Содружество независимых государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

1. Этапы революции СНГ
2. Проблемы и конфликты в СНГ
3. Современные тенденции развития содружества

Файлы: 1 файл

кирилл.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Третий этап – сентябрь 2001 – конец 2004 г. США значительно укрепили свои позиции не только в Закавказье, но и в Центральной Азии, создав предпосылки для усиления своего влияния в ряде стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности: Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане. «Оранжевая революция» в Украине сформировала определенные условия для интеграции этого государства в состав НATO и Европейского Союза. В центральноазиатском регионе можно говорить об определенном консенсусе в отношениях между Россией, с одной стороны, и США, их партнерами по НATO – с другой. Россия может себе позволить достаточно спокойно относиться к усилению позиций США в Центральной Азии и произошедшему под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане размещению баз НATO на территории центрально-азиатских республик (в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане). Центральная Азия находится вдали от наиболее важных с точки зрения национальной безопасности регионов России. Кроме того, усиление позиций США и их союзников в Центральной Азии имеет больше положительных последствий, нежели отрицательных, для национальных интересов России.

Во-первых, Россия, как и страны региона, получает мощный проти-вовес усилению влияния Китая в регионе. Во-вторых, крупномасштабные инвестиции с Запада и прежде всего из США способствуют развитию эко-номики стран региона. А социально-экономическое развитие, подтверждение необходимости движения по пути светского общества – необходимое условие предотвращения распространения среди населения стран региона идей радикального ислама. В-третьих, военное присутствие США и других стран НATO – важное условие поддержания мира и стабильности, фактор противодействия деятельности радикальных исламских организаций.

Геополитическая ситуация в регионе Большого Кавказа (Северный Кавказ и Закавказье) характеризуется весьма острыми противоречиями в российско-американских отношениях. США придают весьма важное значение развитию контактов с Грузией и Азербайджаном. Геополи-тические перспективы США в Центральной Азии непосредственным образом зависят от успеха вестернизации стран, территорию которых спе-циалисты называют «горловиной каспийской нефтегазовой посудины». Государство-участник ОДКБ – Армения – в территориальном отношении изолирована от других стран ОДКБ. Этот фактор, а также значительные усилия стран Запада по нормализации армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений позволяют судить о высокой вероятности внесения соответствующих корректив в политический курс руководства Армении.

«Революция роз», «оранжевая революция» указывают на то, что борьба за доминирующие позиции на постсоветском пространстве вступила в завершающую фазу. Геополитический процесс на постсоветском пространстве – это история односторонних, вынужденных и добровольных уступок России Западу. Иран, Ирак, Сирия, Китай, Северная Корея… Наконец, постсоветское пространство… В отношениях России с самым крупным геополитическим субъектом – США, а также в меньшей степени с Европейским Союзом, наблюдается большое число самых острых противоречий. Возможность России не допустить формирования навязыва-емой ей конфигурации «ведущий-ведомый» зависит от осознания российской политической элитой того факта, что в свете произошедших в геополитической архитектуре постсоветского пространства изменений Беларусь является единственным последовательным союзником России; от реальной, не на словах, а на деле, заинтересованности российской стороны в сохранении и развитии союзнических связей. История развития белорусско-российских отношений уже знает периоды, когда национальные интересы России подменялись интересами «новых собственников, разваливших и разграбивших страну»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

  1. Проблемы и конфликты в СНГ

 

На фоне интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств одним из приоритетов в его деятельности становится предупреждение, локализация и разрешение конфликтов на территориях государств-участников СНГ.

Миротворческие усилия государств Содружества ясно обозначены уже в Алма-атинской Декларации от 21 декабря 1991 года, Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, принятой главами государств 20 марта 1992 года в г. Киеве, в Ашгабадской Декларации о развитии сотрудничества и укреплении доверия в отношениях между государствами-участниками СНГ (24 декабря 1993 года).

С момента образования Содружества одновременно нарабатывалась практика принятия конкретных решений политического урегулирования конфликтов в Содружестве.

Так, на киевской (1992 г.) встрече было принято Заявление глав государств - участников СНГ об обстановке в левобережных районах Республики Молдова.

На апрельском (1994 г.) саммите глав государств в Москве - Решение о проведении операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. Там же принято Заявление Совета глав государств Содружества по конфликту в Нагорном Карабахе и вокруг него.

