Россия и Европейский союз: естественное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

В последнее время Евросоюз предстает в международном медиа-пространстве не в лучшем виде. Бесконечные переговоры о мерах по преодолению последствий экономического кризиса наводят на грустные мысли о судьбе европейского интеграционного проекта. Общая пессимистичная атмосфера сказывается и на отношениях ЕС с не входящими в него странами. Для решения накапливающихся между Евросоюзом и его партнерами проблем не остается ни финансовых ресурсов, ни времени, ни политической воли.

Файлы: 1 файл

Россия и Европейский союз.docx

— 23.14 Кб (Скачать файл)

Россия и Европейский союз: естественное партнерство.

 

От частого  повторения в официальных речах  фраза «Европа – наш общий  дом» стала восприниматься абстрактно. И это притом, что за последние  десятилетия мы на деле наблюдали  процесс ликвидации или отмирания  многочисленных барьеров, мешавших осознать и ощутить эту общность. Наиболее полное развитие этот процесс получил  в Европейском союзе, но нет никаких  причин для того, чтобы те элементы европейской интеграционной конструкции, которые делают жизнь и работу удобнее, обеспечивают соблюдение общепринятых правил и безопасность, не распространились за пределы сегодняшнего Евросоюза. Произойти это может только в результате равноправного взаимодействия ЕС с его европейскими партнерами, в том числе с крупнейшим из них – Россией. Свободное перемещение людей, товаров, капиталов и услуг – естественное состояние для Европы, залог ее конкурентоспособности в глобальном мире, а укоренение очередного «железного занавеса», будь то на границе с Украиной и Белоруссией или с Россией, сильно повредило бы будущему европейского пространства.

В последнее  время Евросоюз предстает в международном  медиа-пространстве не в лучшем виде. Бесконечные переговоры о мерах  по преодолению последствий экономического кризиса наводят на грустные мысли  о судьбе европейского интеграционного  проекта. Общая пессимистичная атмосфера  сказывается и на отношениях ЕС с  не входящими в него странами. Для  решения накапливающихся между  Евросоюзом и его партнерами проблем  не остается ни финансовых ресурсов, ни времени, ни политической воли.

В диалоге  ЕС с Россией положение усугубляется еще и растущим внутри Евросоюза  недовольством политикой российского  руководства, дающим скептически настроенным  экспертам основания говорить об ухудшении отношений. Однако состояние, которое кому-то представляется продолжающимся годами бегом на месте, может оказаться  небыстрым, без рывков движением  вперед по стайерской дистанции, и в  пользу такой оценки можно привести немало аргументов.

 

Стратегия и тактика.

 

Владимир  Путин неоднократно и, как представляется, вполне искренне высказывался в пользу формирования единого общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока. Чуть ли не единственным результатом  деятельности российского экспертного  сообщества, на который В. Путин счел нужным прямо сослаться в предвыборной статье, где излагались его внешнеполитические приоритеты, был доклад «Валдайского клуба» «К Союзу Европы». В нем  получила развитие идея о стратегическом выигрыше, ожидающем Россию и ЕС в случае, если они смогут объединить усилия. Авторы доклада указывали, что  альтернатива такому объединению –  «закат Европы» в условиях обостряющейся  конкуренции крупнейших международных  центров силы.

 

Сама идея формирования общего пространства была принята Евросоюзом еще в 2003–2005 гг. Стороны закрепили ее сначала  в совместном заявлении, а затем  в «дорожных картах», недостаточно конкретных, но все же способных  выступить в качестве задающих стратегические ориентиры направляющих.

 

В 2009 г. работе по «дорожным картам» было необходимо придать новый импульс, и он был  обеспечен посредством инициативы «Партнерство для модернизации». Рабочий  план данной инициативы включил довольно широкий спектр тем, причем отнюдь не только технического характера.

 

Наиболее  заметные успехи в стратегическом планировании совместного будущего России и ЕС появились не вдруг. В 2004–2008 гг. за то, чтобы этот приоритет неизменно  присутствовал в повестке дня  российского руководства, отвечал  специальный представитель Президента по связям с ЕС С. Ястржембский, а  в Администрации Президента существовал  соответствующий департамент. Это  обеспечивало сущностное наполнение утвержденных на высоком уровне общих ориентиров и необходимую координацию деятельности государственных ведомств. Впоследствии это важное звено системы принятия решений было утрачено.

 

Своя перестройка  внутренних механизмов происходила  в последние годы и в Евросоюзе. Была создана Внешнеполитическая служба, которая в перспективе должна была обеспечить большую слаженность  действий ЕС в отношениях с партнерами. В 2010–2012 гг. она переживала период становления, что неизбежно сказывалось на ее эффективности. Поэтому нам еще  только предстоит увидеть, способна ли Внешнеполитическая служба произвести освежающую «перезагрузку» отношений  ЕС с Россией.

