Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:50, курсовая работа
На протяжении многих веков развития человеческих и межгосударственных отношений войны и конфликты были основным средством разрешения противоречий. Победивший силой доказывал «правоту» своих территориальных, политических и иных притязаний. И если ранее мало кого интересовали истинные причины войн и конфликтов, так как единственным средством установления «временного мира» была война, то со временем ситуация в мире стала меняться
Введение-----------------------------------------------------------------------3
1. Основные теоретические подходы к исследованию
международных отношений-------------------------------------4
2. Особенности конфликтов в современном мире –-----------10
3. Пути и методы урегулирования международного конфликта---------------------------------------------------------------------14
3.1. Принципы мирного урегулирования конфликтов----------------------------14
3.2. Переговоры как путь решения международного конфликта---------------16
3.3. Роль Организации Объединенных Наций в урегулировании международных конфликтов-----------------------------------------------------------17
Заключение----------------------------------------------------------------------------19
Список использованной литературы-------------------------------------20
Содержание:
Введение---------------------
1. Основные теоретические подходы к исследованию
международных отношений-------
2. Особенности конфликтов в
3. Пути и методы урегулирования
международного конфликта------
3.1. Принципы мирного урегулировани
3.2. Переговоры как путь решения
международного конфликта------
3.3. Роль Организации Объединенных
Наций в урегулировании
Заключение--------------------
Список использованной литературы--------------------
Введение
На протяжении многих веков развития человеческих и межгосударственных отношений войны и конфликты были основным средством разрешения противоречий. Победивший силой доказывал «правоту» своих территориальных, политических и иных притязаний. И если ранее мало кого интересовали истинные причины войн и конфликтов, так как единственным средством установления «временного мира» была война, то со временем ситуация в мире стала меняться. Первые международные конгрессы и конференции стали качественным показателем в повороте от вечного противостояния и войн к международному сотрудничеству. В XIX веке появляются международные организации. В 1899 и 1907 годах созываются первые конференции мира (г. Гаага), принимаются конвенции по ограничению средств и методов, ведения войны, создаются и закрепляются механизмы разрешения международных конфликтов.
Тема данной работы очень актуальна для наших дней. Во-первых, актуальность этой проблемы вызвана тем, что даже после распада СССР и прекращения «холодной войны» различные конфликты не прекратились, а, следовательно, необходимость их изучения остается. Во-вторых, в связи с наличием ядерного оружия каждый международный конфликт несет в себе угрозу всему миру.
Прошлое столетие было
После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.
В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах.
С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессе их урегулирования превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержанию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военизированный характер и направлены на «силовое умиротворение» противоборствующих сторон.
События последних десятилетий
показали, что обращаться к понятию
«международный конфликт» и
Вызовы современного мира накладывают на государства и международные организации особую ответственность, в связи с чем мировое сообщество выработало способы и механизмы мирного разрешения споров и конфликтов. Хотя человечеству не удалось предотвратить и разрешить все конфликты, усилия государств и международных организаций помогли урегулировать многие из них
Важнейшей сферой проявления политики являются международные отношения. Именно здесь закладываются основы стабильности или противоречия, определяющие судьбы целых государств и миллионов людей.
Далеко не все
ученые едины в отношении того,
что считать международными
Следует признать,
что на сегодняшний день нет
единой теории, объясняющей природу
и закономерности
В период между
двумя мировыми войнами в США
окончательно оформляется
Процессы глобализации возродили интерес к идеализму в форме неолиберализма, который признает, что, наряду с государством, участниками мировой политики могут быть транснациональныые корпорации, финансовые группы и неправительственные общественные организации.1
Основным оппонентом "либерализма" выступает школа политического реализма. Она стала доминирующим подходом в годы холодной войны и не потеряла значения и сегодня. Теоретические истоки этого подхода восходят к идеям Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые рассматривали политику как преобладание силы. Но задолго до них смысл подобного понимания взаимоотношений между народами выразил древнегреческий историк Фукидид в известной формуле "сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать".
Основными положениями политического реализма являются следующие:
идея анархичной и конфликтной природы международных отношений. Коллизии и войны - естественное состояние мировой политики. Причина мировой нестабильности кроется в отсутствии верховного арбитра. Если в политических отношениях каждой страны присутствует иерархичность, субординация, правовая регламентация, то в международной среде отсутствует какая-либо правящая структура, способная поддерживать порядок. Поэтому каждое государство, защищая свои интересы, может рассчитывать только на себя и использовать любые средства;
главными и единственно значимыми субъектами международных отношений являются государства, которые в своей политике руководствуются собственным национальным интересом. Интересы одного государства находятся в противоречии с интересами других, т.к. каждая сторона заинтересована в обладании ресурсами, которые всегда являются дефицитными;
государство стремится обеспечить собственную безопасность (выживание) и может даже стремиться к доминированию. Согласно взглядам одного из родоначальников этого направления Г. Моргентау, сущностью мировой
политики является борьба государств за доминирование: стремление его сохранить, упрочить или продемонстрировать;
возможности доминирования зависят от мощи государства, показателем которой является его способность влиять на поведение других государств3. Каждое государство стремится извлечь максимум выгод и преимуществ из своего положения;
единственная реалистическая возможность обеспечения мира заключается в нахождении баланса сил, т.е. достижения равновесия между государствами. Только угроза применения силы, а более всего - взаимного уничтожения, позволяет сохранить стабильность в мире. Сторонники политического реализма скептически относятся к возможности регулирования международных отношений с помощью норм права и моральных ценностей, хотя и не отрицают необходимости гармонизации этих отношений;
достижение баланса сил предполагает деятельность государств на национальном уровне (наращивание военной и экономической мощи) и международном уровне (создание коалиции союзников, ослабление противников).
