Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Внутренняя политика государства подразделяется на различные направления в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Сущность социальной политики государства……………………………5
1.1Основные задачи и цели социальной политики…………………………5
1.2Понятие социального блага……………………………………………….7
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ……………………………………………..10

2.2 Социальная защита в сфере занятости населения ……………………..10
2.3 Социальная политика в области заработной платы ……………………12
2.4 Социальная политика на рынке труда……………………………………13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

курсовая ОГМУ.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов - в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.

3. Не менее значимая проблема - квалификация  и социальное самочувствие рабочих - тех, кто является становым хребтом  любой экономики.

Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около десяти миллионов человек (с семьями - 25 миллионов).

Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки.

4. Забота о людях с ограниченными  возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд  других категорий).

В последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры - и при необходимости предпринять дополнительные шаги в этой области.

В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать - найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы - до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места.

5. Предприниматели в нашем обществе  все еще не чувствуют себя  уверенно. В российском бизнесе  уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего  бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодня  находится на втором-третьем этажах  управления. Эти люди хорошо осознают  неэффективность сложившейся модели  бизнеса.

Шанс для молодой бизнес-элиты в наступившем десятилетии - это управление частными корпорациями нового типа, которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и сотен тысяч таких же, как они, граждан. Эти корпорации публичные, они уже не имеют персонального хозяина - и тем самым устойчивы к коррупции, к связкам с чиновничьими интересами.

Пенсии и социальная помощь:

Предоставляемыми государством выплатами и льготами пользуются около 60% семей. Удалось существенно поднять уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась ростом цен. В то же время на первый план выдвигается проблема помощи семьям с детьми.

Предлагается ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно - это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году.

Пенсионное обеспечение - нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем. Решения, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства.

Это предполагает в первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы. Надо признать, что пока он толком не заработал. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в результате низка их привлекательность. Между тем в отсутствие серьезного накопительного компонента вряд ли удастся уменьшить неприемлемый разрыв между зарплатами типичных представителей среднего класса и пенсиями, которые они получают после окончания трудовой деятельности. Государство может и обязано предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Но если человек, получая высокую зарплату, привык не стеснять себя в тратах и не откладывает на будущее - реалистично ли требовать, чтобы государство сохранило ему привычный уровень жизни после ухода на пенсию? Если нет накопительного компонента, сделать это можно только за счет платежей всех, кто работает. А ведь соотношение численности работающих и пенсионеров в предстоящий период значительно снизится.

 

Образование и культура:

Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени, поэтому в качестве первоочередных национальных задач необходимо:

В течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов.

Обеспечить социальное равенство в получении образования. Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую.

Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе.

Предстоит серьезное обновление программы и методов работы школы, где мы - надо признать - серьезно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков.

Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента. На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц.

Государству необходимо продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно.

Надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования. Неприемлемо, когда мы зачисляем на бюджетные места (в том числе в сложных инженерных вузах) таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад.

На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагается в 2012 - 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь - по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.

Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода.

Инвестиции в образование станут ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры.

Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Поэтому сейчас:

1. Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ  каждого гражданина к национальным  и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование  публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на  бесплатное размещение в интернете  выдающихся фильмов и спектаклей.

2. Культурные практики должны вернуть  себе ключевое место в организации  досуга людей. Мы будем развивать  систему самодеятельного художественного  творчества - начиная со школы, где  необходимо предусмотреть позицию  организатора детского творчества (которым в каждом данном случае  может быть режиссер, художник, хореограф  или музыкант) и выделить другие  необходимые ресурсы. Важно, чтобы  дети уже в школе приобщались  к национальной культуре народов  России.

Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать - и широко обсудить с интеллигенцией - проект государственной программы развития культуры в малых городах.

3. Будет расти финансирование системы  грантов, предоставляемых на конкурсной  основе деятелям искусства и  художественным коллективам, в том  числе молодежным. Надо перенять  практику приглашения молодых  деятелей искусства из разных  стран - предоставления им стипендий, условий для творчества и общения  друг с другом.

4. Цифровое телевидение дает возможность  создать общенациональные специализированные  каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству  и архитектуре, "литературный" и "исторический" каналы. И, конечно, несколько каналов "детской классики" для каждого возраста.

 

Сохранение человека:

В 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую создает правовая база, уйдет несколько лет. В это время необходимо решить еще целый ряд проблем отечественного здравоохранения.

Одновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты медиков необходимо в течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повышения квалификации. Профессиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке.

Немалые резервы повышения качества медицинского обслуживания связаны с улучшением его организации. В большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства. Недаром в экономически развитых странах его доля в составе медицинской помощи намного выше, чем у нас.

Но, улучшая и развивая амбулаторное лечение, нужно учитывать, что его эффективность зависит от применяемых медикаментов. Уже принята программу развития отечественной фармацевтической промышленности, производства медицинской техники, направив на эти цели большие средства. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься врачи, их профессиональное сообщество - а не сами производители лекарств и оборудования.

Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Сегодня у нас 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. При этом большинство опрошенных уверено, что следят за своим здоровьем!

Охрана здоровья - это прежде всего предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь имеет формирование здорового образа жизни. Нужно создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака.

В сфере жилья необходимо:

1 - снижать стоимость строительства, за счет снижения цен на  строительные материалы, прекращения  раздувания цен из-за коррупционной  нагрузки на строительный бизнес. Две трети усилий и затрат  специалистов строительных фирм  приходятся на прохождение разнообразно  выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства.

Информация о работе Социальная политика государства