 

Деньги и энергия.

 

В январе –  сентябре 2012 г. отношения с Евросоюзом обеспечили 48,8% российского внешнеторгового  оборота (52,8% экспорта, 41,8% импорта), что  почти на 1% превышает аналогичный  показатель за тот же период 2011 г. Такое  положение дел выводит Россию на второе после Китая место среди  импортеров в ЕС, четвертое после  США, Китая и Швейцарии среди  экспортеров и третье место после  США и Китая во внешней торговле Евросоюза в целом. Накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику, приходящие из ЕС, составляют порядка 80%, а в евро номинированы около 40% золотовалютных резервов России, о чем хорошо помнят в нашем Министерстве иностранных дел.

Действовать на российском рынке компаниям из ЕС помогает Ассоциация европейского бизнеса, весьма позитивно оценивающая  перспективы развития российской экономики. На протяжении многих лет основной претензией к переговорному процессу России и ЕС со стороны бизнесменов  было неучастие России во Всемирной  торговой организации. С завершением  процесса присоединения к ВТО  в августе 2012 г. появились условия  для дальнейшего наращивания  экономических связей на основе общепринятых международных правил.

Не секрет, что большая часть российского  экспорта в ЕС – это энергоносители и полезные ископаемые (82,9% в 2011 г. –  треть всех поставок такого рода в  Евросоюз). Россия стремится диверсифицировать  свои экспортные возможности, а ЕС –  разнообразить список поставщиков  ресурсов, но все это дело будущего, а на сегодняшний день можно констатировать устойчивую взаимозависимость России и ЕС в той жизненно важной сфере, которой невозможно пожертвовать под  влиянием политической конъюнктуры.

Взаимозависимость, тем не менее, не означает отсутствия разногласий. В энергетике это, прежде всего, различное видение последствий  вступления в силу норм так называемого  «третьего пакета» законодательства ЕС, который должен способствовать демонополизации коммерческих отношений  в этой сфере. Российское руководство  полагает, что новые правила только увеличат число посредников, способствуя  общему росту цен, и в любом  случае намерено добиваться того, чтобы  «третий пакет» не затрагивал уже  заключенные контракты. В целом  в сфере экономического сотрудничества ЕС настроен двигаться в направлении режима «ВТО плюс», к чему Россия пока относится настороженно, предпочитая сначала оценить функционирование договоренностей, которые уже легли в основу ее участия в ВТО.

Но «ВТО плюс»  можно понимать чрезвычайно широко – положения, позволяющие оптимизировать условия ведения бизнеса, в конечном счете, могут быть выгодны обеим  сторонам. В том, что к условиям «третьего пакета», а затем и  возможного четвертого энергетическим компаниям, в том числе российским, удастся приспособиться, сомнений нет. Если, по крайней мере, часть высказываемых  российским руководством замечаний  будет услышана органами принятия решений  в ЕС, процесс приспособления пойдет быстрее.

 

Люди и визы.

 

Россияне  любят ездить в Евросоюз. 14 из 20 наиболее посещаемых российскими гражданами стран – члены ЕС, причем в  лидерах оказываются Финляндия  и Эстония, популярные, прежде всего, у жителей близлежащих российских регионов. Сказывается едва ли оспариваемая всерьез принадлежность России к  европейской культуре, исторический путь, тесно связавший ее с остальной  Европой. Поездки, которые поколение  назад были несбыточной мечтой, сегодня – ежедневная реальность, несмотря на сохраняющееся существенное препятствие для свободного передвижения – визовый режим.

Детали визового диалога уже рассматривались  в одном из аналитических комментариев на сайте РСМД в феврале 2012 г. В  течение года Россия и ЕС реализовывали  «совместные шаги» по переходу к  безвизовому режиму, одновременно готовя соглашение о новом облегчении визовых  процедур. Работа по списку «совместных  шагов» продолжится ориентировочно до конца 2013 г. Более скромное по целям  соглашение об облегчении визовых процедур готовилось для подписания в конце 2012 г., но сторонам не удалось договориться по вопросу о предоставлении права  безвизового въезда владельцам служебных  паспортов, на чем настаивали российские переговорщики. Отсутствие соглашения может создать проблемы для пилотов  гражданской авиации ряда стран  ЕС, не имеющих соответствующих двусторонних договоренностей с Россией, –  для выполнения рейсов в нашу страну пилотам придется получать визы.

