Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 10:46, реферат
Состояние информационной инфраструктуры российского рынка труда крайне неудовлетворительное; возникающая информационная асимметрия негативно сказывается прежде всего на наемных работниках (представляющих их профсоюзах). Наиболее уязвимое место в информационном обеспечении рынка труда - непредставление данных о заработной плате работников. Эти сведения никогда не относились к категории открытых, хотя в 70 - 80-х годах появились специальные статистические сборники, содержащие данные о средней заработной плате по отраслям народного хозяйства и динамике номинальных и реальных доходов населения. С началом рыночных реформ ситуация вновь изменилась в худшую сторону.
Проблема неполноты информации на рынке труда
Состояние информационной инфраструктуры российского рынка труда крайне неудовлетворительное; возникающая информационная асимметрия негативно сказывается прежде всего на наемных работниках (представляющих их профсоюзах). Наиболее уязвимое место в информационном обеспечении рынка труда - непредставление данных о заработной плате работников. Эти сведения никогда не относились к категории открытых, хотя в 70 - 80-х годах появились специальные статистические сборники, содержащие данные о средней заработной плате по отраслям народного хозяйства и динамике номинальных и реальных доходов населения. С началом рыночных реформ ситуация вновь изменилась в худшую сторону. Предприятия (особенно мелкие и средние) относят такие сведения к сфере коммерческой тайны. В статистических публикациях невозможно найти данные о заработной плате по тем или иным профессиям, специальностям и квалификации, необходимые для принятия субъектами рынка труда оптимальных экономических решений.
Наёмные работники (профсоюзные организации), лишенные необходимой информации о состоянии рынка труда (заработной плате, занятости, безработице), подчас принимают неоптимальные экономические решения. Они оказываются в невыгодном положении при проведении переговоров с работодателями и представителями государства об условиях оплаты труда, нередко предъявляют не вполне обоснованные требования к уровню оплаты труда (например, Санкт-Петербургский независимый профсоюз "Справедливость" без четкого обоснования выдвигал требования незамедлительного повышения уровня заработной платы до 50% стоимости произведенной продукции). Работодатели, в свою очередь, допускают ошибки в кадровой политике, установлении ставок оплаты труда и т.д.
Из-за неполноты информации и несовершенства методов её обработки, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов серьёзные просчеты в обосновании политики доходов, заработной платы и занятости допускают и специалисты, работающие в правительственных органах. Например, согласно прогнозу Минтруда России на 2007-2005 гг., доля населения с доходами ниже прожиточного минимума к концу 90-х годов должна была сократиться с 25 до 5%, на самом же деле она выросла почти до 30%.
К числу негативных социальных последствий информационной асимметрии на рынке труда можно отнести усиление дискриминации в сфере социально-трудовых отношений.
Единственный путь преодоления информационной асимметрии - повышать уровень информационного обеспечения субъектов рынка труда, предоставляя достоверные, удовлетворяющие их потребности, по возможности исчерпывающие данные о спросе и предложении рабочей силы (в целом и по отдельным сегментам рынка труда), структуре занятости и безработицы, цене труда и ставках заработной платы (по профессиям и квалификациям), об условиях труда, социальном обслуживании и т.д. При этом речь идет не о безграничном, а об общественно необходимом объеме информации, которая может обрабатываться с помощью современной компьютерной техники.
Но формирование эффективной системы информационного обеспечения рынка труда невозможно без усовершенствования ее правовой инфраструктуры. Прежде всего необходимо разработать и включить в Трудовой кодекс специальные статьи (возможно, параграфы), с одной стороны, закрепляющие право всех субъектов рынка труда, в первую очередь наемных работников и профсоюзов, на получение полной и достоверной информации, необходимой для ведения переговоров и заключения трудовых контрактов, коллективных договоров, региональных (отраслевых) тарифных соглашений, с другой - предусматривающие меры ответственности за непредоставление необходимой информации или предоставление ложных сведений. Некоторые правовые нормы, касающиеся рынка информационных услуг, в частности конфиденциальной информации и условий её предоставления, перечня сведений, не являющихся коммерческой тайной, и т.д., целесообразно включить в Гражданский или Административный кодексы. Представляется, что в дальнейшем следовало бы рассмотреть вопрос о разработке и принятии закона, регулирующего функционирование рынка информационных услуг, включая систему информационного обеспечения рынка труда.
