Мифические правители Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить историю Древнего Китая с позиции его мифических правителей.
Задачи исследования: рассмотреть личности правителей первопредков Фу Си и Нюй-ва Шэнь Нуна, Пяти совершенно мудрых правителей древности: Хуан-ди, Чжуань-сюя, Гао-синя (Ди Ку), Яо, Шуня. Изучить их происхождение, значение имен, их достижения в области культуры, искусства и быта. Систематизировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Правители первопредки………………………………………….5
1.1. Нюй-ва и Фу Си……………………………………………………...5
1.2. Шэнь Нун…………………………………………………………….8
Глава 2. Период правления пяти совершенно-мудрых правителей…...10
2.1. Хуан-ди (желтый император)………………………………………..10
2.2. Чжуань-сюй…………………………………………………………...12
2.3. Гао-синь (Ди Ку)……………………………………………………...15
2.4. Яо……………………………………………………………………...17
2.5. Шунь…………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Мифические правители Китая.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

     Однажды Шэнь Нун проглотил стоножку, каждая нога которой превратилась в червя, и умер. 15

 

    Глава 2. Период правления пяти совершенно мудрых правителей

    2.1. Хуан-ди 黃帝 (Huángdì)

     Хуан-ди («жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской  мифологии культурный герой.

       Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Хуан-ди - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Хуан-ди как о созвездии, напоминающем большую колесницу.

     По  преданию, Хуан-ди был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Хуан-ди - один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. 16

       Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь Нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки. Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин. Хуан-ди был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди не пожелал подчиниться. Тогда Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Хуан-ди вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём, что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Хуан-ди победил в битве при Чжолу и казнил.17

       Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Хуан-ди женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Хуан-ди было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Хуан-ди почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Хуан-ди как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Хуан-ди жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии, Хуан-ди в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Хуан-ди ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Хуан-ди постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Хуан-ди стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха. 18

     Считается, что Хуан-ди погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Хуан-ди, которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо. В средние века даосы почитали Хуан-ди как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе Хуан-ди чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины.

     2.2. Чжуань Сюй 颛顼, (Zhuānxǔ)

     В древнекитайской мифологии божество-первопредок, внук (по другой версии, правнук) правителя центра Хуан-ди. Этимология имени Чжуань Сюй не совсем ясна: по одним предположениям, восходящим к словарю «Шовэнь» («Толкование знаков», 1 в.), словосочетание «чжуань сюй» означает «настороженный облик», считается, что подобный облик Чжуань Сюй унаследовал от своего отца Цянь Хуана (Хань Лю), по другой версии (японский учёный Мори Ясутаро), это имя означает «первопредок», «первый государь», по третьей, весьма традиционной - «истинный человек», «человек, следующий по истинному пути», по четвёртой (японский учёный Тодо Акиясу) - «человек с ровной, словно выточенной из нефрита, головой» (признак мудреца). 19

     Существуют  предания о чудесном рождении Чжуань Сюя от луча звезды, пронзившего луну, словно радуга (по древнекитайским мифологическим представлениям, радуга - дракон с головами по обоим концам, и не исключено, что за этим скрыто представление о рождении первопредка от тотема-дракона как от водяного существа). Чжуань Сюй родился со щитом и копьём на голове (возможная модификация рогов первопредка). В облике Чжуань Сюй, судя по описаниям в апокрифических сочинениях рубежа н. э., прослеживаются крайне архаические черты, отражённые в нерасчленённости частей тела, конечностей и т. п. (сросшиеся ноги, вариант - сросшиеся рёбра, сросшиеся брови).20

       В «Люй-ши чуньцю» («Вёсны и  осени Люя», 3 в. до н. э.) говорится,  что Чжуань Сюй до 10 лет воспитывался у Шао-хао, а в 20 лет взошёл на престол и мудро правил 78 лет. Согласно мифологической традиции, он правил, используя магическую силу воды и давая по названиям вод (рек) названия должностей своим помощникам. Он поручил духу Чуну править югом, небом и духами, а север отдал под власть духа Ли, поручив ему править землёй и людьми. Таким образом, люди и боги не смешивались и всюду царил порядок. Видимо, по приказу Чжуань Сюй Чун и Ли прервали сообщение между небом и землёй, чтобы люди не могли больше подыматься на небеса. Чжуань Сюй поручил Фэй-луну («летящему дракону»), подражая свисту ветров восьми направлений, создать новые мелодии и музыку для жертвоприношений Шан-ди («верховному владыке»).

