Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:40, автореферат
Цели, задачи, содержание и методы обучения иностранным языкам в средней школе на современном этапе. Практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели обучения иностранным языкам, их взаимосвязь. Понятие «метод обучения» как дидактическое и методическое понятие. Различные точки зрения на компоненты содержания.
Цели, задачи, содержание и
методы обучения иностранным языкам
в средней школе на современном
этапе. Практические, воспитательные,
образовательные и развивающие
цели обучения иностранным языкам,
их взаимосвязь. Понятие «метод обучения»
как дидактическое и
Цель обучения – заранее
планируемый результат
Группы целей:
- общеобразовательные –
носят развивающий характер и
направлены на развитие
- воспитательные
- практические – формулируются по- разному (напр. формирование компетенции).
Цели представляют собою общее, а задачи – частное: напр. обучение общению – цель, а цель урока – формирование лексических навыков говорения, задача – научить связным высказываниям и т.д.
Содержание обучения –
совокупность того, что учащиеся должны
освоить, чтобы качество и уровень
их владения изучаемым языком соответствовал
целям и задачам данного
Компоненты содержания обучения:
1) языковой материал
(фонетический, лексический, грамматический,
орфография), здесь выделяют рецептивные/
2) системные знания
об изучаемом языке, имеющие
коммуникативное значение (специфические
речевые правила, фоновые
3) навыки: лексические, грамматические, произносительные, орфографические, навыки оперирования языковым материалом., умения четырех видов РД
4) речевой материал:
речевые образцы, формулы,
5) упражнения
6) организация
В современной методике нет единой точки зрения на определения содержания обучения. Одни исследователи определяют его только как языковой материал, подлежащий усвоению, другие включают в него также владение материалом, т.е. соответствующие навыки и умения. Вторая точка зрения представляется более приемлемой, поскольку основной целью обучения ИЯ в школе, в отличие от других гуманитарных предметов является не усвоение определенного объема учебного материала, а формирование навыков и умений практического использования ИЯ в коммуникативных целях. Т.о. языковой материал должен рассматриваться только лишь как один из компонентов содержания обучения ИЯ наряду с навыками и умениями, обеспечивающими практическое владение изученным языковым материалом в различных видах РД.
Метод обучения в дидактике – это путь, способ достижения цели обучения.
В методике:
1) метод – принципиальное направление в обучении ИЯ, характеризующийся своими целями, содержанием, принципами (напр. грамматико-переводной, прямой метод)
2) путь, система внутри
какого-либо направления,
3) путь, способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности
Методы:
- показ
- объяснение
- применение (тренировка)
- контроль
По И.Г. Бину:
- наглядно-чувственное
- проблемноорганизуемое осмысление
- тренировка продуктивного плана
- тренировка рецептивного плана
- применение говорение/письмо
- применение аудирование/чтение
- контроль и самоконтроль при порождении речи
- контроль и самоконтроль при восприятии речи
3 этапа обучения ИЯ:
1. младший:
a. с 1, 2 кл. – 6 кл.
b. 5 кл – 6 кл
2. средний: 7-9
3. старший: 10-11
Практические цели обучения
ИЯ по программе для
Необходимо сформировать следующие умения:
- умения понимать и
порождать иноязычные
- знание о системе
изучаемого языка и правила
оперирования языковыми
- знание правил речевого
и неречевого поведения в
- умение пользоваться
рациональными приемами
- Воспитательные цели (воспитательный компонент цели)
- формирование у учащихся
уважения и интереса к
- воспитание культуры общения, поддержание интереса к учению (мотивация) и формирование познавательной активности
- воспитание потребности
в практическом использовании
языка в различных сферах
Развивающий компонент цели:
- развитие высших психических функций
- развитие языковых способностей
- развитие эмоциональной сферы учащихся
Компоненты содержания обучения (взгляды)
Гез
- языковой материал
- тематика
- тексты
- умения и навыки
- языковые понятия,
Рогова
- лингвистический (языковой и речевой материал)
- психологический (формируемые навыки и умения)
- методологический (связан с овладением приемами учения)
Бин
- языковой, речевой материал
разного уровня организации (
- предметное содержание
- предметные и умственные
действия с иноязычным
Шатилов
- языковой материал
- правила оперирования лингвистическим материалом
- навыки и умения, обеспечивающие владение видами РД
- связный речевой материал (тексты)
- эмоциональная сфера учащихся, их этическое и эстетическое воспитание
Информация о работе Обучение иностранным языкам в средней школе на современном этапе