Интерактивное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Файлы: 1 файл

interaktiv.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

Что дает этот организационный  прием школьникам?

 

Он дает возможность  школьникам увидеть своих сверстников  со стороны, то есть увидеть:

 

- как они общаются,

 

- как реагируют на  чужую мысль, 

 

- как улаживают назревающий  конфликт,

 

- как аргументируют  свою мысль и т. д. Как  же на практике осуществлять  интерактивное обучение? Перечислим  некоторые правила, которые полезно  учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания.

 

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или  иной мере все участники (ученики). С  этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

 

С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного  включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться  им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

 

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие  на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

 

Правило третье. Обучающихся  в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы  каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

 

Правило четвертое. Помещение  для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых  группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

 

Правило пятое. Вопросы  процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться  не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут  терпимы к любой высказываемой  точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

 

Правило шестое. Деление  участников семинара на группы лучше  построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться  принципом случайного выбора.

Во время групповой  работы учитель выполняет разнообразные функции:

 

- контролирует ход  работы в группах;

- отвечает на вопросы;

- регулирует споры,  порядок работы;

- в случае крайней  необходимости оказывает помощь  отдельным учащимся или группе. 

 

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для  уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации.  Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

 

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

 

Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

 

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

·        развитие личностной рефлексии;

·        осознание включенности  в общую  работу;

·        становление  активной субъектной позиции в учебной  деятельности;

·        развитие навыков  общения;

·        принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

·        повышение  познавательной активности

 

классу:

·        формирование класса как групповой общности;

·        повышение  познавательного интереса;

·        развитие навыков  анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

 

учителю:

·        нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

·        формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.


Информация о работе Интерактивное обучение