Молодежный жаргон. Способы образования молодежного жаргона. Причины его распространения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель работы – исследовать молодежный жаргон.
Задачи работы:
1. Определить основные словообразовательные модели молодежного жаргона
2. Выявить причины использования и распространения молодёжного сленга

Содержание работы

Введение
1. Способы образования молодежного жаргона
2. Молодежный жаргон. Причины его распространения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

«Молодежный жаргон. Способы образования молодежного жаргона. При.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

              2. по морфологической принадлежности в молодежном жаргоне чаще всего употребляются такие части речи, как имя существительное, глагол, наречие и имя прилагательное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодежный  жаргон. Причины его распространения

 

В раннем возрасте ребенок стремится  путем имитаций и аналогий овладеть существующей системой  «взрослого» языка, в результате возникают многочисленные детские новообразования, замечательно описанные в книге К.И.Чуковского. Высокий динамизм, непостоянство словарного состава, частая замена одних терминов другими, их переосмысливание сохраняется как важная закономерность подростково-юношеского жаргона на всем протяжении детства и молодости.

Ребенок начинает воспринимать языковые нормы как часть системы стандартов взрослого мира, следовать которым  он обязан. Принуждение и давление в данной сфере постепенно приводят к естественному сопротивлению, протесту, что проявляется в возникновении новых языковых предпочтений,  создание «альтернативной» лексики. В жаргоне подросток подчеркивает свою самостоятельность, пробует жить своей жизнью, в которую не могут вторгаться взрослые, выражает протест против давления, стремится спровоцировать и эпатировать взрослых.

Подросткам свойственно подражание. Подражая сверстникам, подросток усваивает  жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом.

Психологи отмечают, что в подростковом возрасте дети стараются все делать быстро и соответственно стремятся к краткости  в речи. Жаргон удовлетворяет эту потребность.

Известно, что подростки испытывают сложность в выражении своих чувств и эмоций (которые в данный возрастной период развиваются весьма бурно), проявляют застенчивость. Нарочитая грубость и ироничность жаргона часто используется ребенком для разрешения данной проблемы.

          Для  молодежного жаргона характерна устойчивая тенденция к игре, юмору, насмешке, иронии. В нем активно пародируются иронические и саркастические словообразования (по барабану, лохотрон и т.п.); иноязычные прототипы, прежде всего – англицизмы (фэйсом об тэйбл и пр.); каламбуры, фонетические уподобления (чао-какао, инсульт-привет и т.п.)

Ироничность заложена в самой природе жаргона – он предполагает отстраненный, новый взгляд, переосмысление расхожих слов и штампов. Подобная ироничность преследует как эстетическую цель оживить избитые языковые средства, так и психологическую. Можно предположить, что жаргоны – своеобразный механизм защиты от неприятных жизненных ситуаций. Они снимают страх (слова «упаковка», т.е. милицейская машина, «обезьянник» - скамья для задержанных в отделении милиции, или широко известное слово «мент» слишком смешны, чтобы быть по-настоящему страшными), снимают трагичность переживания, как бы отвлекают от стоящего за этим символом понятия.

Жаргон подростковых групп, имея много  общего, существенно различается  в зависимости от интересов, ценностей и стиля жизни конкретных групп и субкультур.

Явственно проявляются территориальные (региональные) особенности, продолжает сохраняться определенная разница в жаргоне городских и сельских подростковых групп.

В поисках новых оригинальных и эпатирующих слов и выражений подростки обращаются к самым заметным и ярким проявлениям живого языка. Особенно привлекательным для подростков выступает жаргон уголовного мира (блат, блатная музыка, феня). Подростков привлекает образность, выразительность, таинственность, ироничность криминального жаргона. Из уголовного жаргона было заимствовано такое широко известное слово, как «ксива». В уголовном жаргоне оно означало «письмо», «бумага», «документ». В системном сленге его значение ограничивается «документом» (главным образом имеется в виду паспорт). Зачастую только специалисты способны проследить в словах подросткового сленга криминальные аналоги и корни. Так, «шпаргалка» (шпора), обозначающая для подростков подсказку на уроке, в криминальном жаргоне обозначает подсказку о поведении на следствии, в суде, при беседе с милиционером.

