Война в Ираке - решение геополитических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:06, реферат

Описание работы

Военно-политическая обстановка в районе Персидского залива на протяжении последних десяти лет все время обострялась. Межгосударственные, межэтнические и межконфессиональные противоречия, внутриполитическая напряженность в ряде государств, милитаризация региона, активная деятельность исламских фундаменталистов, различного рода экстремистских организаций и группировок создавали обстановку повышенной конфликтности.
В течение длительного времени США проводили разнообразные мероприятия политико-дипломатического, экономического, военного, информационного и иного характера с целью установления своего контроля над Ираком и соседними странами.

Файлы: 1 файл

Война в Ираке- решение геополитеческих задач.docx

— 33.90 Кб (Скачать файл)

Военно-политическая обстановка в районе Персидского залива на протяжении последних десяти лет все время обострялась. Межгосударственные, межэтнические и межконфессиональные противоречия, внутриполитическая напряженность в ряде государств, милитаризация региона, активная деятельность исламских фундаменталистов, различного рода экстремистских организаций и группировок создавали обстановку повышенной конфликтности.  
В течение длительного времени США проводили разнообразные мероприятия политико-дипломатического, экономического, военного, информационного и иного характера с целью установления своего контроля над Ираком и соседними странами.  
Особый интерес США к Ираку был обусловлен его энергетическими ресурсами. Согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на середину марта 2003 года Ирак обладал вторыми по величине запасами сырой нефти в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. Нефтяные резервы Ирака оценивались в 112,5 млрд. баррелей, а Саудовской Аравии составляли 261 млрд. баррелей. Кроме того, в Ираке имеются значительные месторождения газа, серы и фосфатов.  
Ирак привлекателен своим геополитическим положением. Через его территорию проходят международные сухопутные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Среднего Востока и Южной Азии.  
Ирак в течение длительного времени претендовал на лидерство в арабском мире и до последнего времени оказывал значительное влияние на формирование и развитие военно-политической обстановки в регионе Персидского залива.  
Существование авторитарного режима, репрессии против внутренней оппозиции наряду с пытками осуществить планы военной экспансии в отношении соседних государств, наличие химического оружия, которое было использовано против собственного народа в конце 80-х гг., попытки создать другие виды оружия массового поражения оказались для США удобным предлогом для свержения Саддама Хуссейна.  
Вместе с тем контроль над Ираком открывал для США дополнительные возможности для ликвидации неугодных режимов в соседних странах. Устранение Хусейна позволило бы установить в перспективе удобные для США режимы в Сирии и Иране.  
 
Война 1991г. в Кувейте и ее плоды.  
Подарком судьбы для Вашингтона стала агрессия Ирака против Кувейта. В ночь с 1 на 2 августа 1990 г. иракские войска вторглись на территорию Кувейта и в течение нескольких суток оккупировали его. 8 августа Багдад объявил об "объединении полностью и навсегда" Кувейта с Ираком. Это была крупнейшая внешнеполитическая ошибка Хуссейна.  
Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, осуждающих иракскую оккупацию Кувейта, требующих незамедлительного вывода иракских войск, восстановления законного правительства и т.д. Аннексия Кувейта была признана юридически несостоятельной и рассматривалась как недействительная. У США оказались развязаны руки, и ни одна страна при всем желании не могла, каким либо образом противодействовать США.  
15 января 1991 г. истекла "пауза доброй воли", предоставленная Ираку Советом Безопасности ООН для эвакуации войск из Кувейта. В ночь с 16 на 17 января 1991 г. войска многонациональных сил, основу которых составляли контингент США, на основании вынесенного Советом Безопасности ООН решения об использовании "всех необходимых мер для восстановления мира и безопасности в этом районе" начали военные действия против Ирака.  
В феврале 1991 г. Ирак потерпел поражение в войне с международной коалицией, которую возглавляли США, и был вынужден уйти из эмирата. В отношении Ирака решениями Советом Безопасности ООН были введены жесткие международные санкции, фактически установившие режим экономической блокады страны и игравшие в интересах, в основном, только США.  