Проблема неполноты информации на финансовом рынке
Особую актуальность и важность в условиях современной российской экономики приобретают проблемы неполноты финансовых рынков и их недостаточной организационной и информационной эффективности
В развитых странах проблемы информационной асимметрии финансового рынка выражаются в неадекватном поведении заемщиков и кредиторов.
Как известно, признаками
информационной асимметрии на финансовом
рынке являются негативные процессы, обусловленные
тем, что для финансовыхпосредников существу
Неполнота информации в сфере маркетинга
Следует отметить, что проблематика работы с маркетинговой информацией в российских компаниях является достаточно новой в силу того, что долгое времякомпании сталкивались с проблемой информационного дефицита: не обладали информацией о рынке или оперировали разрозненными частицами данных. Однако актуальность проблемы создания эффективной системы маркетинговой информации в настоящее время становится очевидной и на российском рынке: обострение конкурентной борьбы и постепенное насыщение товарных рынков приводят к тому, что компаниям все труднее сохранять свои рыночные позиции, действуя в информационном вакууме, хотя процессы информационного обеспечения принятия решений развиваются в России более медленными темпами, чем в странах с развитой экономикой.
Российский рынок имеет ряд особенностей по сравнению с рынками более развитых стран, которые препятствуют внедрению на нем основных принципов и методов маркетинга в полном объеме. Специфические факторы внешней среды накладывают множество ограничений на работу с маркетинговой информацией внутри компании, под влиянием которых происходит значительное видоизменение структуры систем маркетинговой информации и относительной значимости различных источников данных.
Среди всех факторов, оказывающих воздействие на формирование и развитие систем маркетинговой информации в России можно выделить две основные группы: неразвитость рынка и информационную непрозрачность рыноч В отличие от развитых стран, где информация об обороте компаний и, следовательно, об их производстве является открытой и публикуется в прессе, в России подобные данные оказываются тайной, которая не известна даже органам государственной статистики. Любопытный пример можно привести на основе базы данных предприятий кондитерской промышленности Госкомстат за 1998 год, построенной на основе статистики, собираемой Госкомстат. В этой базе данных отсутствовал крупнейший производитель - фабрика Марс в Ступино с объемом производства в 36 тыс. тонн.
Данные об импорте, предоставляемые Государственным Таможенным Комитетом, также практически не могут использоваться для реальной оценки российского рынка из-за больших объемов “серого” неучтенного импорта, который по ряду продуктов значительно превышает официальные показатели. Российские импортеры, уклоняясь от уплаты таможенных пошлин, занижают стоимость ввозимых ими товаров, завозят товары по льготным тарифам, отражая их в декларациях как принадлежащие к другим товарным категориям, или ввозят полностью нелегально. Кроме того, данные ГТК об объемах импорта публикуются с задержкой в 1.5 года и т. п. ных операций.
Серьезным недостатком, затрудняющим работу с маркетинговой информацией на российском рынке, является отсутствие достоверных статистических данных об уровне жизни и покупательской способности населения. Если в развитых странах существуют четкие и устоявшиеся методики оценки социальных классов, основанные на уровне годового дохода и роде занятий домохозяйств, то в России такой классификации нет. Основным показателем, позволяющим оценитьуровень жизни населения, является среднедушевой доход, однако достоверность этого показателя является весьма сомнительной, поскольку, как и другие субъекты рынка, домохозяйства занижают свои реальные доходы, декларируя только официальный заработок, в то время как большая часть российских граждан имеет более одного источника дохода или получает зарплату, которая намного превышает официальные цифры.
Неполнота информации в государственном
управлении
В настоящее время достаточно активно
обсуждаются вопросы расширения государственного
вмешательства в экономику, при этом, как
правило, рассматриваются преимущества
государственного регулирования. Вместе
с тем, ошибочно закрывать глаза на проблемы,
порождаемые таким вмешательством. Один
из «провалов государства» связан с информационной
асимметрией, возникающей в связи с монополизацией
информации сотрудниками государственного
аппарата, которые используют эти преимущества
в собственных интересах.
