Интенсивные методы
обучения иностранным языкам.
Группа методов обучения
иностранному языку, ведущая свое начало
от разработанного в 60-е гг. болгарским
ученым Г. Лозановым суггестопедического
метода и включающая в настоящее время
следующие методы:
- метод активизации резервных возможностей обучаемого(Г. А. Китайгородская),
- эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер),
- суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В. В. Петрусинский),
- метод погружения (А. С. Плесневич),
- курс речевого поведения (А. А. Акишина),
- ритмопедия (Г. М. Бурденюк и др.),
- гипнопедия и др.
Названные методы направлены главным
образом на овладение устной иноязычной
речью в сжатые сроки и при значительной
ежедневной концентрации учебных часов.
Интенсивные методы обучения. опираются
на неиспользуемые в обычном обучении
психологические резервы личности учащегося.
Для интенсивных методов
обучения характерно широкое привлечение
коллективных форм работы, использование
суггестивных средств воздействия
(авторитет, инфантилизация, двуплановость
поведения, интонация и ритм, концертная
псевдопассивность).
От традиционного обучения
интенсивные методы обучения отличаются
способами организации и проведения
занятий: уделяется повышенное внимание
различным формам педагогического
общения, социально-психологическому
климату в группе, созданию адекватной
учебной мотивации, снятию психологических
барьеров при усвоении языкового
материала и речевом общении.
Применение интенсивных
методов обучения наиболее целесообразно
в условиях краткосрочного обучения
языку и при установке на развитие
устной речи в сжатые сроки.
Метод активизации
резервных возможностей человека и
коллектива (Г.А. Китайгородская)
Свой метод Г.А. Китайгородская,
тогда преподаватель Иняза, начала разрабатывать
в 70-е годы; его истоки - в идеях болгарского
психолога Г.Лозанова, чья
методика "полного погружения", или
"суггестопедия", тогда приобрела
популярность во многих странах.
Основные теоретические
положения метода активизации связаны
с концепциями психологической
школы и представлениями о речевой деятельности,
выработанными отечественной психолингвистикой,
а также с использованием резервов сферы
бессознательного в обучении.
На этой основе решаются
две взаимосвязанные проблемы:
- 1) создание управляемых взаимоотношений в системе «преподаватель - коллектив -учащихся»;
- 2) организация управляемого речевого общения в учебном процессе.
Официальное название метода
Китайгородской - "метод активизации
резервных возможностей личности и
коллектива". Занимаются по нему только
в группе, можно и в большой.
Специфика рассматриваемого
метода заключается в использовании
тех возможностей, которые открываются
при рассмотрении учебной группы
как временного коллектива учащихся,
осуществляющего совместную деятельность.
Задача авторов метода
и педагогов заключается в
том, чтобы предложить учебному коллективу
такую современную деятельность
учения, которая была бы личностно
значимой для каждого обучаемого,
сплачивала бы людей и способствовала
активному формированию личности через
систему взаимных межличностных отношений.
Исходя из основной цели интенсивного
обучения, можно выделить два основных
фактора, которые характеризуют его:
- 1. Минимально необходимый срок обучения для достижения цели (общение в пределах бытовой тематики) при максимально возможном для реализации этой цели объема учебного материала при соответствующей его организации,
- 2. Максимальное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в условиях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздействии личности в ходе преподавания.
Метод основан на следующих
принципах:
- Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе.
- Принцип личностно-ориентированного общения . В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс формирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. Владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Система понятий, в которой может быть описано общение, включает понятие «роли». Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае учащийся не имитирует деятельность, но «владеет» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки. Личностно-речевое общение - это основа построения учебно-познавательного процесса в интенсивном обучении иностранным языкам.
- Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то с позиции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса. В соответствии с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участниками описанных в нем действий сами учащиеся. Таким образом, реализуется один из приемов метода недирективной регуляции поведения учащегося в группе.
- Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения. Большой объем учебного материала, особенно на начальном этапе обучения, дает возможность уже на первом занятии организовать ситуации, максимально приближенные к реальному общению. Это создает высокую мотивацию учения, как бы приближая результат обучения к его началу. Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется, в частности, в высокой «плотности общения», разнообразии видов и форм работы и др. В условиях большого объема учебного материала эффективными оказываются: а) сюжетное построение курса и отдельных микроциклов; б) сюжетная организация занятий и их фрагментов; в) построение учебных текстов как модели речевого поведения в определенных ситуациях и т.п.
- Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе активизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, непрочен и не способен к переносу. Поэтому продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью.
