Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:56, реферат
Целью данной работы является изучение российско-германских отношений.
Задачами данной работы являются:
1. изучение политических взаимоотношений РФ с германской ФРГ с 1991г.;
2. изучение экономических отношений РФ с ФРГ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РФ С ФРГ С 1991Г. 5
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РФ С ФРГ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ОГЛАВЛЕНИЕ
Реализация внешней политики Германии в Европе в начале XXI века происходит в глобализуемом мире, поэтому ее будущее зависит от совокупности как международных и собственно европейских факторов. В этом контексте, независимо от того насколько удачным будет дальнейшее развитие Европейского Союза, новая «восточная политика» Германии приобретает основное значение, в архитектуре нового «европейского дома». «Центром тяжести» как европейской, так и немецкой восточной политики является Россия. Исходя из своего положения и истории, Германия рассматривает себя в качестве страны, дающей импульсы и являющейся мотором для российской политики Европейского союза. Однако многие российские политики, профессионально занимающиеся внешней политикой Германии, сходятся во мнении, что в стратегической концепции Германии в отношении России, особенно в условиях усиления влияния немецкой политической элиты на принятие внешнеполитических решений, нет конструктивности.
Известно, что Германия является основным финансовым кредитором России, и от качества отношений с Германией во многом зависит будущее России, которая хотя и находится пока в относительной изоляции, но проводит свои экономические реформы и имеет реальные перспективы тесной интеграции с Западной и Центральной Европой.
Важно отметить, что в условиях сырьевой зависимости Германии от России, для российских политиков важно и необходимо правильно учитывать изменения фона формирования внешней политики этой страны, и, в особенности, ее восточного направления, с целью принятия как наиболее выгодных политических решений, так и выработки комплексной и взаимодополняющей системы безопасности на континенте.
Целью данной работы является изучение российско-германских отношений.
Задачами данной работы являются:
1. изучение политических взаимоотношений РФ с германской ФРГ с 1991г.;
2. изучение экономических отношений РФ с ФРГ.
Объектом исследования является внешняя политика России. Предметом исследования являются российско-германские отношения.
Увы, экономика в нашем мире все еще сильно зависит от политики, хотя и активно пытается позиционировать себя, как самостоятельного игрока на международной арене. И объединенная Европа пока еще неоднородна как в политическом, так и в экономическом отношении.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что среди всех стран Евросоюза у России с Германией традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Ангелы Меркель лидеры немецкого государства всегда старались установить хорошие личные отношения с президентами России. Некоторые аналитики даже называют Германию адвокатом России в Евросоюзе, особенно на фоне его пополнения недружественно настроенными к России странами Центральной и Восточной Европы. А ведь какими друзьями были еще буквально пару десятилетий назад.
По численности населения
Германия и Россия считают себя
приверженцами общих
Россия является одной из немногих
стран, с которыми Федеральное правительство
регулярно проводит так называемые
«межправительственные
Изучение России имеет в Германии давнюю традицию. Его результаты используются в целях политического консультирования. Фонд науки и политики (ФНП) регулярно публикует исследования о ситуации в России и тенденциях ее развития. Фонд науки и политики «Германо-российский форум» (г.Берлин) является зарегистрированной в Германии организацией, которая возникла на основе частной инициативы и ставит перед собой задачу способствовать развитию отношений с Россией. Форум держится на профессиональной и финансовой ангажированности членов - представителей политики, экономики, средств массовой информации, науки и культуры. Важнейшими задачами его деятельности являются организация и проведение конференций и докладов на различные темы экономической, внешней и культурной политики, содействие развитию связей с российскими регионами, в частности, путем установления партнерства между городами, а также создание контактной сети молодых руководителей из обеих стран.
Если брать внешнеполитический аспект, то Германия после своего поражения во второй мировой войне добилась мира, свободы и благосостояния в решающей степени благодаря политической и экономической интеграции со своими европейскими и трансатлантическими партнерами. Этот фундаментальный по своему значению исторический опыт накладывает отпечаток и на принципиальный подход германской политики к отношениям с Россией: Германия считает, что общий национальный интерес обоих государств состоит в максимальной интеграции России в крупные многосторонние организации, которые сегодня организуют евро-трансатлантическое пространство.
Таким образом, Германия и Россия демонстрируют на мировой политической арене максимум заинтересованности друг в друге.
На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. На долю Германии приходится 17,5% общего объема внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья и около 30% от объёма финансовых обязательств России промышленно развитым странам Запада. Поставками из ФРГ покрывается около 40% российского импорта машин и оборудования, 33% – обуви кожаной, 18% – медикаментов, 12% – мяса и мясопродуктов. Примечательно, что Германия остается крупнейшим торговым партнером России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, в 2000 году Германия занимала первое место среди экспортных и импортных партнеров России: импорт России в Германию составил 9% общего объема российского вывоза, а экспорт – 11,5%, при этом рост положительного сальдо торгового баланса для России продолжается. Доля России же в товарообороте Германии составляет лишь около 2%.
Одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья (нефть, газ, каменный уголь). Около 80% потребности в сырье ФРГ покрывает за счет импорта. Поэтому особенности российской экономики (ее сырьевая ориентация) создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона. Удельный вес России в удовлетворении импортных потребностей ФРГ в среднем составляет лишь около 1,5%, хотя по отдельным товарам этот показатель значительно выше. На долю российских поставок приходится почти 45% общего объёма импорта в Германию природного газа, 40% антрацита, 25% нефти, 23% древесной целлюлозы хвойных пород, от 10 до 40% различных наименований цветных металлов, около 10% дизельного топлива, свыше 4% черных металлов.
В структуре российского экспорта и импорта (для торговли с Германией) доля готовых товаров, составляет соответственно 7,6% и 79,2%, в том числе машин и оборудования 1,5% и 48%. В экспорте, кроме нефти и природного газа, значительные объемы поставок составляют цветные металлы, химические продукты, черные металлы, ферросплавы, целлюлоза, пиломатериалы, из машинно-технических изделий – автомобили, станки, электротехника, приборы и инструменты, оптика. На стороне импорта, кроме машин и оборудования, крупными позициями являются также товары народного потребления и продовольствие.
Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией.
Примерно 32% общего объема иностранных инвестиций в экономику России составляют инвестиции Германии, но лишь 8,2% из них – прямые. Вложение капитала производится сдержанно, причем преимущественно в сферу торговли и услуг. Среди перспективных и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; строительство скоростной магистрали «Берлин-Баршава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината; модернизация пермского и других НПЗ. На территории России действуют более 2 тысяч совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. С целью объединения усилий немецких фирм по инвестиционному изучению и освоению российского рынка немецкие партнеры создали в марте 1995 году в Москве Союз представителей немецкой экономики в России, еще раньше было создано Представительство немецкой экономики. С другой стороны, российские предприятия и организации все активнее стремятся внедриться в германскую экономику, участвовать в приватизации, осуществлять прямые инвестиции. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии.
Серьезной проблемой, тормозящей и обременяющей торгово-экономические связи с Германией, является текущая коммерческая задолженность около 600 немецким фирмам – порядка 0,5 млрд. долларов. Германия является крупнейшим кредитором России. Кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Предпочтительные для немецкой стороны условия погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности. Вместе с тем для России среди задач по эффективному использованию кредитов ФРГ являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей (15% от суммы кредитов), совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.
Основным организационным инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого – содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств.
В целом Германия рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция), ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.
Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как с экономическим лидером Евросоюза. ЕС – важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».
В торговле с ФРГ у России наблюдается стабильный положительный баланс. По данным Росстата, в 2011 г. экспорт в Германию достиг 24,5 млрд. долл., а импорт из ФРГ составил 18,4 млрд. долл. (порядка 19,6 млрд. и 14,7 млрд. евро соответственно) Зарегистрированные германским Статистическим ведомством показатели, из-за лучшего учета «серых» схем внешней торговли были значительно выше – соответственно 30,2 млрд. и 23,4 млрд. евро. В то же время при положительном сальдо у России, Германия как торговый партнер для нее гораздо значимее, чем она сама для Германии. Если ФРГ занимает 1-е место в страновой структуре российского импорта (более 13%) и 3-е место в структуре экспорта (свыше 8%), то Россия для Германии лишь 8-й по доле поставщик товаров (около 4%) и 12-й рынок сбыта (менее 3%).
В плане отраслевой структуры торговли наблюдается четкая специализация партнеров на продукции разного типа – российские производители в основном поставляют в Германию сырье и полуфабрикаты, тогда как немецкие фирмы сбывают в России преимущественно готовую продукцию (прежде всего оборудование). Так, Россия обеспечивает 1/3 всего импорта нефти в ФРГ и 2/5 импорта газа, причем на углеводородное сырье приходится больше половины российских поставок в Германию. Во многом именно из-за роста цен на топливные ресурсы в последние годы заметно увеличивается общий объем российского экспорта в ФРГ (за последние 5 лет он более чем удвоился даже при расчетах в евро, а не в долларах). Заметную роль в российских поставках играют также цветные металлы (порядка 8% всего отечественного экспорта в ФРГ). В то же время машины и оборудование по стоимости не составляют даже 1%.
Информация о работе Политические взаимоотношения РФ с ФРГ с 1991г.