     Существует  очень любопытное предание о том, как Чжуань-сюй в пылу своего гнева  сослал нарушителей введенного им порядка  – поженившихся брата и сестру - в глушь гор Кунтуншань, где  они, обнявшись друг с другом, умерли в глубоком ущелье от голода и жажды. Неожиданно прилетела священная птица, возможно это был Юй-цян, дух моря и ветра. Увидев, как умерли двое влюблённых, он сжалился над ними и принёс в клюве траву бессмертия и прикрыл ею их тела. Прошло семь лет, и к ним вернулась жизнь. Тела их давно уже срослись вместе, и когда они ожили, превратились в странного человека с двумя головами, четырьмя руками и четырьмя ногами. Их дети и внуки были похожи на родителей, и эти странные люди стали родоначальниками племени мэншуанши, то есть сросшихся.

     Согласно  «Хуайнань-цзы» (2 в. до н. э.), Чжуань Сюй воевал с богом вод Гун-гуном. По другим источникам, он вёл войны с мифическим родом девяти Ли, а также с племенем мяо.

     Чжуань  Сюю приписывается изобретение одной из систем счёта времени (т. н. «календарь Чжуань Сюя»), а также введение установлений, определяющих подчинённое положение женщины в обществе. При Чжуань Сюе, видимо, были введены наказания и за инцест (Гань Бао, «Coy шэнь цзи» - «Записки о поисках духов», 4 в. н. э.). В историографической традиции даётся характеристика Ч.-с. как идеального правителя. 21

     Люди, по-видимому, не питали особенно добрых чувств по отношению к Чжуань-сюйю, установившему чрезвычайно строгие  порядки и церемонии. Три его сына, согласно преданиям, были намного хуже отца. Все трое вредили людям и считались духами различных эпидемий и заболеваний.

     У Чжуань-сюя был ещё один сын  по имени Тао-у, который тоже славился своей жестокостью. Его также  звали Ао-хэнь и Нань-сюнь. Он был похож на тигра, причём намного превосходил его по размерам. Всё его тело обросло длинной шерстью, лицо у него было человечье, лапы и хвост тигра, а рыло свиное с длинными клыками. Повинуясь своему дикому и хищному нраву, он совершал безрассудные поступки, и никто не мог обуздать его.

     В древних памятниках упоминаются  три сына Чжуань Сюя и другие его потомки, например племя трёхликих и одноруких, или праправнук Чжуань Сюя по имени Пэн-цзу, проживший 800 лет. 22 
 
 
 

        

 

      2.3. Гао-синь 高辛 (Gāo Xīn) или Ди Ку 帝嚳 (Dì Kù)

     Ди  Ку — Ди означает «божество», «владыка», «государь», для позднего времени  — «император»; Ку — имя собственное 

     По  преданию, Ди Ку родился чудесным образом  и сам сказал, что его зовут Цзюнь. Он представлялся существом с птичьей головой (восточнокитайские племена почитали своим тотемом птицу) и туловищем обезьяны. У него была только одна нога, а на голове – рога. Он считался правнуком мифического государя Хуан-ди. Прозвище его было Гао-синь. Источники, например «Исторические записки» Сыма Цяня (ок. 145-ок. 86 до н. э.), рисуют его идеальным, справедливым правителем, который «брал богатства у земли и бережно использовал их, ласково наставлял народ и учил его получать выгоду, исчислял движение солнца и луны, встречая и провожая их; распознавал духов и с почтением служил им… Действия его были всегда своевременными, а одежда — как у простого чиновника». 23В раннесредневековых источниках Ди Ку рисуется со щитом на голове и со сросшимися зубами, имевшимися у него от рождения как знак необычного героя. Считается, что он в 15 лет начал помогать в управлении своему дяде (вариант: брату) Чжуань-сюю, а в 30 взошёл на престол и правил 70 (или 75 лет), умер в 100-летнем возрасте.