С декабря 1996 г. до американского вторжения в марте 2003 года на основании решения СБ ООН для Ирака действовала программа "Нефть в обмен на продовольствие", разрешавшая Багдаду экспортировать каждые полгода нефть на сумму 1,6 млрд. долларов для финансирования закупок продовольственных товаров. Вопрос об отмене санкций являлся одним из самых важных и острых для выживания Ирака.  
Основным противникам снятия санкций были США. Выгоды от сохранения санкций имели Кувейт и Саудовская Аравия, между которыми ОПЕК разделила иракскую квоту на продажу нефти на мировом рынке.  
С 1991 г. авиация США и Великобритании осуществляла патрулирование так называемых бес полётных зон, где были запрещены полеты иракской авиации. Они были расположены на севере и юге страны - севернее 36-й параллели и южнее 32-й параллели. В пределах этой зоны авиация США и Великобритании наносила удары по различным объектам. Формальным поводом для установления этих зон являлась защита курдских территорий на севере и мусульман-шиитов на юге от возможного нападения иракской армии. Разрешения ООН на бомбардировки иракской территории США и Англия не имели. Фактически, с этого времени США и Великобритания являются государствами-агрессорами.  
Официальным Багдадом эти зоны признаны не были.  
США объясняли свои действия тем, что "удары наносятся с целью самообороны в ответ на наведение иракских радаров на самолеты ВВС США, осуществляющих патрулирование запретных зон".  
В результате затянувшегося военного противостояния с США и экономической блокады Ирак оказался в крайне тяжелом социально-экономическом положении. .Экономика страны в силу нехватки финансовых средств, сырья, запчастей и оборудования находилась в состоянии, близком к критическому.  
Одним из важных направлений борьбы США против режима С. Хусейна была политическая поддержка, финансовая и военно - техническая помощь оппозиции.  
В октябре 1998 г. конгресс США принял закон "Об освобождении Ирака", в соответствии с которым ежегодно выделялись значительные средства на укрепление оппозиционных С. Хусейну организаций.  
Проблема разоружения Ирака как оправдание активизации антииракской кампании? В качестве предлога для активизации антииракской кампании США избрали проблему разоружения Ирака. В результате мер, предпринятых ООН после окончания войны 1991 г., иракская армия сократилась с 950 тыс. человек до 389 тыс. Для контроля за соблюдением санкций и разоружением Ирака была создана Спецкомиссия ООН, инспекторы которой провели большую работу по выявлению химического, бактериологического и ракетного оружия, а совместно с МАГАТЭ - объектов, связанных с созданием ядерного оружия.  
Вместе с тем Ирак не подписал Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия (1972 г.) и Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993 г.).  
В декабре 1999 г. Ирак отверг резолюцию СБ ООН, которая требовала возвращения инспекторов в обмен на постепенное ослабление режима санкций. По мнению иракской, стороны, "под прикрытием этих комиссий работают шпионы".  
 
 

 

 

