Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:27, реферат
Сегодня в мире достаточно большое количество языков и различных диалектов. Ученые не называют конкретной цифры, но задают значение в рамках от 3000 до 6000 языков. Многие из них уже почти забыты, некоторые находятся на грани вымирания, некоторые крепнут и число их носителей постоянно увеличивается. Но зачем же нужен язык?
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. С тех пор язык всегда играл в жизни общества большую роль.
Введение. ………………………………………………………………………………...3
Общее значение языка. ……………………………………………….………………...3
Историческая справка. …………………………………………………………..……...3
Функции языка.………………………………………………………………………….5
Базовые функции. ……………………………………………………………..………...5
Частные (производные) функции. …………………………………………..………….7
Заключение. ……………………………………………………………………………..8
Список используемой литературы……………………………………………………..9
Департамент образования города Москвы
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт иностранных языков
Центр «Образование»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Введение в языкознание»
Выполнила:
Бочина В. А.
Москва 2012
Оглавление.
Сегодня в мире достаточно большое количество языков и различных диалектов. Ученые не называют конкретной цифры, но задают значение в рамках от 3000 до 6000 языков. Многие из них уже почти забыты, некоторые находятся на грани вымирания, некоторые крепнут и число их носителей постоянно увеличивается. Но зачем же нужен язык?
Язык возник
в глубокой древности в
Во-первых, он используется во всех сферах деятельности человека, без него люди не могут обойтись ни в быту, ни в учёбе и работе, ни в политике. Язык обслуживает общество, служит средством общения. С его помощью люди передают друг другу свои мысли и чувства, могут что-то делать вместе.
Во-вторых,
язык помогает изучать
Таким образом,
мы обладаем большими
Интерес к установлению
функций языка наметился в 20 в. До этого
слово «функция» применялось нетерминологически
(например, у Г. Пауля, А. А. Потебни) для обозначения
роли единиц всинтаксисе (функция подлежаще
В книге «Тезисы Пражского лингвистического кружка»
(1929) было обосновано определение языка
как функциональной системы и описаны
две функции речевой деятельности:
общения и поэтическая. Немецкий психолог
К. Бюлер выделил в свете семиологического
принципа три функции языка как проявляющиеся
в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную)
- соотносимую с говорящим, функцию обращения (
Вопрос о количестве
и характере функций языка многократно
обсуждался, и были отделены собственно
функции языка и функции единиц языка.
А. Мартине постулирует наличие трёх функций
языка: главной — коммуникативной, выразительной
(экспрессивной) и эстетической, тесно
связанной с первыми двумя. Р. О. Якобсон
с учётом постулатов теории коммуникации к трём участникам
акта речи — говорящему (отправитель, адресант),
слушающему (получатель, адресат) и предмету
речи (контекст, референт) — добавил ещё три:
контакт (канал связи), код и сообщение,
и соответственно выделил шесть функция
языка: экспрессивную (выражения, эмотивную),
конативную (усвоения), референтивную
(коммуникативную, денотативную
Рассматривая речевую деятельность как единство общения и обобщения, А. А. Леонтьев отделил функции языка, проявляющиеся в любой ситуации общения, от функций речи как факультативных, возникающих в особых ситуациях. В сфере общения к функциям языка отнесена коммуникативная, а в сфере обобщения — функция орудия мышления, функция существования общественно-исторического опыта и национально-культурная функция; все они могут дублироваться неязыковыми средствами (мнемонические средства, орудия счёта, планы, карты, схемы и т. п.).
К функциям речи отнесены:
магическая (табу, эвфемизмы), диакритическая
(компрессия речи, например в телеграммах), экспрессивная (
В 70—80-х гг. 20 в. обозначилось стремление связать функции языка с аппаратом их реализации в системе и структуре языка (М. А. К. Халлидей). Ю. С. Степанов на основе семиотического принципа вывел три функции языка: номинативную, синтаксическую и прагматическую, как универсальные свойства языка, соответствующие трем аспектам общей семиотики: семантике — номинация, синтактике — предикация и прагматике — локация. Первичным аппаратом номинации выступают характеризующие знаки (именные и глагольные классы слов), предикации — элементарные синтаксические контактные словосочетания, локации — дейксис ситуации общения («я-здесь-сейчас»), а вторичный аппарат образуется на основе транспозиции знаков. Эти Ф. я., согласно данной теории, лежат в основе всех возможностей использования языка как средства общения, познания и воздействия.
Функции
языка - 1) роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) детерминированное
соответствие (зависимость) единиц одного
множества единицам другого множества;
второе значение чаще применяется к единицам
языка (например, соотношение аффиксов и корней
2.1. Базовые функции.
Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Двумя главнейшими, базовыми функциями языка являются:
(В. И. Ленин). Она связана с тем, что язык прежде всего
является средством общения людей. Он
позволяет одному индивиду – говорящему
– выражать свои мысли, а другому – воспринимающему
– понимать их, то есть как-то реагировать,
принимать к сведению, сообразно менять
свое поведение или свои мысленные установки.
Акт коммуникации не был бы возможен без
языка.
Коммуникация – значит общение, обмен
информацией. Иными словами, язык возник
и существует прежде всего для того, чтобы
люди могли общаться.
Коммуникативная функция языка осуществляется
благодаря тому, что сам язык является
системой знаков: по-другому просто нельзя
общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены
для того, чтобы передавать информацию
от человека к человеку.
Ученые-лингвисты вслед за видным исследователем
русского языка академиком Виктором Владимировичем
Виноградовым (1895-1969), иногда определяют
основные функции языка несколько по-другому.
Они выделяют:
- сообщение, то есть изложение какой-то
мысли или информации;
- воздействие, то есть попытка с помощью
речевого убеждения изменить поведение
воспринимающего человека;
- общение, то есть обмен сообщениями.
Сообщение и воздействие относятся к монологической
речи, а общение – к диалогической речи.
Строго говоря, это, действительно, функции
речи. Если же говорить о функциях языка,
то и сообщение, и воздействие, и общение
являются реализацией коммуникативной
функцией языка. Коммуникативная функция
языка является более объемлющей по отношению
к этим функциям речи. Итак, различными
видами реализации коммуникативной функции
языка являются сообщение, воздействие,
общение, а также выражение чувств, эмоций,
состояний;
когнитивная (познавательная, гносеологическая,
иногда называемая экспрессивной, т. е.
выражения деятельности сознания) — быть
«непосредственной действительностью
мысли» (К. Маркс) . От латинского cognition – знание, познание.
Связана с тем, что в знаках языка осуществляется
или фиксируется сознание человека. Язык
является инструментом сознания, отражает
результаты мыслительной деятельности
человека.
Ученые все еще не пришли к однозначному
выводу о том, что является первичным –
язык или мышление. Возможно, неверна сама
постановка вопроса. Ведь слова не только
выражают наши мысли, но и сами мысли существуют
в виде слов, словесных формулировок даже
до их устного произнесения. По крайней
мере, зафиксировать дословесную, доязыковую
форму сознания пока никому не удавалось.
Любые образы и понятия нашего сознания
осознаются нами самими и окружающими
только тогда, когда облечены в языковую
форму. Отсюда и представление о неразрывной
связи мышления и языка.
Связь между языком и мышлением была установлена
даже с помощью физиометрических свидетельств.
Испытуемого человека просили обдумать
какую-нибудь сложную задача, и пока он
думал, специальные датчики снимали данные
с речевого аппарата молчащего человека
(с гортани, языка) и обнаруживали нервную
активность речевого аппарата. То есть
мыслительная работа испытуемых «по привычке»
подкреплялась активностью речевого аппарата.
Любопытные свидетельства дают наблюдения
над умственной деятельностью полиглотов
– людей, умеющих хорошо говорить на многих
языках. Они признаются, что в каждом конкретном
случае «думают» на том или ином языке.
Показателен пример разведчика Штирлица
из известного кинофильма – после долгих
лет работы в Германии он поймал себя на
том, что «думает на немецком языке».
Известен любопытный случай, приключившийся
с болгарским оперным певцом Борисом Христовым.
Живя в разных странах, он хорошо знал
несколько языков и всегда считал необходимым
петь арии на языке оригинала. Он объяснял
это так: «Когда я говорю по-итальянски,
то и думаю по-итальянски. Когда говорю
по-болгарски, то и думаю по-болгарски».
Однажды на представлении «Бориса Годунова»,
где Христов пел, естественно, по-русски,
певцу пришла в голову какая-то мысль по-итальянски.
И он неожиданно для себя допел арию на
итальянском языке. Любопытно, что публика
этого не заметила. И лишь когда изумленный
дирижер указал певцу после концерта на
удивительную метаморфозу, Христов осознал,
что случилось и почему он вдруг переменил
язык арии.
Когнитивная функция языка не только позволяет
фиксировать результаты мыслительной
деятельности и использовать их, к примеру,
в коммуникации. Она также помогает познавать
мир. .
К ним тоже в качестве базовых добавляют:
2.2. Частные (производные) функции языка.
Базовые функции языка взаимообусловливают друг друга при использовании языка, но в отдельных актах речи и в текстах выявляются в разной степени. С базовыми, как первичными, соотносятся частные, как производные, функции языка. К коммуникативной функции относятся: