Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 12:09, контрольная работа
1. Этапы революции СНГ
2. Проблемы и конфликты в СНГ
3. Современные тенденции развития содружества
Третий этап – сентябрь 2001 – конец 2004 г. США значительно укрепили свои позиции не только в Закавказье, но и в Центральной Азии, создав предпосылки для усиления своего влияния в ряде стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности: Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане. «Оранжевая революция» в Украине сформировала определенные условия для интеграции этого государства в состав НATO и Европейского Союза. В центральноазиатском регионе можно говорить об определенном консенсусе в отношениях между Россией, с одной стороны, и США, их партнерами по НATO – с другой. Россия может себе позволить достаточно спокойно относиться к усилению позиций США в Центральной Азии и произошедшему под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане размещению баз НATO на территории центрально-азиатских республик (в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане). Центральная Азия находится вдали от наиболее важных с точки зрения национальной безопасности регионов России. Кроме того, усиление позиций США и их союзников в Центральной Азии имеет больше положительных последствий, нежели отрицательных, для национальных интересов России.
Во-первых, Россия, как и страны региона, получает мощный проти-вовес усилению влияния Китая в регионе. Во-вторых, крупномасштабные инвестиции с Запада и прежде всего из США способствуют развитию эко-номики стран региона. А социально-экономическое развитие, подтверждение необходимости движения по пути светского общества – необходимое условие предотвращения распространения среди населения стран региона идей радикального ислама. В-третьих, военное присутствие США и других стран НATO – важное условие поддержания мира и стабильности, фактор противодействия деятельности радикальных исламских организаций.
Геополитическая ситуация в регионе Большого Кавказа (Северный Кавказ и Закавказье) характеризуется весьма острыми противоречиями в российско-американских отношениях. США придают весьма важное значение развитию контактов с Грузией и Азербайджаном. Геополи-тические перспективы США в Центральной Азии непосредственным образом зависят от успеха вестернизации стран, территорию которых спе-циалисты называют «горловиной каспийской нефтегазовой посудины». Государство-участник ОДКБ – Армения – в территориальном отношении изолирована от других стран ОДКБ. Этот фактор, а также значительные усилия стран Запада по нормализации армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений позволяют судить о высокой вероятности внесения соответствующих корректив в политический курс руководства Армении.
«Революция роз», «оранжевая революция» указывают на то, что борьба за доминирующие позиции на постсоветском пространстве вступила в завершающую фазу. Геополитический процесс на постсоветском пространстве – это история односторонних, вынужденных и добровольных уступок России Западу. Иран, Ирак, Сирия, Китай, Северная Корея… Наконец, постсоветское пространство… В отношениях России с самым крупным геополитическим субъектом – США, а также в меньшей степени с Европейским Союзом, наблюдается большое число самых острых противоречий. Возможность России не допустить формирования навязыва-емой ей конфигурации «ведущий-ведомый» зависит от осознания российской политической элитой того факта, что в свете произошедших в геополитической архитектуре постсоветского пространства изменений Беларусь является единственным последовательным союзником России; от реальной, не на словах, а на деле, заинтересованности российской стороны в сохранении и развитии союзнических связей. История развития белорусско-российских отношений уже знает периоды, когда национальные интересы России подменялись интересами «новых собственников, разваливших и разграбивших страну»
.
На фоне интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств одним из приоритетов в его деятельности становится предупреждение, локализация и разрешение конфликтов на территориях государств-участников СНГ.
Миротворческие усилия государств Содружества ясно обозначены уже в Алма-атинской Декларации от 21 декабря 1991 года, Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, принятой главами государств 20 марта 1992 года в г. Киеве, в Ашгабадской Декларации о развитии сотрудничества и укреплении доверия в отношениях между государствами-участниками СНГ (24 декабря 1993 года).
С момента образования Содружества одновременно нарабатывалась практика принятия конкретных решений политического урегулирования конфликтов в Содружестве.
Так, на киевской (1992 г.) встрече было принято Заявление глав государств - участников СНГ об обстановке в левобережных районах Республики Молдова.
На апрельском (1994 г.) саммите глав государств в Москве - Решение о проведении операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. Там же принято Заявление Совета глав государств Содружества по конфликту в Нагорном Карабахе и вокруг него.
Принят ряд важных документов о пребывании Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан и об урегулировании обстановки на таджикско-афганской границе.
В сентябре 2000 года в соответствии с Решением глав государств Содружества Коллективные миротворческие силы СНГ в Таджикистане расформированы в связи з завершением процесса межтаджикского урегулирования и началом деятельности по постконфликтному построению мира.
Государства - участники СНГ сделали первые шаги по созданию многосторонних миротворческих сил в рамках Содружества. В марте 1992 года в Киеве было подписано Соглашение о Группах Военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, в Москве в сентябре 1993 г. - Соглашение о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению.
В июне 1995 года в Исполнительном Секретариате Содружества прошла международная научно-практическая конференция "Проблемы сотрудничества государств - участников Содружества в урегулировании вооруженных конфликтов в СНГ", которая рекомендовала разработать общие принципы управления и контроля за миротворческой деятельностью.
19 января 1996 года на Совете глав государств Содружества утверждены Положение о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.
На встречах глав государств Содружества и заседаниях Совета министров иностранных дел регулярно анализируется ход операции по поддержанию мира в Абхазии, Грузия, принимаются соответствующие решения.
Мандат на проведение операции по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, Грузия, утвержденный Решением Совета глав государств Содружества от 21 октября 1994 года, в дальнейшем уточнялся и дополнялся.
В соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года о дальнейших шагах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия, создана временная Оперативная рабочая группа Содружества Независимых Государств по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия из представителей заинтересованных государств, Исполнительного комитета СНГ и Штаба по координации военного сотрудничества государств- участников Содружества. Данная группа призвана осуществлять координацию миротворческих усилий в Абхазии, Грузия, и мониторинг выполнения соответствующих решений Совета глав государств СНГ. В настоящее время Оперативная рабочая группа по поручению СМИД готовит проект Решения СГГ об обеспечении выполнения ранее принятых Советом глав государств Содружества решений об урегулировании конфликта в Абхазии, Грузия, и мерах по активизации миротворческого процесса.
В 1996 году главы государств приняли Заявление Совета глав государств СНГ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в котором отмечается ряд положительных моментов в его урегулировании, а стороны призываются к активизации усилий в мирном решении спорных вопросов.
Президенты Азербайджанской Республики и Республики Армения в Совместном заявлении от 28 апреля 1998 года подтвердили приверженность сторон мирному урегулированию конфликта и готовности неукоснительно соблюдать режим прекращения огня, достигнутый в мае 1994 года.
Исполнительный комитет Содружества участвует в качестве наблюдателя в переговорах по согласованию текста Соглашения о прекращении вооруженного конфликта в зоне Нагорного Карабаха при посредничестве Российской Федерации, США и Франции.
В декабре 1999 года рабочая группа Исполнительного комитета СНГ по приглашению Президента Республики Молдова П.К. Лучинского посетила Кишинев и Тирасполь, ознакомилась с ситуацией в деле урегулирования конфликта и сделала сообщение об этом на заседании СМИД 24 января 2000 года. Проводятся консультации со сторонами в конфликте о возможных формах участия СНГ и его Исполкома в урегулировании конфликта вокруг Приднестровья.
При подготовке проектов документов, касающихся вопросов миротворчества, используется опыт международных организаций по этой проблеме, в частности, ООН.
Исполнительный комитет СНГ по приглашению Генерального секретаря ООН участвует в работе совещаний на высшем и рабочем уровне ООН и ведущих региональных организаций мира по вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов.
Миротворческие усилия, предпринимаемые в рамках СНГ, полностью отвечают подходам ООН и ОёСЕ к урегулированию локальных и межгосударственных конфликтов и свидетельствуют об имеющихся потенциальных возможностях Содружества разрешать внутренние конфликты собственными силами.
8 декабря 2005 года исполнится 14 лет
со дня подписания Соглашения
о создании Содружества
Но процессы интеграции идут тяжело. Участники экономического форума в Санкт-Петербурге в 1998 году, отмечали, например, «…в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества.» Перспективы развития Содружества Независимых Государств на пороге XXI века. На ту же тенденцию указывает А. Малашенко: «…в отношении экономического сотрудничества принимались сотни решений, а работают из них только три-четыре десятка.»
Вопросы экономической эффективности взаимодействия стран-участниц СНГ неоднократно становились предметом обсуждения. Андрианов В.
Во многих публикациях авторы отмечают, что, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюся в наследство от бывшего СССР, молодые суверены по итогам нового законотворческого процесса не воспользовались дарованным им общим наследием, а, скорее наоборот, постарались закрепить существенные различия в экономической политике. Переход к рынку они осуществляли по различным сценариям и с разной степенью интенсивности, что отнюдь не способствовало углублению делового взаимодействия в рамках СНГ. Более того, в ходе реформ на экономическом пространстве Содружества образовались четыре региональных объединения: Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан), Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия).
Возникшие объединения разные по уровню и глубине свидетельствуют, во-первых, о наличии устойчивых интеграционных намерений у ряда стран Содружества и, во-вторых, о гибкости, а не аморфности его механизмов, позволяющих функционировать различным моделям, объединенным общностью интересов. Вместе с тем, эти процессы показывают, что существует опасность разобщения разных образований, их противопоставления в ущерб сохранению целостности Содружества.
Между тем, в исследованиях, где глубоко анализируются проблемы создания единой валютной зоны стран СНГ, отмечается, что для стран СНГ более предпочтителен валютный союз именно с Россией. В пользу этого говорит характер экономических связей, торгового оборота и ряд других факторов. Но ученых беспокоит вялая динамика объемов товарооборота между российскими регионами и областями стран Содружества, сократившаяся после 1991 года в 34 раза. Кардинально поменялись местами и лидеры торговли. Товарооборот Украины, составлявший до краха Союза 40%, снизился в 2003 до 14%. Тогда как Беларусь, занимавшая вторую позицию, сейчас вышла на «передовую» межрегионального диалога. Сегодня в Москве открылась Международная научная конференция по проблемам.
Некоторые зарубежные эксперты отмечают плохой предпринимательский климат, сложившийся в странах СНГ и объективно создавший препятствия к эффективной интеграции. Среди таких факторов называют Домбровски М. Будущие вызовы для стран СНГ.
1. Барьеры входа на рынок, которые
тормозят развитие конкуренции
и огранивают возможность
2. Налоговая система и налоговое администрирование. Самой сложной проблемой является налоговая администрация. С одной стороны, она неэффективна в выполнении своих чисто фискальных функций: об этом свидетельствуют размеры теневой экономики и уклонения от уплаты налогов. С другой стороны, произвольное отношение к налогоплательщику, у которого нет достаточных средств для своей правовой и фактической защиты, считается одним из главных признаков плохого предпринимательского климата.
3. Таможенная система и
4. Правовая система. Несмотря на
достигнутый прогресс и