Принят ряд важных документов о пребывании Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан и об урегулировании обстановки на таджикско-афганской границе.

В сентябре 2000 года в соответствии с Решением глав государств Содружества Коллективные миротворческие силы СНГ в Таджикистане расформированы в связи з завершением процесса межтаджикского урегулирования и началом деятельности по постконфликтному построению мира.

Государства - участники СНГ сделали первые шаги по созданию многосторонних миротворческих сил в рамках Содружества. В марте 1992 года в Киеве было подписано Соглашение о Группах Военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, в Москве в сентябре 1993 г. - Соглашение о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению.

В июне 1995 года в Исполнительном Секретариате Содружества прошла международная научно-практическая конференция "Проблемы сотрудничества государств - участников Содружества в урегулировании вооруженных конфликтов в СНГ", которая рекомендовала разработать общие принципы управления и контроля за миротворческой деятельностью.

19 января 1996 года на Совете глав государств Содружества утверждены Положение о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.

На встречах глав государств Содружества и заседаниях Совета министров иностранных дел регулярно анализируется ход операции по поддержанию мира в Абхазии, Грузия, принимаются соответствующие решения.

Мандат на проведение операции по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, Грузия, утвержденный Решением Совета глав государств Содружества от 21 октября 1994 года, в дальнейшем уточнялся и дополнялся.

В соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года о дальнейших шагах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия, создана временная Оперативная рабочая группа Содружества Независимых Государств по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия из представителей заинтересованных государств, Исполнительного комитета СНГ и Штаба по координации военного сотрудничества государств- участников Содружества. Данная группа призвана осуществлять координацию миротворческих усилий в Абхазии, Грузия, и мониторинг выполнения соответствующих решений Совета глав государств СНГ. В настоящее время Оперативная рабочая группа по поручению СМИД готовит проект Решения СГГ об обеспечении выполнения ранее принятых Советом глав государств Содружества решений об урегулировании конфликта в Абхазии, Грузия, и мерах по активизации миротворческого процесса.

В 1996 году главы государств приняли Заявление Совета глав государств СНГ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в котором отмечается ряд положительных моментов в его урегулировании, а стороны призываются к активизации усилий в мирном решении спорных вопросов.

Президенты Азербайджанской Республики и Республики Армения в Совместном заявлении от 28 апреля 1998 года подтвердили приверженность сторон мирному урегулированию конфликта и готовности неукоснительно соблюдать режим прекращения огня, достигнутый в мае 1994 года.

Исполнительный комитет Содружества участвует в качестве наблюдателя в переговорах по согласованию текста Соглашения о прекращении вооруженного конфликта в зоне Нагорного Карабаха при посредничестве Российской Федерации, США и Франции.

В декабре 1999 года рабочая группа Исполнительного комитета СНГ по приглашению Президента Республики Молдова П.К. Лучинского посетила Кишинев и Тирасполь, ознакомилась с ситуацией в деле урегулирования конфликта и сделала сообщение об этом на заседании СМИД 24 января 2000 года. Проводятся консультации со сторонами в конфликте о возможных формах участия СНГ и его Исполкома в урегулировании конфликта вокруг Приднестровья.

При подготовке проектов документов, касающихся вопросов миротворчества, используется опыт международных организаций по этой проблеме, в частности, ООН.

Исполнительный комитет СНГ по приглашению Генерального секретаря ООН участвует в работе совещаний на высшем и рабочем уровне ООН и ведущих региональных организаций мира по вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов.

Миротворческие усилия, предпринимаемые в рамках СНГ, полностью отвечают подходам ООН и ОёСЕ к урегулированию локальных и межгосударственных конфликтов и свидетельствуют об имеющихся потенциальных возможностях Содружества разрешать внутренние конфликты собственными силами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные тенденции развития содружества

 

8 декабря 2005 года исполнится 14 лет  со дня подписания Соглашения  о создании Содружества независимых государств. По историческим меркам срок небольшой, но за этот короткий период в СНГ произошли радикальные перемены: во всех странах Содружества заложены основы рыночной экономики, во многих государствах период становления рыночных отношений практически завершен. Это открывает реальные перспективы для развития интеграции между нашими странами, поскольку для того, чтобы взаимодействовать на рыночных принципах, необходим сложившийся национальный рынок. Интерес стран СНГ к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству заметно вырос.

