционных группировок».
Необходимо усиление экономической
интеграции, неизбежно приводящей при
наличии заинтересованности и политической
воли к созданию единого экономического
пространства. Первые шаги для этого
сделаны. Главами четверки – Белоруссии,
Казахстана, Украины и России - подписано
соглашение, согласно которому предполагается
объединение таможенных территорий,
на которых будут функционировать
единые экономические механизмы, обеспечивающие
свободное передвижение товаров, услуг,
капитала и т.д. Будет проводиться
единая внешнеторговая, налоговая, денежная,
кредитная и валютно-финансовая
политика и т.д. «Россия является
ядром в экономической
Заключение
Итак, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Интеграция на постсоветском пространстве опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно - цивилизационного пространства.
Интеграционный процесс в рамках постсоветского пространства во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.
Результаты интеграции на постсоветском пространстве оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.
Экономические преобразования,
проводимые в новых независимых
государствах, породили необходимость
отработки нового (рыночного) механизма
поддержания производственно-
На современном этапе интеграции целесообразно не противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать многостороннее сотрудничество.
Что касается использования многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно:
— восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм - кооперантов из разных стран СНГ;
— проведение согласованной
инвестиционной политики, основанной
на использовании новых
— создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;
— координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;
— поэтапное создание платежного
союза, начиная с нормализации двусторонних
платежно-расчетных отношений
Список литературы.
1. Таксанов А., Абрамян Н. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: есть ли у них будущее? - http://www.centrasia.ru/
2. Федосов Б. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С.70-76.
3. Федулова Н. Россия – СНГ: время собирать камни // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 1. С.104-111.
Информация о работе Перспективы развития экономической интеграции на постсоветском пространстве