Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:09, реферат
Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Чтобы существовать, человек должен удовлетворять свои биологические потребности: есть, пить, продлевать свой род. Для этого необходимо адаптироваться (приспосабливаться) к среде обитания и самим преобразовывать ее. Разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого. Некоторые их них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Условия жизни и национальный характер………………………………..4
2. Тип хозяйства……………………………………………………………….6
3. Идеал деятельности………………………………………………………...7
4. Индивидуализм и коллективизм…………………………………………..9
5. Колонизация земель и этапы истории России…………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Чтобы существовать, человек должен удовлетворять свои биологические потребности: есть, пить, продлевать свой род. Для этого необходимо адаптироваться (приспосабливаться) к среде обитания и самим преобразовывать ее. Разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого. Некоторые их них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизации.
Стремление подражать более развитым соседям приводит к сознанию ценности прогресса. Взаимодействие потребностей и культурных ценностей вызывает устойчивое стремление к совершенствованию. В противном случае воспроизведение традиционных форм жизни может продолжаться веками и тысячелетиями, а сама традиция может превращаться в абсолютный идеал, нарушение которого считается преступным. Примеры архаичных обществ дает Африка, быстро развивающихся и модернизирующихся – Европа и Северная Америка. В истории Азии преобладают тенденции к традиционности, но в определенных условиях азиатские цивилизации способны к развитию. Самобытность России определяет ее географическое положение между Европой и Азией, миром модернизации и миром традиционности.
Взаимодействие человека со средой в процессе производственной деятельности во многом влияет на национальный характер, жизненные ценности, составляющие менталитет народа. В значительной степени он является формой духовного приспособления к среде обитания, способом наделения смыслом привычных, повседневных действий и поступков.
Влияние географической среды многообразно.
Главным среди природных фактор
Это потребовало от русского народа невероятных, героических усилий по колонизации земель, которая составляет своего рода географический «стержень» русской истории. Особенности отдельных этапов колонизации во многом определили специфику исторического развития России.
Общим для территорий, освоенных русскими, является относительное однообразие природных факторов, которое обусловило однотипность хозяйственной деятельности во всех зонах. Это отличало условия деятельности русского народа от условий деятельности народов западноевропейских стран. В Западной Европе обилие гор и возвышенностей, сильное расчленение местности благоприятствовало специализации хозяйства, способствовало товарообмену между населением гор и долин.
Народы Западной Европы в начале
истории европейской
В России же однообразие ландшафта
создавало слабые предпосылки для
специализации хозяйства и
Особенности природной среды расселения русских во многом определили их национальный характер и господствующие ценности. Плотность населения Западной Европы, интенсивность обмена, ограниченность природных ресурсов способствовали интенсификации хозяйства, стремлению к нововведениям. Большое пространство зоны расселения, относительно низкая плотность населения создавали в России возможность поддерживать требуемый уровень жизни, вовлекая в хозяйственный оборот естественные богатства земли. В лучшем случаи на новые земли переносились традиционные навыки хозяйствования. Все это породило у русских привычку к экстенсивному, потребительскому отношению к природным ресурсам. Возникла утопия о «неисчерпаемости богатств» родной земли. Главными оказались количественные, а не качественные критерии, число, а не умение. Противоположные тенденции в национальном характере развивались в основном в городах и в исторически более поздний период.
На трудовые навыки русского населения серьезно повлияли климатические условия. В Европе колебания температуры в течение года из-за влияния североатлантического течения Гольфстрим составляют 10 – 20 градусов в год. Россия, в том числе европейская ее часть, лежит в зоне действия сибирского антициклона, при котором колебания температуры более значительны – до 35 – 40 градусов в год.
Температура января в Европе в среднем на 10 градусов выше, чем в центре России. Это позволяет заниматься сельским хозяйством, в том числе земледелием, большую часть года, например, разводить зимние сорта овощей. У крестьянина там практически отсутствует мертвый сезон, что приучает его к систематическому труду. Весенний и осенний периоды здесь более продолжительны, чем в России.
В России же глубокое промерзание почвы (40 см в центре страны) и короткая весна, переходящая в жаркое лето, заставляют крестьянина после домашних забот зимней поры быстро переключаться на сельскохозяйственные заботы – пахоту, сев, от скорости проведения которых зависит его благосостояние, в течение всего года. Лето для русского крестьянина – период страды, предельного напряжения сил. Это выработало способность в русском человеке «выложиться», провести огромную работу за короткий срок. Но время страды не велико. Снег в России лежит 5 – 6 месяцев. Поэтому основной формой отношения к работе является отношение неторопливо-пассивное. Эта ситуация отразилась в пословице: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет».
Правда, надо отметить , что отсутствие стремления к высокому качеству труда было связано также с общественными отношениями в России, крепостным трудом. В тех зонах, где его не существовало – на Севере и в Сибири, - ценности постоянного и качественного труда стояли выше, чем в центральной России.
Неторопливо-пассивное
Однако тот же коллективизм был основой душевности отношений между людьми, безоглядных проявлений благородства и самопожертвования, широты души русского человека, также являвшейся формой «нерасчетливости».
Ориентация на потребности коллектива воспитывала в русских людей то, что они в большинстве своем оказывались чуждыми мелкому житейскому благоразумию. Идеалом крестьянина было умение во многом отказывать себе ради интересов общего дела. Жизнь воспринималась как исполнение долга, бесконечное преодоление трудностей. Житейская мудрость учила, что обстоятельства чаще выступают против человека, чем на его стороне. Это сформировало в русском народе такие черты, как упорство и изобретательность в достижении поставленных целей. Исполнение задуманного рассматривалось как редкая удача, дар судьбы, и тогда привычный аскетизм будней сменялся разгулом праздника, на который приглашалось все село. Переход от такого яркого, самобытного типа личности в XVIII веке к более европеизированному (среди образованных слоев населения) воспринимался многими как духовная деградация.
Крепостной или зависимый
Бегство населения на окраины городов затрудняло развитие городов, обеспечивало до конца XV века в центре и до XIX века на окраинах условия для существования отсталого подсечно-огневого земледелия, основанного на экстенсивной эксплуатации богатств леса и требовавшего огромных свободных территорий (десятки квадратных километров на семью). Высокие урожаи на вновь освоенных участках и практическое отсутствие голодовок, существование права на свободный захват земель в лесу и отсутствие регулярного налогообложения создали у крестьян особый, архаичный, догосударственный идеал вольной жизни, вошедший в народную культуру. В него входили обеспеченность существования, свобода передвижения, формальный характер власти, отсутствие собственности на землю и налогов. Этот идеал постоянно выдвигался как требование в ходе крестьянских воин.
Особенно показателен в этом смысле первый этап колонизации в XI – XIV веках, когда заселялась Восточноевропейская равнина, что было вызвано угрозой с юга от половцев и татар. Следствием этого было «запустение» юго-западных земель, являвшихся ядром Киевской Руси. С бегством крестьян от крепостничества был связан второй этап колонизации в XV – XVII веках, который привел к заселению Поволжья, Урала, Сибири. Он сопровождался уменьшением городского населения и резким замедлением общего прироста населения в Центральной России. На окраинах появился новый слой населения – казачество, живший в условиях господства норм и ценностей догосударственной «военной демократии».
Наименее разрушительным для внутреннего развития страны был третий этап колонизации в XVIII – XIX веках. Однако, осваивая новые территории, русские не могли обеспечить сплочения живших на них народов в единое сообщество. С ростом местного населения усиливались центробежные стремления национальных меньшинств, подрывавшие единство государства.
Информация о работе Природные и географические факторы в истории России