Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:55, реферат
Прежде всего, надо определить отношение осложненного предложения к синтаксическим единицам – к простому или сложному предложению. С одной стороны, осложненное предложение может представлять собой очень сложное образование, насыщенное конструктивно и семантически не менее сложное, чем полипредикативное образование. Например: Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец мужеством в бою (К. Симонов).
1. Общие вопросы теории осложненного предложения……………………2
§ 1.1. Понятие осложненного предложения. Осложнение семантическое и синтаксическое....................................................................................................2
§ 1.2. Отличие осложненного предложения от неосложненного. Признаки осложненного предложения...............................................................................
§ 1.3. Виды осложнения. Осложнение конструктивное и
неконструктивное...............................................................................................
2. Коммуникативное осложнение......................................................................
§ 2.1. Вставочные конструкции.........................................................................
§ 2.2. Обращение..................................................................................................
§ 2.3. Обособление………………………………………………………….....
§ 2.4. Однородные члены ..............................................................................
3. Знаки препинания ………………………………………………………….
§ 3.1. При однородных членах без обобщающего слова…………………….
§ 3.2. При однородных членах с обобщающим словом................................
Литература…………………………………………………………………….
§ 2.2. Обращение.
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращаются с речью.
Обращения в
устной речи служат для привлечения внимания к сообщению
и одновременно для выражения отношения
говорящего к собеседнику. Такие обращения
выражаются существительными одушевленными,
реже прилагательными или причастиями
в значении таких существительных, например:
Провожающие, просим вас освободить вагоны.
В письмах обращения служат для выражения
того или иного отношения пишущего к адресату.
Вот несколько примеров из писем А. П. Чехова:
Многоуважаемый Николай Николаевич, большое
спасибо Вам за поздравление и за ласковые
слова; Дорогой Алексей Максимович, отвечаю
сразу на два письма; Милый Миша, здравствуй;
Благодарю тебя, Сашечка, за хлопоты.
В художественной
речи поэтическими обращениями могут
быть неодушевленные существительные.
Это один из приемов олицетворения,
например: Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (И. Кольцов.)
Обращение может стоять в начале, в середине
и в конце предложения.
Обращение в предложении выделяется запятыми,
например: Родилась я, милые внуки мои,
под Киевом, в тихой деревне. Если обращение
находится в начале предложения и произносится
с особым чувством, то после него ставится
восклицательный знак, а идущее дальше
предложение начинается с прописной буквы,
например: Друзья! Поздравляю с праздником!
Вводные слова — это специальные слова
или сочетания слов, при помощи которых
говорящий выражает свое отношение к тому,
что он сообщает, например: На мое счастье,
погода все время стояла великолепная.
Эти значения могут быть выражены не только
вводными словами, но и вводными предложениями:
Пурга, безусловно, скоро кончится (вводное
слово) и Пурга, я уверен, скоро кончится
(вводное предложение).
§ 2.3. Обособление.
Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. Обособления различны. Различаются:
Примеры:
1) Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.
согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом;
2)Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.
несогласованное обособленное определение;
3)Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.
обособленное дополнение.
§ 2.4. Однородные члены.
Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:
1)Я люблю мороженое.
простое двусоставное распространённое предложение;
2)Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.
простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами;
3)Смеющиеся девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение;
4)Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами.
Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.
3. Знаки препинания.
§ 3.1. При однородных членах без обобщающего слова.
Главным знаком при оформлении однородных членов без обобщающего слова является запятая.
Запятая ставится:
1) между однородными
членами, не связанными
Сотрудники
музея тщательно хранили
Схема: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)
2) между однородными
членами, связанными
Сотрудники
музея тщательно хранили
Схема: о, о, о, но о
3) между однородными
членами, связанными
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то…
то, то ли… то ли, не то… не то) , например:
Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
Схема: и о, и о, и о, и о, и о
4) перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др., например:
Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.
Схема: не только о, но и о, о, о, о
5) между парными
однородными членами,
Сотрудники
музея тщательно хранили
Схема: о и о, о и о
Запятая не нужна:
1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом, например:
Сотрудники
музея тщательно хранили
Схема: о, о и о
2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару, например:
Сотрудники
музея тщательно хранили
Схема: о и о
2) в устойчивых сочетаниях, например:
ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря
Примечание:
Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами, например:
Андрюшка играл новой жёлтой маленькой машинкой.
§ 3.2. При однородных членах с обобщающим словом
Предложения с однородными членами с обобщающим словом имеют особенности в пунктуационном оформлении:
1) если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например:
Сотрудники музея делали всё возможное: тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Схема: обоб.сл.: о, о ,о, о и о (здесь и далее: обоб.сл. – обобщающее слово, о – однородный член)
2) если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним нужно тире, например:
Сотрудники
музея тщательно хранили
Схема: о, о, о, о и о – обоб.сл.
Примечание:
1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается, то ряд однородных членов и продолжение предложения разделяются тире, например:
В центре Москвы повсюду: на бульварах, у станций метро, на больших улицах — появился прокат велосипедов.
Сотрудники музея делали всё возможное: тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи – никто не смог бы в те годы сделать больше.
Схема: обоб.сл.: о, о, о, о и о - …
2. Если после
обобщающего слова стоят слова:
Сотрудники музея делали всё возможное, а именно: тщательно хранили коллекции, изучали, систематизировали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Схема: обоб.сл., то есть: о, о, о, о и о
3. Если после
однородных членов перед
Сотрудники
музея тщательно хранили
Схема: о, о, о, о и о – другими словами, …
Литература
Информация о работе Общие вопросы теории осложненного предложения