Но процессы интеграции идут тяжело. Участники экономического форума в Санкт-Петербурге в 1998 году, отмечали, например, «…в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества.» Перспективы развития Содружества Независимых Государств на пороге XXI века. На ту же тенденцию указывает А. Малашенко: «…в отношении экономического сотрудничества принимались сотни решений, а работают из них только три-четыре десятка.»

Вопросы экономической эффективности взаимодействия стран-участниц СНГ неоднократно становились предметом обсуждения. Андрианов В.

Во многих публикациях авторы отмечают, что, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюся в наследство от бывшего СССР, молодые суверены по итогам нового законотворческого процесса не воспользовались дарованным им общим наследием, а, скорее наоборот, постарались закрепить существенные различия в экономической политике. Переход к рынку они осуществляли по различным сценариям и с разной степенью интенсивности, что отнюдь не способствовало углублению делового взаимодействия в рамках СНГ. Более того, в ходе реформ на экономическом пространстве Содружества образовались четыре региональных объединения: Союзное государство Беларуси и России, Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан), Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия).

Возникшие объединения разные по уровню и глубине свидетельствуют, во-первых, о наличии устойчивых интеграционных намерений у ряда стран Содружества и, во-вторых, о гибкости, а не аморфности его механизмов, позволяющих функционировать различным моделям, объединенным общностью интересов. Вместе с тем, эти процессы показывают, что существует опасность разобщения разных образований, их противопоставления в ущерб сохранению целостности Содружества.

Между тем, в исследованиях, где глубоко анализируются проблемы создания единой валютной зоны стран СНГ, отмечается, что для стран СНГ более предпочтителен валютный союз именно с Россией. В пользу этого говорит характер экономических связей, торгового оборота и ряд других факторов. Но ученых беспокоит вялая динамика объемов товарооборота между российскими регионами и областями стран Содружества, сократившаяся после 1991 года в 34 раза. Кардинально поменялись местами и лидеры торговли. Товарооборот Украины, составлявший до краха Союза 40%, снизился в 2003 до 14%. Тогда как Беларусь, занимавшая вторую позицию, сейчас вышла на «передовую» межрегионального диалога. Сегодня в Москве открылась Международная научная конференция по проблемам.

Некоторые зарубежные эксперты отмечают плохой предпринимательский климат, сложившийся в странах СНГ и объективно создавший препятствия к эффективной интеграции. Среди таких факторов называют Домбровски М. Будущие вызовы для стран СНГ.

1. Барьеры входа на рынок, которые  тормозят развитие конкуренции  и огранивают возможность создания  новых предприятий или изменение  профиля уже существующих. Речь  идет, в первую очередь, о регистрационном  и лицензионном режимах, хотя серьезные препятствия могут возникать и от чрезмерного регулирования в различных других областях, например, в сфере государственных стандартов, строительных, экологических, пожарных, санитарных и многих других нормативов.

2. Налоговая система и налоговое администрирование. Самой сложной проблемой является налоговая администрация. С одной стороны, она неэффективна в выполнении своих чисто фискальных функций: об этом свидетельствуют размеры теневой экономики и уклонения от уплаты налогов. С другой стороны, произвольное отношение к налогоплательщику, у которого нет достаточных средств для своей правовой и фактической защиты, считается одним из главных признаков плохого предпринимательского климата.

3. Таможенная система и таможенное  администрирование. Их характеризуют те же слабости, что и налоговую систему и налоговое администрирование.

4. Правовая система. Несмотря на  достигнутый прогресс и огромные  усилия в области реформирования  правовой системы во многих  странах СНГ, особенно в области гражданского и корпоративного права, банковского законодательства, финансовых рынков и т. п., она продолжает не соответствовать принципам открытой рыночной экономики и свободного демократического общества. Ее прозрачность оценивается гражданами и предпринимателями как недостаточная. Многие законы и подзаконные акты, особенно в сферах, косвенно связанных с деловой активностью (например, административная система и уголовный кодекс) до сих пор сохраняют реликты советской системы. Кроме того, правовые нормы подвергаются частым изменениям под диктовку интересов отдельных лобби и бизнес-групп или политической игры как в законодательных, так и исполнительных органах.

Информация о работе Содружество независимых государств