Объективная тенденция к монополизации
усиливается также благодаря такой особенности
современного рынка как неполнота информации,
которая является самостоятельным внутренне
присущим рынку свойством, как неравномерность
распределения информации в рыночной
среде. Вследствие этого субъект рынка
может получить преимущество благодаря
доступу к эксклюзивному источнику информации,
получению информации раньше конкурентов
и иными способами, не связанными с вложениями
экономических ресурсов. В связи с этим
информация получает рыночную оценку
и становится товаром, который реализуется
на нелегальном рынке в результате установления
коррупционных отношений и экономического
шпионажа.
Асимметрия информации в рекламной деятельности
Асимметрия информации существует и в
рекламной деятельности. Реклама является
связующим элементом между производством и
потреблением. Её роль состоит в информировании
потребителей о товарах, их свойствах,
качестве и ценах, рынках, производителях
с целью ускорения реализации потребительной
стоимости.
Причина формирования асимметрии информации
в рекламе является конкуренция производи
В экономической литературе асимметрия информации рассматривается на рынках подержанных автомобилей, труда, страхования, кредитов и сбережений, где представлена дихотомией (т.е. с ярко проявляющейся полярной асимметрией информации): обладает или не обладает информацией субъект рынка о качестве товара, квалификации работника, возможностях возврата кредита и др. Неполнота информации на рынке оказывает влияние на формирование равновесных цен, неблагоприятный отбор и сжатие рынков.
Решение проблемы неполноты информации в современной России
Финансовая и экономическая системы развитых стран достаточно хорошо подготовлены к диагностике и предупреждению системных последствий неполноты информации. Этому способствуют следующие факторы.
Развитая система производства и распространения информации о компаниях, объемах их продаж, активах и доходах.
Стабильность макроэкономической среды, которую поддерживает государство, располагая достаточными финансовыми ресурсами для нейтрализации заражающего эффекта (contagion) проблемы неполноты информации, связанного часто с оттоками горячего капитала.
Высокий уровень диверсификации финансового рынка.
Наличие хорошо капитализированной сети промышленных и высокотехнологичных компаний, которые обладают устойчивыми размерами акционерного капитала и чистых активов (net worth), способными выполнять функцию обеспечения.
Институциональная развитость финансовых и кредитных институтов (банки, инвестиционные компании, пенсионные, страховые фонды и др.), которые обладают достаточной ресурсной базой и высоким уровнем менеджмента.
Одной из форм, решающей проблему
неполноты информации является маркетинг.
Необходимость маркетинга вытекает именно
из противоречий товара и товарного производства. Маркетинг способ
В настоящее время активная роль маркетинга состоит в снижении асимметрии информации о параметрах внешней рыночной среды, что побуждает агентов рынка тщательно изучать величину и структуру текущего и будущего рыночного спроса, возможные объёмы производства конкурентов, конъюнктуру рынка,тенденции развития отрасли и НТП, политической и экономической ситуации, условия конкуренции, а также формировать новые потребности и создавать спрос на новые товары.
Важную роль в решении проблемы неполноты информации играет государство. Органы государства должны обеспечивать равный, универсальный, повсеместный доступ граждан к информации и информационным услугам и способствуют снижению асимметрии информации посредством: создания законодательной и нормативно-правовой базы, единой информационной инфраструктуры, информационных баз данных, институтов и организаций, осуществляющих изучение и анализ основных параметров рынка, проводящих статистический учёт и прогнозирование, распространяющих знания и информацию.
Исходя из проведенного анализа,
можно сделает вывод, что посредством
создания федеральных законов и постановлений,
обеспечивающих информационную открытость,
государство декларирует и требует раскрытия
информации, но предприниматели не заинтересованы
в условиях конкуренции в раскрытии полной
информации вследствие возможности сокращения
их доходов, прибыли, появления потерь
и социальных конфликтов.
Проблема неполноты информации способствует
получению доходов, добавочной прибыли
от повышения цен, реализации низкокачественных
товаров, ухода от налогов, нецелевого
использования государственных средств,
потерям и банкротствам и
др.
Исследование позволило выявить, что проведение
лицензирования, сертификации и
экспертизы товаров потребительского
назначения государственными органами
не устраняет производство предпри
Информация о работе Проблема неполноты информации на рынке труда