Примечательно, что официальная позиция России подверглась жесткой критике  со стороны российских журналистов, усмотревших в пункте о служебных  паспортах попытку расширить  список привилегий для чиновников и  даже обеспечить им некий иммунитет  от внесения в «черные списки». Такая  позиция представляется необоснованной. Безвизовые поездки для владельцев служебных паспортов выглядят логичным первым шагом в сторону полноценного безвизового режима. Они позволят протестировать механизмы контроля и, в конечном счете, снизят опасения отдельных стран ЕС, в значительной степени основанные на предрассудках. При этом каждое государство сохраняет за собой право отказать во въезде иностранному гражданину в соответствии со своим законодательством.

 

Кризисы и миротворчество.

 

В мире сохраняется  немало горячих точек, которые вызывают озабоченность как у России, так и у Евросоюза. России уже приходилось помогать ЕС в осуществлении антикризисной операции в Республике Чад и Центральноафриканской Республике, где наша вертолетная группа в 2008–2009 гг. поддержала военных из стран ЕС, обеспечивавших безопасность дарфурских беженцев. России и Евросоюзу в обозримом будущем предстоит не раз задумываться о координации действий по борьбе с пиратством и наркоугрозой, о совместном противодействии терроризму и о взаимопомощи в оперативном развертывании миротворческих миссий. Проблемы нераспространения оружия массового уничтожения во избежание глобальной катастрофы необходимо обсуждать и решать общими усилиями России, ЕС и других международных акторов. Вся эта работа уже ведется, но для повышения ее эффективности требуется укрепление институциональной основы.

Все большее  число стран, включая США и  Канаду, заключают с ЕС рамочные соглашения о сотрудничестве в области  кризисного урегулирования. Переговоры по этому вопросу с Россией  безрезультатно продолжаются годами. Российские переговорщики настаивают на том, что соглашение должно предусматривать  не только участие России в операциях  ЕС, но и участие ЕС в миротворческих миссиях, руководимых Россией. При  этом не принимается во внимание, что  при проведении операций ЕС собственно структуры Евросоюза являются лишь координирующим центром для сил, предоставляемых странами-членами. Соответственно, вести речь можно  скорее о двусторонних соглашениях  между Россией и отдельными странами-членами  ЕС об их участии в российских операциях, а не о подчинении одного координирующего  центра другому.

Вопрос о  равноправии выглядит более уместным в другом контексте – вполне возможно представить себе совместное принятие решений странами ЕС и Россией, если для этого будет создан соответствующий  орган и проявлена политическая воля. Предложение о создании Комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности в 2010 г. было сделано  в меморандуме по итогам встречи  Д. Медведева и А. Меркель в  Мезеберге. Странам ЕС пока не удалось прийти к согласию относительно будущего этой инициативы, но как только стороны примут принципиальное решение о необходимости поднять уровень оперативного взаимодействия России и ЕС, такого рода структура неизбежно потребуется.

 

 

 

Двигаться дальше.

 

Различия  в подходах могут долго оставаться на повестке дня, но окажутся вполне преодолимыми, если партнеры проявят готовность двигаться  навстречу друг другу. Сделать этот логичный и естественный выбор оказывается  непросто. С обеих сторон хватает  взаимных подозрений и предрассудков. И в ЕС, и в России на фоне событий  выборного цикла новую остроту  приобрели дискуссии о будущем  российской политической системы. Диаметрально противоположные мнения высказываются  о посткризисном развитии Евросоюза. Но кризисы конечны и предваряют новый этап развития. Вряд ли России и ЕС предстоит стать исключением  из этого правила.

Для Евросоюза, остававшегося на протяжении десятилетий  лидером в науке, технике и  организации общества, кризис –  это возможность осознать, что  теперь он может отстать от прогресса, если не сделает механизмы управления гибче и эффективнее, если не будет  более полно использовать силу частной  инициативы там, где раньше полагались на государственное вмешательство. В совокупности эти задачи можно  назвать модернизацией – а  этот же вызов стоит и перед  Россией.

Сегодняшние споры о ценностных различиях  и демократических стандартах по мере развития российской демократии уйдут в прошлое. Новые поколения  граждан России и ЕС уже не будут  обременены стереотипами времен «холодной  войны» и станут требовать одинаково  высоких стандартов жизни и трудовой деятельности, вне зависимости от того, где в конкретный момент времени  потребуются их профессиональные навыки – в Лиссабоне, Париже, Тюмени или  Владивостоке.

Будут появляться новые условия и новые возможности  для сотрудничества. С установлением  общих для всех правил экономической  деятельности, упрощением, а затем  и ликвидацией визовых процедур, с интенсификацией совместной работы дипломатов единое общеевропейское  пространство будет становиться  реальностью.


Информация о работе Россия и Европейский союз: естественное партнерство