Сторонники этого подхода видят гарантии сохранения стабильности в поддержании многополярного баланса сил, в то время как биполярный или однополярный мир таит в себе опасность угрозы миру. При этом однополярность (доминирование одной сверхдержавы) рассматривается как самая нестабильная система, поскольку заставляет другие государства предпринимать меры по восстановлению баланса сил4.
Элементы как идеализма, так и реализма можно проследить во внешнеполитических доктринах ряда стран. Соединение двух подходов наблюдается и в концепции внешней политики России: признание необходимости перехода к многополярному миру в ХХI в. сочетается с идеями интеграции и регулируемой системы безопасности, миротворчества и разоружения на региональном и глобальном уровнях5.
Либерализм и реализм
представляют собой
Согласно ученому, современная система "мир-экономики" (капитализма) поляризована и представлена тремя элементами:
"ядром" - наиболее развитые страны, мировые лидеры производства, обладающие передовыми технологиями;
"полупериферией" - менее развитые страны, уступающие в экономическом развитии государствам "ядра";
"периферией" - слаборазвитые страны, эксплуатируемые "ядром".
Подобная мировая система стала складываться с середины XVIII в. и окончательно стабилизировалась к середине ХХ в. Не соглашаясь с тезисом марксизма о том, что индустриальное развитие европейских стран осуществлялось исключительно за счет эксплуатации собственных трудовых и хозяйственных ресурсов, Э. Валлерштейн обосновал другое положение: развитие стран "ядра" как в прошлом, так и в настоящем обязано сырью и эксплуатации дешевой рабочей силы "периферии". Что касается государств "полупериферии" мировой экономики, то их положение двойственно: они выступают одновременно как эксплуатируемые и как эксплуататоры слаборазвитых стран. Не исключено, что некоторые из этих государств (к ним можно отнести и Россию) могут изменить свой статус, войдя в состав стран "ядра" (пример тому - Япония), либо раствориться в "периферии". Государства "ядра" господствуют над остальным миром информационно и технологически. Их положение поддерживается также военно-политической силой. Зависимость от них остальных стран проявляется и в необходимости получения экономической помощи.
В целом смысл сущности международных отношений в трактовке неомарксизма раскрывается в следующих положениях:
усиление в условиях глобализации поляризации между богатыми и бедными странами, что предопределяет конфликтный характер взаимоотношений между ними. Будущее мировой системы определяется тем, сумеют ли страны периферии сопротивляться навязанной им стратегии;
основными субъектами в международной среде являются государства, в основном это великие державы. Сами государства являются проводниками интересов "мир-экономики", под которой понимается взаимодействие транснациональных корпораций (ТНК), интернационализация капиталов, координация между производственными комплексами;
наличие доминирующей державы (США), распространяющей свое лидерство не только на страны "периферии", но и на страны "центра".
Из множества других школ выделим концепцию "демократического мира", которая стала оформляться с 60-х гг. ХХ в. Сторонники этого подхода, как и "либералы", развивают идею И. Канта о возможности достижения вечного мира на основе политического и морального совершенствования человека и общества. Для немецкого философа миролюбивая внешняя политика есть продолжение внутреннего либерального курса республики. Современные исследователи выводят прямую связь между демократическим режимом страны и ее пацифизмом в международной среде. Ссылаясь на статистику войн, они сделали вывод, ставший аксиомой: демократические государства не воюют друг с другом. Объяснение этому видится в ответственности правительства перед общественностью - в отрицательном отношении к насилию; в совместимости основополагающих ценностей, что вызывает взаимные симпатии народов разных стран; в демократической политической культуре, включающей в себя установку на достижение компромисса, на сложность процедуры принятия решения о вступлении в войну. Указывается на то, что, будучи втянутыми в вооруженные конфликты, эти государства стремятся компромиссно их завершить и альтруистически ведут себя по отношению к побежденным6. Оппоненты этой теории, в роли которых выступают "реалисты", ставят под сомнение ее выводы и прогнозируют возможность обострения противоречий между США и Западной Европой, США и Японией. Они ссылаются на факты проявления воинственности в отношении авторитарных режимов, приводя в пример силовые санкции против Ирака и Югославии.
Информация о работе Пути и методы урегулирования международного конфликта