Навыки и умения в обучении иноязычному говорению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:56, статья

Описание работы

В данной статье рассматривается проблема навыков и умений в обучении иноязычному говорению, в частности формирование у школьников такой способности говорить на иностранном языке, которая соответствовала бы нормальному речевому процессу. Автором освещается то, что именно автоматизируется в ходе овладения иностранным языком.

Файлы: 1 файл

мильруд.навыки и умения в обучении говорению.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)

Навыки и умения в обучении иноязычному говорению.

Мильруд Р.П. «ИЯ  в школе» - №1, 1999г., с.26-34

В данной статье рассматривается  проблема навыков и умений в обучении иноязычному говорению, в частности  формирование у школьников такой  способности говорить на иностранном  языке, которая соответствовала  бы нормальному речевому процессу. Автором освещается то, что именно автоматизируется в ходе овладения иностранным языком.

К числу первых экспериментов  по изучению процесса научения относят  эксперименты со слюноотделением у  собак И.П.Павлова, которые показали, как можно искусственно вызвать  у животного организма физиологическую  реакцию строго определенного вида.

Подобные эксперименты над  животными в дальнейшем проводились  и Э.Торндайком. Он открыл «закон эффекта», в соответствии с которым усваиваются  такие реакции, которые имеют  положительный смысл для обучаемого. Для того, чтобы усилить прочность ассоциаций между стимулом и поведенческой реакцией, используется «положительное подкрепление». При наличии положительного подкрепления реакция автоматизируется.

Э.Толман утверждал, что правильно  говорить не о «реакция», а о «познавательных  актах». Он считал, что целесообразная реакция возможна, если в результате научения формируется «познавательный  образ» окружающей действительности.

Устная речевая деятельность порождает произведение речи, которое  наблюдается в виде потока речи. Велико значение пауз в потоке речи потому, что они позволяют наглядно «увидеть» навыки и умения в говорении. Если пауза перед определенным отрезком речи сокращается, значит, данный отрезок не требует концентрации внимания и произносится с качеством навыка. Если пауза удлиняется, значит, отрезок нестандартен, требует внимания, обдумывания и произносится с качеством умения. Чем сложнее речемыслительная задача, тем продолжительнее становятся паузы, необходимые для обдумывания очередного фрагмента высказывания.

Ф. Гольдман-Эйслер обнаружила такую закономерность, что под  влиянием сложности речемыслительной задачи меняется продолжительность  речевых пауз, но продолжительность  отрезков высказывания между паузами  не меняется, а является «индивидуальной  константой».

Адекватное владение речевыми средствами возможно только на основе сформированных языковых автоматизмов. Для самой деятельности нужны  навыки и умения, а для владения орудиями деятельности нужны автоматизмы. Высокий результат возможен, если уровень владения .

Речевые навыки и умения – это качество совершения речемыслительных операций и действий в процессе решения  коммуникативно-познавательной задачи. Языковые автоматизмы – это качество извлечения из долговременной памяти и применение языковых средств при  решении речемыслительной задачи.

Итак, для обучения иностранным  языкам существенное значение имеют  речевые навыки и умения, необходимые  для решения речемыслительных задач  в процессе коммуникации, а также  языковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое «обслуживание» речемыслительной деятельности. Их развитие возможно, если воссоздать на уроке реальные условия  общения и обучать эффективной  коммуникации через формирование соответствующих  навыков, умений и автоматизмов как единого комплекса свойств. Они развиваются постепенно и лучше всего в условиях положительного подкрепления.

 

Лухманова.О. АЯ - 42


Информация о работе Навыки и умения в обучении иноязычному говорению