Чтобы снять остроту напряженности, в мае 2002 г. иракское руководство согласилось выполнить резолюцию СБ ООН № 1409 по изменению режима санкций и проведению в шестимесячный срок всех процедур, связанных с ее осуществлением. Она предполагала ужесточение контроля над экспортом в Ирак предметов военного назначения с одновременным снятием ограничений на поставки продуктов гражданского назначения. В сентябре 2002 г. под давлением мирового сообщества, в том числе большинства арабских государств, иракское руководство согласилось на возвращение в страну инспекторов ООН. 8 ноября 2002 г. по предложению США и Великобритании, СБ ООН была принята резолюция № 1441, которая требовала от Ирака полного уничтожения оружия массового поражения и прекращения его разработок. Для контроля над вооружениями Багдад обеспечивал "немедленный, беспрепятственный, безоговорочный и неограниченный" доступ международных инспекторов ко всем без исключения иракским объектам, которые инспекторы сочтут необходимым проверить.  
Согласно срокам, определенным в резолюции, Багдад должен был сообщить ООН не позднее 15 ноября 2002 г. о своем согласии подчиниться требованиям резолюции и сделал это досрочно.  
Не позднее 8 декабря Ирак обязан был представить Совету Безопасности и комиссии ООН по мониторингу вооружений полное описание своих программ по разработке и производству химического, биологического и ядерного оружия. Это требование также было выполнено.  
С другой стороны, некоторые вопросы по иракским программам разработки ядерных, химических, биологических вооружений остались без ответов. Это дало повод США и Великобритании заявить, что они не верят С. Хусейну и требуют принятия в кратчайшие сроки жесткой, ультимативной резолюции СБ ООН, которая фактически санкционировала бы применение военной силы против Багдада.  
По мнению Вашингтона, у Ирака осталось 29 тысяч литров раствора с бациллами сибирской язвы, а также химическое оружие.  
Вместе с тем Багдад согласился на уничтожение ракет "Аль-Са- муд-2". Всего у Ирака было около 120 таких ракет. По данным на 10 марта, 40 из них Ирак уничтожил.  
Политика США в отношении Ирака расколола мировое сообщество и отдельные его сегменты. Это касается Европейского союза, АСЕАН, ОБСЕ, Лиги арабских государств, Организации Исламская Конференция.  
Еще до вторжения американских войск в Ирак было ясно, что главная цель США состоит в том, чтобы поставить под свой контроль богатейшие в мире запасы нефти.  
Возможно, что наиболее важным фактором, который обусловил стремление Вашингтона форсировать начало войны против Ирака, был рост цен на нефть, которые в начале-середине марта достигли 36 долларов США за баррель.  
Ежемесячно, из- за высоких цен на нефть США теряли более 60 млрд. долларов. До последнего времени Америка пыталась нивелировать рост нефтяных цен, используя нефтяные запасы, в результате чего они снизились до уровня 1975 г. и составили 269,8 миллионов баррелей, что ниже даже 270-миллионного минимума, установленного правительством.  
Если бы эта ситуация затянулась, США вынуждены были бы начать использование стратегического резерва нефти. Сообщение об этом привело бы к новому витку повышения цен и дополнительным трудностям в развитии американской экономики. Выход виделся один - война, в результате которой США, во - первых, смогут взять под контроль богатейшие иракские месторождения, а во-вторых, американские войска в регионе станут гарантией стабильности поставок нефти не только из Ирака, но и из сопредельных нефтедобывающих стран. Поскольку за энергоресурсы принято расплачиваться в долларах, то стабилизация нефтяных поставок, свою очередь, автоматически окажет американской валюте необходимую поддержку.  

 

Военная акция США в Ираке изначально преследовала задачу не только добиться намеченных политических и экономических целей войны, но и проверить на практике возможности новых видов оружия и военной техники.  
 
Как развивались боевые действия  
За первые сутки военных действий было нанесено не менее 10 ракетно-авиационных ударов, а в налетах участвовало около 30 стратегических бомбардировщиков ВВС США. Цель первых ракетно-бомбовых ударов состояла в том, чтобы уничтожить высшее военное и политическое руководство страны.  
В течение последующего периода военных действий авиация наносила мощные удары по всем крупнейшим городам Ирака. В воздушной операции принимали участие самые разные самолеты - от стратегических бомбардировщиков и многоцелевых истребителей до танкеров-заправщиков и разведчиков.  
Тяжелые самолеты В-2 совершали перелеты с авиабазы Уайтмэн в штате Миссури. Путь туда и обратно занимал у них 35 часов. Часть бомбардировщиков поднимались с острова Диего-Гарсия в Индийском океане. Другие машины базировались более чем на 30 аэродромах в странах Персидского залива и на палубах 5 авианосцев, находящихся в регионе.  
Вторжение сухопутных сил США и Великобритании на территорию Ирака было осуществлено с южного направления. За неделю боевых действий сухопутные части захватили полуостров Фао и продвинулись на несколько сот километров вглубь территории страны.  
Силы коалиции взяли под свой контроль порт Умм Каср на юге Ирака, а также нефтяные месторождения в южной части страны, на которые приходилось 60% всей добываемой нефти и все объекты инфраструктуры, включая перерабатывающие заводы, насосные станции и около 600 скважин.  
Обращает на себя внимание, что за весь период боевых действий абсолютное большинство нефтяных скважин не были подожжены. По мнению представителя вашингтонского Центра оборонной информации, главная причина тому - действия специальных подразделений США, которые на юге страны за 48 часов до официального начала военных действий обезвредили взрывные механизмы и конкретных взрывников. На севере аналогичную задачу решали курдские подразделения. Кроме того, предполагается, что представители иракского командования испугались ответственности за поджог нефтяных скважин, так как в рамках психологической войны США стремились донести до противоположной стороны, что будут рассматривать эти действия как применение оружия массового поражения.  
Наряду с южным направлением военных действий 22 марта США приступили к высадке своих войск на севере Ирака, где на аэродроме между городами Мосул и Киркук приземлились военно-транспортные самолеты с американскими десантниками. Готовя высадку десанта, накануне самолеты Б-52 наносили удары по Киркуку.  
Вместе с тем, при поддержке ВВС США, 23 марта в северном Ираке близ границы с Ираном, группировка "Патриотический союз Курдистана" начала крупномасштабное наступление на позиции боевиков радикальной группировки "Ансар аль-Ислам".  
Подразделения курдов явились вторым наиболее активным, после Великобритании, союзником США в борьбе против режима С. Хусейна.  