Большое значение имеют кино- и  видеофильмы, литература, где действуют  преступники, бандиты. Можно заметить, как после показа популярного сериала начинается активное употребление наиболее ярких словечек и выражений.

В последнее время молодежные СМИ (прежде всего – журналы и музыкальные  радиостанции и телеканалы) сознательно используют подростковый жаргон для привлечения аудитории и, тем самым, способствуют дальнейшему распространению и, в определенном смысле, восприятию жаргона как языковой нормы.

Ребята более старшего возраста, осваивающие определенный род деятельности и включающиеся в профессиональные сообщества (компьютерщики, музыканты, спортсмены, торговцы), осваивают так называемые социально-профессиональные жаргоны, как например, по-своему богатый лексикон программистов и пользователей (хакер, юзер, винт, клава).

Компьютерный сленг – это  неотъемлемая часть молодёжного  жаргона, В век компьютеризации профессия программист стала популярной среди молодежи, и компьютерный жаргон внедрился и в повседневную жизнь людей. Компьютерный сленг отличается "зацикленностью" на реальности мира компьютеров. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям несведущим. Например, не каждому человеку станет понятно выражение «трехпальцевый салют», которое обозначает сброс компьютера нажатием клавиш Ctrl-Alt-Del. Благодаря знанию такого специального языка компьютерщики чувствуют себя членами некой замкнутой общности.

Многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и  неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к  сокращению, упрощению слов. Например, один из самых часто употребляемых терминов -'motherboard', он имеет такое соответствие в русском языке как "материнская плата". В сленге же этому слову соответствует "мамка" или "матрешка". Или другой пример: 'CD-ROM Drive' переводится на русский как "накопитель на лазерных дисках", в сленге имеет эквиваленты "сидюк", "сидюшник". В последнее время произошло также повальное увлечение молодежи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником новых слов.

Интенсивность проникновения в  молодежный жаргон эстрадно-музыкального сленга (фанера, рокер, раскрученный, попса и т.п.) специалисты объясняют близостью эффектов, поп- и рок-музыки с эффектами жаргонного лексикона: экспрессия, эмоциональное напряжение, корпоративно-групповое чувство сопричастности.

Язык подростков ХХI века не всегда понятен их родителям, учителям. И, порой, им бывает сложно понять детей и разобраться, какой смысл вкладывают они в свои слова.

           Молодые  люди, используя в своей речи  жаргон, в первую очередь стремятся  «зашифроваться», быть непонятными другими, главным образом взрослыми.

            Молодёжный сленг — социальный  диалект людей в возрасте 13 —  30 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных замкнутых группах.

           Молодежный  сленг, как и любой другой, представляет  собой только лексикон на фонетической  и грамматической основе общенационального  языка, и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Наиболее развитые семантические поля — «Человек», «Внешность», «Одежда», «Жилище», «Досуг». Большая часть элементов представляет собой различные сокращения и производные от них, а также английские заимствования или фонетические ассоциации.

           Характерной особенностью, отличающей молодежный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.

           Отмечают три бурные волны  в развитии молодежного сленга  в России:

            1). 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.

           2). 50-е годы. Вторая волна связана  с появлением «стиляг».

           3). 70-80-е годы. Третья волна связана  с периодом застоя, породившим  разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

            К молодежному жаргону также можно отнести жаргон школьников, студенческий и компьютерный жаргоны.

            В лексике жаргона школьников  представлены слова, тематически  связанные со следующими четырьмя  сферами: сфера школы; сфера  досуга; сфера быта; сфера оценки.

           1. Жаргон школьников и сфера  школы.

