Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 12:04, контрольная работа
Геополитика (греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — общественно-географическая наука, часть политической географии; наука о контроле над пространством.
Геополитика — междисциплинарная область знания о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли.
ВВЕДЕНИЕ
1. Геополитика
2. Евразийское движение
3. Геополитические концепции русской истории
4. Русские истоки геополитики
5. Вывод
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
Кафедра Экономической теории и мировой экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА»
Выполнил:
Студент группы 315.
Ф.И.О. Колганова Е.Е. Проверил: ____________.
Копейск
2010
«РУССКИЕ ИСТОКИ ГЕОПОЛИТИКИ»
ВВЕДЕНИЕ
Геополитика (греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — общественно-географическая наука, часть политической географии; наука о контроле над пространством.
Геополитика — междисциплинарная область знания о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли.
Различается:
традиционная геополитика,
новая геополитика (геоэкономика)
новейшая геополитика (геофилософия).
Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является (по Хаусхоферу) географическим разумом государства.
Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства.
Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счет расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях.
Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством пространственных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над геопространством — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей междусвойствами пространства Земли и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы. Например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п. Тем не менее, региональные и локальные проблемы могут успешно исследоваться только в контексте указанного методологического ядра, то есть, следуя от общего к частному.
В научных кругах геополитика предполагает
географический, исторический и социологический
анализ вопросов, связанных с политикой
и пространственными
Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география». Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог Рудольф Челлен под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 году опубликовал книгу «Politische Geographie» («Политическая география»). Впервые он употребил термин в 1899 году, но широкую известность он приобрел после выхода книги «Государство как организм» (1916).
Евразийское движение возникло
в среде русской
В 1921 г. в Софии вышел первый евразийский сборник “Исход к Востоку. Предчувствия и свершения”, а в 1922 г. — второй сборник “На путях. Утверждения евразийцев”. В них в сжатой форме излагались основные принципы нового движения. Евразийство сразу же привлекло к себе внимание нетрадиционным анализом традиционных проблем, дерзкими проектами
Преобразования существующего общественного строя России. В евразийском движении на разных его этапах принимали участие лучшие интеллектуальные силы русского зарубежья в лице философа Л.П.Карсавина (1882—1952), историка Г.В.Вернадского (1887—1973), правоведа Н.Н. Алексеева (1879—1964) и ряда других.
Расцвет движения связан с изданием “Евразийского временника”, а позже, в 1926г., — программного документа “Евразийство. Опыт систематического изложения”, большая часть которого написана П.Н. Савицким, бесспорным лидером и идеологом евразийства, основоположником русской геополитики как науки. На втором этапе (1926—1929 гг.) центр движения перемещается в Париж, где продолжают выходить “Евразийские хроники” и начинает издаваться газета “Евразия”. Издание газеты было организационным оформлением “левого” крыла движения. Пражский центр евразийства, главным теоретиком которого был Л.П. Карсавин, ориентировался на идейно-политическое сближение и сотрудничество с советской властью. Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий назвали это самоликвидаторством. В тридцатые годы евразийство как движение перестало существовать. Идеи евразийства были возрождены в 60-х годах Л.Н. Гумилевым.
Наиболее ранние источники своих идей сами евразийцы относят к концу XV и началу XVI вв., периоду осознания русским народом его роли защитника Православия и наследника византийской культуры. Таким источником, указываемым евразийцами, являются “послания старца Филофея”. После падения Константинополя в 1453 г. Русь осталась единственной великой православной страной, хранительницей восточно-христианской традиции. Именно в этом качестве старец Елизарова монастыря Филофей называл Русь третьим Римом:
Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать".
Мессианская идея высокого исторического предназначения России, сформулированная Филофеем в XVI в., получила развитие в русском историософском мышлении XIX в., прежде всего в русле славянофильства (А. Хомяков, И. Киреевский, С. Аксаков и др.), оказавшем непосредственное влияние на формирование геополитических взглядов евразийцев:
С точки зрения причастности к основным историософском концепциям, “евразийство”, конечно, лежит в общей со славянофилами сфере2.
Евразийцы разделяли основную мысль славянофилов о самобытности исторического пути России и ее культуры, неразрывно связанной с православием. Вслед за славянофилами они утверждали, что культура России по системе своих духовных ценностей радикально отличается от западноевропейской.
Однако отношение евразийства
к славянофильству нельзя сводить
к простой преемственности
3. Геополитические концепции русской истории
Евразийцы критиковали традиционный взгляд на историю России, согласно которому основа русского государства, была, заложена в Киевской Руси и позднейшее русское государство было ее продолжением. Общим между Киевской Русью и Россией, — замечает Н.С. Трубецкой, — является только название “Русь”, но с географической и хозяйственно-политической точек зрения это были разные государства, между которыми не существовало исторической преемственности.
Евразийцы единодушны в парадоксальном
на первый взгляд выводе, согласно которому
“без татарщины не было бы России”.
Монголо-татарское иго они
Великое счастье Руси, что она досталась татарам, а никому другому — полагает Савицкий.
Монгольскими завоеваниями
Русь была втянута в общий ход
евразийских событий. Включение
России в общегосударственную систему
монгольской монархии привело к
усвоению не только техники государственности,
но и самого духа государственности.
Великая идея единого многонационального
государства пришла на смену удельно-вечевым
понятиям государственности Киевской
Руси. Осваивая монгольскую идею государственности,
русская национальная мысль обратилась
к духовно более близкой
Евразийцы показывают, что если в духовном плане Русь была тесно связана с Византией, то для геополитического бытия Руси Византия выступала как посторонняя сфера. После монгольского завоевания Русь была полностью включена в геополитическую сферу монгольской державы. Поэтому евразийцы приходят к выводу, что в геополитическом плане уместно говорить не о византийском, а о монгольском наследстве: “Россия — наследница Великих Ханов, продолжательница дела Чингиса и Тимура, объединительница Азии...”.
Вдохновляясь идеей единого
государства. Великие князья Московские
стали “собирателями земли
Государственность России,
сложившаяся в результате Петровских
реформ, определяется Н.С. Трубецким
как “антинациональная
Оценивая последствия “европеизации” России, евразийцы заключают, что революция, положившая конец императорскому периоду в истории России, была исторической неизбежностью.
Мощное евразийское течение
в геополитике питалось многими
духовными истоками, берущими начало
в лоне гуманитарных, естественных
наук России. Об универсальности научных
интересов Н.Я. Данилевского, оказавшего
сильное влияние на формирование
взглядов евразийцев, уже сказано
выше. Нельзя не отметить и статьи В.Ф.
Головачева “О значении флота для
России на основании истории”, работы
С.А. Скрегина “Мореходство и его
влияние на развитие российского
государства”. Решающее значение на формирование
геополитических идей оказала география.
Сочинения крупных русских
Генерал-фельдмаршал Д.А.
Милютин (1816—1912) является автором многих
трудов, но наиболее важным считается
“Критическое исследование значения
военной географии и военной
статистики”. Это своего рода идеологическая,
теоретическая предтеча геополитики.
Войны Французской республики и
Наполеона, их огромный пространственный
размах дали толчок к осмыслению роли
пространства (географического фактора)
в военных операциях. Первый русский
учебник по военной географии
был написан для русской