Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:18, доклад
Сейчас, когда страна готовится встретить 68-ю годовщину Великой Победы, хочется вспомнить, какой ценой она досталась мирному населению, бойцам трудового фронта. Низкий поклон нашим ветеранам, за все то, что им пришлось вынести и вытерпеть, приближая своим трудом час долгожданной Победы.
На этом этапе советской системе пришлось выдержать испытание на прочность в условиях тяжелейшей войны.
Надеева Д. Б.
Повседневная жизнь советского общества в годы войны
Сейчас, когда страна готовится встретить 68-ю годовщину Великой Победы, хочется вспомнить, какой ценой она досталась мирному населению, бойцам трудового фронта. Низкий поклон нашим ветеранам, за все то, что им пришлось вынести и вытерпеть, приближая своим трудом час долгожданной Победы.
На этом этапе советской системе пришлось выдержать испытание на прочность в условиях тяжелейшей войны.
Для расширения своей социальной опоры, особенно в деревне, власть сочла необходимым опереться не только на национальные традиции, но и на религиозные чувства людей. Это привело к смягчению государственной политики по отношению к церкви. И наконец, в годы войны впервые общечеловеческие, национально-государственные интересы были поставлены наравне с классовыми. Была продемонстрирована возможность успешного сотрудничества государств с различным общественно-политическим строем.
Советская система, которая изначально складывалась как система реализации одной или очень немногих целей, признававшихся общественно значимыми, в годы войны оказалась достаточно эффективной, позволила быстро сконцентрировать усилия общества на решении военных задач. На время исчез разрыв между властью и народом. Стремление системы к защите самой себя совпадало с интересами народа, причем тем больше, чем энергичнее власть сражалась за свои завоевания. В сочетании всенародного порыва и организующей силы руководства и заключалось главное условие победы. Она серьезно укрепила авторитет Сталина, коммунистической партии, всей системы в целом, причем не только внутри страны, но и в мире.
Советская пропаганда в послевоенные годы пыталась выдать желаемое за действительное, то есть, что граждане страны якобы трудились на военных заводах не по принуждению, не ради карточек и зарплаты, а только ради победы над врагом. Конечно, патриотизм и политическая мотивация народа играла важную роль, но едва ли была решающей. Тем более что выбора-то людям просто не давали. Советская власть вообще любила заставлять людей работать бесплатно, руководствуясь в основном четырьмя принципами: "заставить", "запугать", "наказать", "посадить". Считалось, что человек должен работать не ради денег и благ, а "ради Родины" [1, c. 109].
Ещё 26 июня 1940 г. был принят Указ Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», фактически насильственно прикреплявший рабочих к предприятиям. Указом от 26 июня советская власть фактически признала, что одними только лозунгами типа «трудись ради Родины» и призывами к энтузиазму заставить людей хорошо работать не получается! Поэтому в ход пошёл принцип «Не хочешь – заставим!» Следующий Указ вышел ровно через год после предыдущего, уже во время войны – "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время". Отныне директорам предприятий, транспорта, сельского хозяйства и торговли было предоставлено право, устанавливать обязательные сверхурочные работы для рабочих и служащих продолжительностью от одного до трех часов. Ровно через шесть месяцев – 26 декабря 1941 г. – государство "порадовало" тружеников новым Указом "Об ответственности рабочих и служащих военной промышленности за самовольный уход с предприятий". Отныне рабочий, самовольно покинувший завод, за которым был закреплен, объявлялся "трудовым дезертиром", привлекался к уголовной ответственности.
Суровые советские законы предусматривали строгие наказания также за прогулы и опоздания. В условиях военного времени, вовремя добраться до работы было не просто. Одним из основных видов транспорта в городах был трамвай. Но плохое состояние вагонного парка, нехватка вагоновожатых, а также перебои с электричеством заставляли людей часами стоять на переполненных остановках, в ожидании транспорта. Когда же, наконец, появлялся трамвай, начинался штурм. Пассажиры висли на окнах, залезали на крышу, "присаживались" на подножки. Особенно напряженная ситуация складывалась в утренние часы пик. Вагоны попросту проезжали остановки или тормозили в 50-70 метрах от них. Отопление в вагонах отсутствовало, поэтому зимой водители работали в полушубках, валенках и рукавицах. Наиболее отчаянные рабочие поджидали попутный грузовик и на ходу запрыгивали в кузов, а потом "десантировались" у нужной остановки, но это было очень опасно, как и запрыгивание в движущийся трамвай [2, c. 53].