Информационная и психологическая война  
Наряду с реальными боевыми действиями против руководства страны и ее народа антииракской коалицией была развязана психологическая война. Самолеты ВВС США разбросали над территорией Ирака более 1 млн. листовок, в которых содержались призывы не оказывать сопротивление американским солдатам, не минировать водные каналы и не загрязнять их нефтепродуктами, а также давались рекомендации, как сдаваться в плен.  
"Если эти требования будут исполнены, - говорилось в листовках, - вы сможете прожить столько, что увидите своих детей взрослыми. Не подвергайте свои жизни риску, бросайте оружие и возвращайтесь домой!"  
Еще одна война, которая началась в связи с военными действиями США против Ирака, - это война информационная. В первые дни из военных источников США на СМИ обрушился массовый поток "непроверенной" информации, который должен был внести смятение в иракские войска и парализовать их. Значительный упор делался на распространение различных слухов, которые были призваны помочь достигнуть реальных военных целей.  
Примечательно, что в течение нескольких недель до начала военной кампании в расположение иракских частей с самолетов сбрасывали радиоприемники.  
Качество брифингов в штабе Центрального командования США в Катаре, по мнению присутствующих, здесь журналистов, оставляло желать лучшего. А сообщения о том, что в первые дни союзниками захвачены города на юге страны, впоследствии не подтвердились. В их окрестностях развернулись ожесточенные бои.  
 
Просчеты и трудности, с которыми столкнулись войска коалиции  
В начале операции войска коалиции столкнулись с серьезными трудностями в решении поставленных задач. Накануне войны министр Рамсфелд обозначил идеальные временные рамки блицкрига в Ираке - шесть дней.  
Однако первые бои показали -блицкриг может не получиться: наступление армии коалиции развивалось не теми темпами, которые были запланированы. Стратегически важный полуостров Фао длительное время оставался ареной интенсивных боев.  
Американские и британские военные признали, что бои на юге Ирака носили ожесточенный характер. Пилоты ударных вертолетов Apache, участвовавших в ночь на 24 марта в крупном сражении к югу от Багдада, говорили, что попали в "осиное гнездо". Они не смогли выполнить задачи, которые были перед ними поставлены.  
Портовый город Умм Каср превратился 25 марта, по мнению независимых наблюдателей, "в ночной кошмар" для войск коалиции. Оборонявшие его иракские солдаты и ополченцы, будучи не в силах противостоять массированным авианалетам и артобстрелам перешли к партизанской тактике.  
26 марта произошло крупное сражение в 95 км от Багдада, между городами Эн Наджаф и Кербела. 3-й легкий бронетанковый разведывательный батальон морской пехоты США, выдвинувшийся к Багдаду, столкнулся с ожесточенным сопротивлением иракских сил южнее города и был вынужден отступить.  
Басрой, вторым по величине городом страны, не удалось овладеть даже спустя две недели боев.  
Пентагон пытался представить причиной своего увязания на юге страны слишком сильное сопротивление элитных частей Ирака. Однако на самом деле причина не только в этом. Войска коалиции столкнулись с обороной, организованной на порядок качественнее, чем 12 лет назад. Большое количество ложных целей привело к тому, что значительная часть высокоточного оружия, использованного США, была израсходована впустую.  

Информация о работе Война в Ираке - решение геополитических задач