Сущность и понятие внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 19:00, реферат

Описание работы

Актуальность заключается в том, что внешние эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.
Цель работы теоретическое изучение внешних эффектов.
Объектом исследования являются внешние эффекты как экономическая категория и как возможная причина неэффективности функционирования рыночного механизма, а также методы их государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

MSB = МРВ + МЕВ = МРВ + 1000 дол.

 

Эффективный контингент соответствует точке Z2 (6 млн. студентов). При таком контингенте предельные издержки обучения составляют 3000 дол. Однако чтобы стимулировать увеличение контингента еще на 1 млн. чел., необходимо уменьшить плату за обучение до 2000 дол., что соответствует точке Р на кривой МРВ. Поэтому эффективное равновесие в точке Z, потребовало установления платы за обучение в размере 2000 дол. Третьи лица должны были бы возместить разницу между 2000 дол. - суммой, которую готовы платить студенты, и 3000 дол. - предельными издержками обучения при таком количестве студентов. Эта разница отражает предельную внешнюю полезность обучения одного студента - 1000 дол.

Достижение рыночного равновесия в точке Z1 приводит к появлению положительных внешних эффектов, представленных площадью ABZ1С. Размер этих эффектов - 5 млрд. дол. (произведение 1000 дол. на 5 млн. студентов). Позволив третьим лицам компенсировать часть расходов в размере 1000 дол. на студента, можно было бы увеличить контингент учащихся до 6 млн. Сумма в размере 6 млрд. дол. была бы выплачена студентам и университетам третьими лицами, которые теперь участвуют в купле-продаже образовательных услуг. Эти выплаты представлены площадью PZ2FG.

При наличии положительного внешнего эффекта товар или услуга продаются и покупаются в условиях равновесия в меньшем по сравнению с эффективным объеме. Чтобы достичь эффективного объема выпуска, необходимо разработать механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, могли бы внести свой вклад в его получение и потребление. Часть вклада третьих лиц использовалась бы для понижения цены, уплачиваемой потребителями с тем, чтобы побудить увеличить их потребление. Оставшаяся часть была бы использована для компенсации любого увеличения предельных издержек с тем, чтобы побудить производителей увеличить предложение товара.

 

2. Классификация внешних эффектов

 

2.1 Виды внешних эффектов

 

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

 

MSC = МРС + МЕС,

 

где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost);

МРС - предельные частные издержки (marginal private cost);

МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).

 

Рисунок 2.1 - Отрицательный внешний эффект

 

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды.

Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой, продукции превышает эффективный объем выпуска" (рис.2.1). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 т бумаги при цене Р1 Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника AE1E2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

 

Рисунок 2.2 - Положительный внешний эффект

 

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

 

MSB = МРВ + МЕВ,

 

где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit);

МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit);

МЕВ - предельные внешние выгоды (margin al extern al benefit).

Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те вь1годы, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис.2.2). Рыночное равновесие E1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади треугольника AE1E2.

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

 

2.2 Трансформация внешних эффектов  во внутренние

 

Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог (tax-T), равный предельным внешним издержкам Т = МЕС, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному:

MSB = MSC.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам (S - МЕВ), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC.

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И, наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда достигают поставленной цели.

 

3. Государственное регулирование  внешних эффектов в рыночной  экономике

 

Даже в системе "свободного" рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это, по крайней мере, три функции:

1) обеспечение экономики  нужным количеством денег;

2) регулирование так называемых "внешних" (или побочных) эффектов;

3) удовлетворение потребностей  в "коллективных благах" (или  в "общественных товарах") [5].

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но, тем не менее, реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что, в конце концов, поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства - удовлетворение потребностей в "общественных товарах". Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. - эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции - это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике [7].

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках "Экономикс" выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический "фон", используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось "встроенным" в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции - его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных - это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания цикличности развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики - изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Информация о работе Сущность и понятие внешних эффектов