Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:26, научная работа
Научный стиль — стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей — таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.
Научный стиль — не прихоть, а обязанность.
Введение
Определение и особенности научного стиля литературного язык
Общие черты научного стиля
Виды и жанры научного стиля
История возникновения и развития научного стиля
Нау́чный стиль
Особенности научного стиля
Лексика научного стиля речи
Морфологические особенности научного стиля речи
Синтаксические особенности научного стиля речи
Подстили научного стиля
Жанры, использующие научный стиль
История научного стиля
Научный стиль речи
Морфологические признаки научного стиля речи
Синтаксические особенности научного стиля речи
Использование средств выразительности
Особенности научного стиля речи
Образец научного стиля
Научный стиль.
Анализ особенностей стиля.
Этапы научной деятельности.
Формы существования научной речи
Терминосистемы каждой науки
Языковые признаки научного стиля речи
Лексические признаки научного стиля речи
Экспрессивные средства языка науки
Жанровое многообразие научного стиля речи
Специфика научного стиля речи
Научная тематика текстов;
Учебный словарь
Общая характеристика научного стиля речи
Общие внеязыковые свойства научного стиля
Научная тематика текстов.
Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения.
Логичность изложения
Точность изложения.
Доказательность изложения..
Объективность изложения
Насыщенность фактической информацией.
Лексика научного стиля
Морфология научного стиля
Синтаксис научного стиля
Собственно научный стиль речи
Заключение
Список использованной литературы
Научный стиль — это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.
Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказывания;
2) монологический характер высказывания;
3) строгий отбор языковых средств;
4) тяготение к нормированной речи.
Этапы научной деятельности.Формы существования научной речи
Наука есть один из наиболее эффективных способов добывания нового знания о мире, одна из наиболее совершенных форм накопления и систематизации знаний, опыта.
В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: получить новое знание о мире (т.е. совершить открытие) и ‚ сделать это знание достоянием общества (т.е. сообщить свое открытие). Соответственно следует выделить и два этапа в научной деятельности человека: 1) этап совершения открытия и 2) этап оформления открытия.
Научный стиль речи относится ко
второму этапу научной
Содержательная сторона
Конечно, и устная форма тоже часто используется в научном общении, но эта форма в научном общении вторична: научное произведение чаще сначала пишут, отрабатывая адекватную форму передачи научной информации, а потом уже в тех или иных вариантах (в докладе, лекции, выступлении) воспроизводят в устной речи. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи.
Терминосистемы каждой науки
Каждая отрасль науки
Ко второму уровню относят понятия, общие для ряда смежных наук, имеющих общие объекты исследования. Например:вакуум, вектор, генератор, интеграл, матрица, нейрон, ордината, радикал, термический, электролит и пр. Такие понятия обычно служат связующим звеном между науками одного более или менее широкого профиля (естественные, технические, физико-математические, биологические, социологические, эстетические и пр.), и их можно определить как профильно-специальные.
К третьему уровню следует отнести узкоспециальные понятия, характерные для одной науки (иногда двух-трех близких) и отражающие специфичность предмета исследования, например: фонема, морфема, флексия, лексема, дериват и др. лингвистические термины.
Специфическим свойством языка науки является то, что научная информация может быть представлена не только в форме текста. Она бывает и графической — это так называемые искусственные (вспомогательные) языки: 1) графики, чертежи, рисунки, 2) математические, физические символы, 3) названия химических элементов, математических знаков и пр. Например: ¥ — бесконечность, — интеграл, S — сумма, Ö — корень и т.д.
Язык символов — один из наиболее информативных языков науки.
Текст, с одной стороны, и формулы, и символы, графические иллюстрации и фотоснимки — с другой, находятся в определенном взаимоотношении в разных областях науки.
Лексические признаки научного стиля речи
1. Отвлеченный, обобщенный
2. Характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность — насыщенность терминами (о чем шла речь выше).
3. Для языка науки характерно
использование заимствованных
4. В научном стиле частотны
существительные и
а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность);
б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель);
в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь"(глинистый, песчанистый).
О языке ученых нередко
говорят, что он отличается "сухостью",
лишен элементов эмоциональности и образности.
Такое мнение носит ошибочный характер:
нередко в научных работах, в частности
полемических, используются эмоционально-экспрессивные
и изобразительные средства языка, которые,
будучи дополнительным приемом, на фоне
чисто научного изложения заметно выделяются
и придают научной прозе большую убедительность: нашими выдающи
Языковыми средствами создания
экспрессивного, эмоционального тона
научной речи выступают: 1) формы превосходной
степени прилагательных, выражающие сравнение
(наиболее яркие представители вида); 2) эмоционально-экспрессивные прилагательные
(Развитие, инновации, прогресс — замечате
Жанровое многообразие научного стиля речи
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени - публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000 составляет специальная лексика.
Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей):
1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады);
2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки);
3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты);
4) научно-деловой(техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий);
5) научно-информативный(
6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги). Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
Специфика научного стиля речи
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и учебно-научного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII в. в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая половина XVIII в.), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX в.
Научный стиль речи имеет свои разновидности (подстили):
Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:
Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в облас-ти науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности.
Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:
Научная тематика текстов;