Слова первой сферы можно  разделить на следующие группы:

- Наименования учителей: алгеброичка, физичка, истеричка,  химоза.

- Наименования учебных предметов:  физра, литра, инглиш (английский  язык) и т.д. 

- Наименования других реалий  учебного процесса: шпора (шпаргалка), зубрила, шамовочная (столовая), камчатка, чукотка (задние парты).

           2. Жаргон  школьников и сфера досуга.

           К  сфере досуга в жаргоне школьников  можно отнести такие слова,  как: видак, мафон, клипейшн, дискач, поп, рок, попса, гоп-компания, кореша, тусовка, шухерить, замочить, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание лексем, заимствованных из других жаргонов, в часности жаргона музыкантов (в меньшей степени) и неформальных групп (в большей степени).

В последние несколько лет возросло количество лексем, перешедших из жаргона  неформальных групп в жаргон школьников. Лексемы данной группы наиболее подвержены влиянию моды и являются переменным компонентом жаргона школьника.

          3. Жаргон  школьников и сфера быта.

          Слова,  относящиеся к сфере быта можно  разделить на несколько групп. 

- Лексемы, называющие части тела: виза, дыня, карточка - лицо; пакши, культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, кабина, чайник - голова; лыжи, шасси, лапти, тормоза - ноги; для данных слов характерна наибольшая традиционность.

- Лексемы, называющие одежду, обувь  и аксессуары: джопсы, джины - джинсы; шкура, косуха, бомбер - куртка; потники - носки. Данные лексемы были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам.

- Лексемы, называющие различную  бытовую технику: компик - компьютер;  клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на дискету; маус, мышара - мышь. Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников. Слова: видак, мафон, плейер - гораздо более употребительны.

          4. Сфера  оценки в жаргоне школьника.

           Слова  сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика. Вокативы отнесены к сфере оценки потому, что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношение к тому, кого называют.

            К группе вокативов относится  довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными пластами и всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша, дяпан). Любопытно такое обращение, как лохидзе - лицо кавказской национальности, он же черный, черномазый. В молодежной среде популярно обращение - найк, по названию фирмы, выпускающей спортивную одежду с нашивками данного слова на английском языке: nike. Обращения, такие как: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша - используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто. Что касается собственно оценочной лексики, то для нее характерно наличие лексем с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой.

          Экспрессивная лексика представлена в жаргоне школьников в основном наречиями, словами категории состояния и, в меньшей степени, прилагательными. Например: шик, блеск, отпадно, круто, супер, коронно, зверско, клево, чудовищно, потрясно, ништяк - положительная оценка; примато, фигово, пазарно, лево, муть, мура - отрицательная оценка.

Школьный сленг, по-видимому, был  всегда, но о словаре школьников далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень  мало. Ведь сленг – это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания.

         О школьном  сленге до XIX века мы вообще  ничего не знаем. Разве что  отдельные слова. Например, свистульки – так еще с петровских времен называли розги для школяров. Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов? Мы этого уже никогда не узнаем.

В описании семинарии в повести  Гоголя «Вий» уже встречаются  некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции – заниматься репетиторством, пробовать крупного гороху – быть наказанным.

        Октябрьская  революция и гражданская война  резко увеличили долю сленга  в языке школьников. Объясняется  это двумя обстоятельствами. Во-первых, революция и война привели  к общему падению нравов, что  не могло не сказаться на  языке общества в целом. А во-вторых, в школу пришли новые ученики – дети рабочих и крестьян, беспризорники, подростки, прошедшие через все трудности того времени. Правда, пишущие об этом времени Анатолий Рыбаков и Вениамин Каверин практически избегают употребления сленга. Наверное, навешать крендель (что означает подраться) – это самое невинное, что в реальной жизни говорили герои «Кортика» А.Рыбакова.

Информация о работе Молодежный жаргон. Способы образования молодежного жаргона. Причины его распространения