Суть в том, что на занятиях
студенты оказываются как бы внутри
пьесы, написанной для них и о
них. Сначала повторяют ее текст
за "суфлером" - преподавателем, потом
им позволяется "отсебятина" - построение
собственных фраз на основе затверженных
структур. Но то, что кажется веселой импровизацией,
на самом деле - тщательно срежиссированная
и методически выверенная языковая тренировка,
где каждое слово и действие несет обучающую
функцию.
В Школу Китайгородской берут не каждого.
Если вы замкнуты, не склонны к непринужденному
общению, вас могут и не принять. (Степень
общительности определяется на вступительном
собеседовании). А еще, чтобы заниматься
по этому методу, нужно немножко "впасть
в детство". Как ребенок в играх перевоплощается
то в трубочиста, то в инопланетянина,
осмысливая при этом мир, так и студент
должен "заиграться" в Пьера или Мэри,
зажить в мире (и языке) своих персонажей.
Надо сказать, что и
учебные пособия, и техника обучения,
которой пользуются педагоги, основываются
на новейших психологических исследованиях
памяти, типов сознания, функций
правого и левого полушарий мозга,
и содержат элементы внушения, позволяющие
студентам легче вжиться в
моделируемую на занятиях реальность.
А скептикам, не желающим верить, что
палка - это ружье, лучше сразу
подыскать себе другие курсы, не дожидаясь,
пока им скажут: "Забирай свои цацки
и уходи из моей песочницы. Я с тобой не
вожусь!"
Эмоционально-смысловой
метод.
Разработанный И.Ю. Шехтером эмоционально-смысловой
метод предлагает воспринимать иностранный
язык в первую очередь, в качестве средства
общения, которое нельзя свести лишь к
набору формул и правил.
Метод Шехтера базируется
на том положении, что любое описание языка, его
структуры и закономерностей построения
является вторичным, поскольку изучает
уже сложившуюся и функционирующую систему.
Согласно этому методу
изучение английского должно начинаться
с понимания смысла, а не формы.
По сути, предлагается осваивать иностранный
язык самым естественным способом,
так же, как дети учатся говорить
на родном языке, не имея еще ни малейшего
представления о самом существовании
грамматики.
- На первом этапе начального цикла обучения ученику предоставляется возможность слушать иностранную речь до тех пор, пока он не начнет понемногу улавливать общий смысл услышанного, постепенно преодолевая свой страх перед иностранным языком и утверждаясь в мысли, что освоение языка на уровне родного вполне осуществимо.
- На втором этапе первого цикла, когда иностранная речь уже не кажется тарабарщиной, слушатель может не просто заниматься языком, а прожить эти три часа занятия, общаясь на иностранном языке и решая предлагаемые ситуативные задачи. Таким образом, преодолевается языковой барьер и возникает речевая инициатива – основной фактор владения иностранным языком. В конце первого цикла, который длится около месяца, слушатели уже могут изъясняться на иностранном языке, начинают читать прессу и смотреть новостные программы.
- После 2-х – 3-х месячного перерыва занятия возобновляются на втором цикле обучения, в течение которого ученики осваивают правила грамматики и произношения, уже умея читать и говорить. Фактически происходит коррекция чтения и речи.
- Третий цикл закрепляет навыки, полученные ранее.
Слушатели курсов активно
участвуют в дискуссиях, высказывая
свои мысли о прочитанных произведениях
и просмотренных фильмах, приводят
свои доводы, опровергают мнения оппонентов.
Речевые задания усложняются, осваиваются
навыки устного последовательного
перевода и реферирования.
Суггестокибернетический
интегральный метод ускоренного обучения
иностранному языку (В.В. Петрусинский).
Основу этого метода составляет
«кибернетизация» суггестивного управления
состоянием и восприятием студента
с целью активизации различных
компонентов мнемической деятельности.
Процесс обучения
осуществляется одними техническими средствами
без преподавателя. Преподаватель необходим лишь
для составления и подбора учебного материала,
осуществления контроля знаний, умений
и навыков.
Важную роль в реализации
этого метода играет предъявление информации
большими массивами для целостного
запоминания. Метод позволяет автоматизировать
лексику и модели начального этапа
за ограниченный период времени.
Обычная продолжительность
курса 10 дней. Метод подходит для
учащихся владеющих иностранный
языком в пределах общеобразовательной
школы.
Отсутствие преподавателя,
наличие сложной технической
аппаратуры, предъявление большого объема
учебного материала являются основными
недостатками суггестокибернетического
метода обучения.