Те же, кто не мог на ходу прыгать в машины и ездить на крышах трамваев, многие километры ходили пешком. Три часа ходу до работы и обратно не было редкостью. Нередко голодные и измотанные рабочие попросту валились с ног и замерзали. Никаких больничных и отгулов не существовало. Начальство же на состояние рабочих не обращало никакого внимания. Часто в ход шли оскорбления, мат, а иногда и рукоприкладство. Под угрозой "невыполнения плана" людей заставляли трудиться буквально до изнеможения. Питание рабочих на заводах и фабриках осуществлялось в столовой – один раз в сутки. Качество приготовляемой пищи было низкое. Мясных блюд практически не было.
В промышленных районах рабочие заводов проживали, в основном, в бараках. Как правило, эти одноэтажные прямоугольные здания строились без фундамента на основе деревянного каркаса. Внутреннее устройство было весьма примитивным. В торцевых стенах находились двери, соединявшиеся проходившим через весь барак длинным коридором. По его сторонам располагались двери в «квартиры». Реже строились бараки на два-три подъезда по шесть – восемь квартир. В этом случае двери располагались с фасада. Никаких инженерных коммуникаций в бараках не было, и потому на улице строился общий туалет с выгребной ямой. Отопление осуществлялось печками, индивидуально установленными в каждой квартире. Кухонь тоже не имелось, и жильцы сами мастерили в своем жилище место для приготовления пиши. За водой ходили на общую колонку. Часто не было даже элементарных умывальников.
Самыми тяжелыми были работы по строительству укреплений и укрепрайонов, как говорили граждане – "на окопах". Условия труда были исключительно тяжелыми. Не хватало спецодежды, лопат и топоров, рыть мерзлую землю приходилось, чуть ли не голыми руками. Нередки были и несчастные случаи. Так же время от времени граждане привлекались к уборке урожая, строительству бомбоубежищ, восстановлению тех или иных разрушенных бомбардировками объектов и т.п.
В блокадном Ленинграде с 1 июля 1941 г. по 1 августа 1943 г. за самовольный уход с предприятий и прогулы были осуждены 40 596 человек и еще 750 – за трудовое дезертирство.
Общебытовые условия жизни гражданского населения страны с началом войны тоже заметно ухудшались. Из-за нехватки топлива многие из мелких электростанций просто закрылись, оставшиеся отправляли по проводам ток низкого качества. Напряжение обычно колебалось от 190 до 200 В и почти никогда не доходило до положенных 220. Это отрицательно сказывалось на работе предприятий и электроприборов, свет в войну горел не стабильно, а прерывисто – то ярче, то тусклее. При перегрузках сети, особенно зимой, регулярно происходили аварийные отключения. Причем "вырубали" в первую очередь жилой сектор. Во многих сельских районах электричества не стало вовсе. Дрова на отопление населению тоже приходилось запасать самим. Сил и времени, ездить в пригородные леса не было, поэтому в дело сначала шли дворовые деревья, потом парки, заборы и скамейки, в общем, все, что горит [3, c. 94].
В военное время возникали проблемы и с похоронами умерших, которые тоже входили в компетенцию коммунальных служб. Особенно проблемным в этом отношении, конечно же, был блокадный Ленинград, где ежедневно умирали от голода тысячи жителей. Окоченевшие трупы возили по городу непокрытые грузовики, а потом сваливали в кучу на кладбищах. В марте 1942 г. критическая ситуация с захоронением трупов в преддверии наступающей весны заставила власти Ленинграда создать крематорий на кирпичном заводе № 1. Для этого были использованы тоннельные печи завода, куда покойников доставляли на специальных вагонетках. Только с 7 марта по 1 декабря там было сожжено 117 300 тел ленинградцев.
Война с гитлеровской
Германией потребовала
Библиографический список
Информация о работе Повседневная жизнь советского общества в годы войны