     Ди  Ку и его музыкантам Сянь-хэю и  Ю-шую приписывается создание мелодий цзюшао - «девять призывов», люле - «шесть рядов», люин - «шесть цветений» и др., а также барабана, колокола, гонга, флейты и других музыкальных инструментов.

     Какие либо подробности иньского культа Ди Ку неизвестны. В научной литературе предлагаются его трактовки как тотемного предка иньцев. В ханьских письменных памятниках это божество появляется эпизодически и спонтанно в качестве таинственного и могущественного Предка-Повелителя, супруга женских божеств – солнца и луны и отца других божественных и легендарных персонажей.24

     Существует  много преданий о жёнах Ди Ку Одна из них не касалась ногами земли. Ей часто снилось, что она глотает  солнце и после этого у неё  рождался сын. Она родила Ди Ку восемь сыновей. В древних исторических памятниках, где Ди Ку представлен как реальный государь, у него четыре жены: Цзянь-юань, Цзянь-ди, Цин-ду и Чан и. 25

     Существует  ещё широко известное предание о  двух сыновьях Ди Ку Янь-бо и Ши-чжэ, которые вечно спорили, не желая  ни в чём уступать друг другу. В конце концов Ди Ку послал одного из них управлять звездой Шан, а другого звездой Шэнь. Звёзды эти никогда одновременно не светили на небе.

     Известен  ханьский рельеф с изображением Ди Ку в одеянии государя из предмогильного святилища У Ляна (середина 2 в. н. э.).  

 

      2.4. Яо 堯 (Yáo)

     Яо  — легендарный китайский император, 4-й из «Пяти Древних Императоров», сочетавший в своём образе божественные и человеческие черты. Носил также имена Ди Яо, Фан-сюнь, Тан Яо.

     Был вторым сыном легендарного императора Поднебесной Ди Ку, третьего из «Пяти Древних Императоров». Занял престол в 20-летнем возрасте и правил 100 лет (по китайской традиции 2356—2256 годы до н. э.). Одной из основных заслуг Яо перед человечеством было то, что он, с помощью Гуня, правнука Повелителя Неба Хуан-ди, похитившего на небесах волшебный «сижан» (саморастущую землю), и строительством многочисленных дамб и каналов, сумел остановить и утихомирить мировой потоп, возникший вследствие разлива реки Хуанхэ и грозивший уничтожить на Земле всё живое.26

     Император Яо был глубоко почитаем в народе. Во время его правления жизнь людей становилась все лучше и лучше. 27

     К другим заслугам Яо относится изобретение  им календаря сельскохозяйственных работ, цикл которого ему подсказало чудесное «календарное растение», росшее у Яо. Первые 15 дней на его ветвях вырастало по одному листу, а затем  следующие 15 дней так же по одному листу облетало. Также Яо, совместно с Небесным стрелком и, усмирил взбунтовавшихся духов ветров.

     В китайской традиции Яо известен как  воплощение личной скромности, заботы о подданных и жертвенности. Конфуций считал его, наряду с легендарными императорами Шунем и Юем, воплощением «совершенного человека». Яо одевался очень просто, жил в простой хижине, крытой камышом и питался отваром из диких трав и неочищенного риса. Во время своего правления Яо пришлось вести длительные и кровопролитные войны с племенами мяо, постоянно нападавшими на Китай.

     Император Яо уважал добродетельных людей и  ставил свою страну и свой народ  на самое важное место. Он хотел быть уверенным, что после его кончины  страна останется в хороших руках, поэтому путешествовал всюду  в поисках человека, обладающего высокой нравственностью и мудростью, чтобы передать ему корону. Он побывал у нескольких очень уважаемых людей, посвятивших себя духовному совершенствованию, но ни один из них не захотел стать новым императором после Яо. Поиски Яо увенчались успехом, когда он узнал о Шуне. Услышав о его репутации и о добрых делах, Яо вознаградил его. Он выдал за него замуж свою дочь, чтобы позже передать ему правление.28

Информация о работе Мифические правители Китая