Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:05, доклад
Язык - сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Вопрос о сущности языка – один из сложнейших в языкознании.
Язык рассматривается как явление:
1) биологическое (или природное);
2) психологическое (индивидуальное);
3) социальное (общественное) и пр.
ФГБОУ ВПО
Орловский государственный университет
Факультет иностранных языков
Реферат на тему
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА
Подготовила студентка
105(н) группы
Головина Мария
Орел, 2013
Язык - сложнейшая знаковая система, работающая
в единстве и взаимодействии с
сознанием и мышлением
Язык рассматривается как
1) биологическое (или природное);
2) психологическое (
3) социальное (общественное) и пр.
Разное понимание сущности языка порождало и разные подходы к его определению – каждая теория акцентировала разные моменты: отношение языка к мышлению, структурную организацию языка, важнейшие функции языка и т.д.
Язык и общество
Язык не может существовать вне общества. Язык – зеркало, в котором отражается общество. Общество реализует регламентирующую функцию по отношению к языку.
Язык – социальный феномен. Он возникает и развивается как общественное явление. Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Его основное назначение – обслуживать человеческое общество, обеспечить общение между членами больших и малых социальных коллективов.
В.Гумбольдт подчеркивал, что язык всегда развивается в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим.
Связь языка и общества является
двусторонней: язык влияет на общество
и общество на язык. Влияние языка
на развитие общественных отношений
проявляется в следующем:
- язык – один из консолидирующих факторов
образования нации. Он является предпосылкой,
условием ее возникновения и результатом
этого процесса.
- язык служит также для хранения и передачи
социального опыта, коллективной памяти
носителей языка.
- язык служит орудием в образовательной
и воспитательной деятельности.
Влияние общества на язык является опосредованным.
Оно проявляется:
- в социальной дифференциации языка, обусловленной
социальной неоднородностью общества;
- в стилистической дифференциации языка;
- в изменениях в лексике;
- в изменениях норм произношения;
- в способах использования общенационального
языка.
Различают следующие основные социальные
формы существования языка:
- идиолект – совокупность особенностей,
характеризующих язык отдельного индивидуума;
- говор – совокупность идиолектов, однородных
в языковом отношении, характерных для
небольшой территориально ограниченной
группы людей;
- диалект – совокупность говоров, объединенных
значительным внутриструктурным языковым
единством (признак территориальной непрерывности
не является обязательным);
- язык (народности, нации) - совокупность
диалектов, языковые различия между которыми
могут определяться как собственно лингвистическими,
так и социальными факторами;
- литературный язык – высшая (наддиалектная)
форма существования языка, характеризующаяся
нормированностью, а также наличием широкого
диапазона функциональных стилей.
О связи языка с обществом свидетельствует
факт стилистической дифференциации языка,
зависимость использования языковых средств
от социальной принадлежности носителей
языка (их профессии, уровня образованности,
возраста и т.д.) и от потребности общества
в целом (язык науки, делопроизводства,
массовой информации и т.д.).
Возможно целенаправленное влияние общества
на язык, когда проводится определенная
языковая политика, т.е. сознательное,
целенаправленное воздействие государства
на язык, призванное способствовать его
эффективному функционированию в различных
сферах.
Особенности поведения и языкового поведения в значительной мере обусловлены социальными факторами, социальным статусом и социальными ролями индивида.
Язык и культура
Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому становится возможным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственности знаний и опыта человек отличен от животного: человек накапливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству.
Но не все, что создается людьми, может быть прецедентом, так как не все достойно подражания и предназначено для хранения: большая часть продуктов деятельности потребляется, изнашивается или утрачивает значение.
Культурой являются не все продукты, создаваемые человеком, но только уникальные, хранимые обществом произведения, образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в обществе и накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению.
Культура существует и развивается в условиях жизни конкретного общества, потому что накопление опыта может происходить при условии сохранения традиции в образовании и преемственности жизни от поколения к поколению.
Культуру принято подразделять на духовную (семантическую), материальную и физическую. К духовной культуре относится совокупность воспроизводимых идей и знаний, которыми владеет общество. К материальной культуре относится совокупность объектов, образующих искусственную среду жизнедеятельности общества, - здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья, обработанные или специально выделенные фрагменты природной среды, которые сохраняются как образцы для практической деятельности. К физической культуре относятся развиваемые обучением свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность.
Факт культуры содержателен - он означает и выражает некую идею, которая выходит за пределы его физического устройства. Принято говорить, что он обладает значимостью или ценностью в отношении к своему назначению в деятельности человека и несет некий смысл. Поэтому факты культуры принято рассматривать как знаки, или сообщения, а саму культуру - как семиотическую систему. Действительно, понимание любого факта культуры возможно только в смысловом отношении к другим подобным фактам.
В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.
Вслед за языком в основании культуры находятся следующие семиотические системы, без которых не может функционировать человеческое общество: общие знаковые системы - средства счета, обряды, игры; гадания, знамения, приметы; музыка, танец, изображения и орнамент; утварь, костюм, архитектура; меры, ориентиры, команды.
Искусственных знаковых систем имеется несколько тысяч в каждой культуре, и все они представляют собой модели языка, в которых отображаются те или иные его свойства.
Язык и мышление
Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка?
Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.
Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.
Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык.
Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.
Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».
Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».
И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.
Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.
С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов.
«Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте)
Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.
Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).
Некоторые исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи - следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.
Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА.
Функции языка – это его сущностные характеристики. 2 концепции функции:
Базовые функции:
Второстепенные функции:
В современной лингвистике
1. Внутриструктурные функции (выражение
языковой формой определенного смысла,
содержания):
а) мыслеформирующая (язык – средство
формирования и выражения мысли).
б) номинативная (слово – средство
наименования предметов и явлений).
2.Общественные функции (роль в человеческом
обществе):
а )коммуникативная: язык – универсальное
средство общения.
б)когнитивная: язык – средство познания,
(накопления общественного опыта, знаний,
средство формирования и развития материальной
и духовной культуры).
3. Частные функции:
а) экспрессивная – функция выражения
настроений и эмоции говорящего
б) контактоустанавливающая (фатическая)
в) эстетическая – литература, кино, театр
г) апеллятивная – функция призыва, побуждения.
д) метаязыковая (терминологическая. аппарат,
язык для описания общения).
е) оценочная
ж) аккумулятивная, накопительная, накопления
и передачи опыта.