Обучение иностранным языкам в средней школе на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:40, автореферат

Описание работы

Цели, задачи, содержание и методы обучения иностранным языкам в средней школе на современном этапе. Практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели обучения иностранным языкам, их взаимосвязь. Понятие «метод обучения» как дидактическое и методическое понятие. Различные точки зрения на компоненты содержания.

Файлы: 1 файл

Цели обучения на совр этапе.docx

— 14.35 Кб (Скачать файл)

Цели, задачи, содержание и  методы обучения иностранным языкам в средней школе на современном  этапе. Практические, воспитательные, образовательные и развивающие  цели обучения иностранным языкам, их взаимосвязь. Понятие «метод обучения»  как дидактическое и методическое понятие. Различные точки зрения на компоненты содержания.

Цель обучения – заранее  планируемый результат обучающей  деятельности учителя или учебной  деятельности учащихся. Цели меняются и зависят от социального заказа общества, условия обучения, а также  от языковых потребностей учащихся (student’s needs). На протяжении всего периода  обучения цели обучения менялись –  отражали общую стратегию обучения. В разное время речь шла об обучении ИЯ  - владение чтением, письмом, далее  – обучение различным видам РД, цель – владение всеми видами РД.. Сейчас же говорят об общении и  культурологических аспектах., формирование вторичной языковой личности (что  невозможно в средней школе). Условия  обучения – реальны: количество часов, количество учащихся, пособия, материалы.

Группы целей:

- общеобразовательные –  носят развивающий характер и  направлены на развитие интеллектуальных  способностей учащихся

- воспитательные 

- практические – формулируются  по- разному (напр. формирование компетенции).

Цели представляют собою  общее, а задачи – частное: напр. обучение общению – цель, а цель урока – формирование лексических  навыков говорения, задача – научить  связным высказываниям и т.д.

Содержание обучения –  совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень  их владения изучаемым языком соответствовал целям и задачам данного учебного заведения.

Компоненты содержания обучения:

1)    языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфография), здесь выделяют рецептивные/продуктивные  минимумы 

2)    системные знания  об изучаемом языке, имеющие  коммуникативное значение (специфические  речевые правила, фоновые знания  – о системе языка, о государственном  устройстве и т.д.

3)    навыки: лексические,  грамматические, произносительные, орфографические,  навыки оперирования языковым  материалом., умения четырех видов  РД

4)    речевой материал: речевые образцы, формулы, клише,  ситуации общения, темы, образцы  текстов для аудирования и  различных видов чтения, диалоги-образцы

5)    упражнения

6)    организация

В современной методике нет  единой точки зрения на определения  содержания обучения. Одни исследователи  определяют его только как языковой материал, подлежащий усвоению, другие включают в него также владение материалом, т.е. соответствующие навыки и умения. Вторая точка зрения представляется более приемлемой, поскольку основной целью обучения ИЯ в школе,  в  отличие от других гуманитарных предметов  является не усвоение определенного  объема учебного материала, а формирование навыков и умений практического  использования ИЯ в коммуникативных  целях. Т.о. языковой материал должен рассматриваться  только лишь как один из компонентов  содержания обучения ИЯ наряду с навыками и умениями, обеспечивающими практическое владение изученным языковым материалом в различных видах РД.

Метод обучения в дидактике  – это путь, способ достижения цели обучения.

В методике:

1) метод – принципиальное  направление в обучении ИЯ, характеризующийся  своими целями, содержанием, принципами (напр. грамматико-переводной, прямой  метод) 

2) путь, система внутри  какого-либо направления, отражающего  принципиальную концепцию автора (напр. внутри прямого метода выделяется  метод Гуена, метод Пальмера)

3) путь, способ упорядоченной  взаимосвязанной деятельности учителя  и учащихся, как в дидактике)

Методы:

- показ

- объяснение

- применение (тренировка)

- контроль

По И.Г. Бину:

- наглядно-чувственное ознакомление

- проблемноорганизуемое  осмысление

- тренировка продуктивного  плана

- тренировка рецептивного  плана

- применение говорение/письмо

- применение аудирование/чтение

- контроль и самоконтроль  при порождении речи

- контроль и самоконтроль  при восприятии речи

3 этапа обучения ИЯ:

1.    младший:

a.    с 1, 2 кл. – 6 кл.

b.    5 кл – 6 кл

2.    средний: 7-9

3.    старший: 10-11

Практические цели обучения ИЯ по программе для общеобразовательной  школы

Необходимо сформировать следующие умения:

- умения понимать и  порождать иноязычные высказывания  в соответствии с конкретной  ситуацией общения, речевой задачей  и коммуникативным намерением  – речевая компетенция

-   знание о системе  изучаемого языка и правила  оперирования языковыми средствами  в РД – лингвистическая   компетенция

- знание правил речевого  и неречевого поведения в определенных  стандартных ситуациях, знание  национальных и культурных особенностей  страны изучаемого языка и  умение осуществлять свое речевое  поведение в соответствии с  этими знаниями – культурологическая  компетенция

- умение пользоваться  рациональными приемами умственного  труда и самостоятельно совершенствоваться  в овладении ИЯ – технологическая  компетенция 

- Воспитательные цели (воспитательный  компонент цели)

- формирование у учащихся  уважения и интереса к культуре  и народу страны изучаемого  языка 

- воспитание культуры  общения, поддержание интереса  к учению (мотивация) и формирование  познавательной активности

- воспитание потребности  в практическом использовании  языка в различных сферах жизнедеятельности

Развивающий компонент цели:

- развитие высших психических  функций

- развитие языковых способностей

- развитие эмоциональной  сферы учащихся

Компоненты содержания обучения (взгляды)

Гез

- языковой материал

- тематика

- тексты

- умения и навыки

- языковые понятия, несвойственные  родному языку(коммуникативно-когнитивный  подход)

Рогова

- лингвистический (языковой  и речевой материал)

- психологический (формируемые  навыки и умения)

- методологический (связан  с овладением приемами учения)

Бин

- языковой, речевой материал  разного уровня организации (слово-текст), правила оперирования, элементы  языкового опыта и языковой  культуры

- предметное содержание

- предметные и умственные  действия с иноязычным материалом  на основе которых формируются  знания, навыки, умения в русле  основных видов РД

Шатилов

- языковой материал

- правила оперирования  лингвистическим материалом

- навыки и умения, обеспечивающие  владение видами РД

- связный речевой материал (тексты)

- эмоциональная сфера  учащихся, их этическое и эстетическое  воспитание


Информация о работе Обучение иностранным языкам в средней школе на современном этапе