Ораторское искусство в русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос. Но таких людей очень мало. В связи с этим можно вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А. П. Чеховым в 1893 году «В московском университете преподаётся студентам декламация, т. е. искусство говорить красиво и выразительно.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1. Мастерство публичного выступления___________________________5
1.1. Ораторская речь и её роль в обществе_________________________5
1.2. Виды ораторской речи. Красноречие _________________________5
2. Подготовка к публичному выступлению ________________________7
2.1. Как побороть страх перед публичным выступлением ___________8
2.2. Приемы подготовки выступлений ___________________________9
2.3. Информационное обеспечение выступлений__________________11
3. Установка контакта с аудиторией______________________________13
4. Логические аспекты ораторской речи __________________________17
4.1. Логические правила построения ораторской речи _____________17
4.2. Логические законы _______________________________________17
4.3. Этические качества речи __________________________________18
Заключение ______________________________________________________20
Список использованной литературы _________________________________21

Файлы: 1 файл

рефератрус яз.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

При этом надо помнить, что  речи выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

2.3. Информационное  обеспечение выступления.

Выступающему необходимо уделять особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.

Заранее надо подумать о  приводимых цифрах. В тексте не должно быть много цифрового материала. Большое количество цифр утомляет аудиторию, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными и опираться на реальные фоновые знания аудитории. В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются. Округление не желательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.

В аудитории составленной из  специалистов, цифрового материала  может быть больше, так как фоновые  знания специалиста позволяют ему  легко усваивать этот материал.

При подготовке текста выступления  отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны на эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника. Этот механизм использования цитаты характерен для сакральных (священных) текстов, а также для идеологических текстов (произведения В. И. Ленина). Если цитата необходима в выступлении обязательно нужно, во-первых, проверить цитату. Следует сверить её с оригиналом, а не полагаться на собственную память. Во–вторых, смысл цитируемого отрывка в тексте должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка в тексте – источнике. В–третьих, по своему объёму цитата должна быть достаточной, чтобы её смысл был относительно самостоятелен и устойчив. Если цитируется малый объём материала, то не следует жалеть времени, чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование – один из способов манипулирования общественным мнением. 

 

3. Установление контакта с аудиторией.

Постоянный контакт  с аудиторией ключевая проблема ораторского  выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление  в целом, либо резко снижается  его эффективность. Работа по поддержанию  контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

Под коммуникативным  состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать  контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформулировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

  • Запретить говорящему думать о посторонних вещах.
  • Сосредоточить внимание на слушателях.
  • Внимательно следить за их реакцией.
  • Убедиться в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем выступление и внимание аудитории.
  • Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.
  • Иметь волевой наступательный настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.
  • Понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении  лица, мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория, и её реакция будет неблагоприятной, пассивной.

О контакте с аудиторией следует помнить ещё при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых – установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий  и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят довольно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Очень важную роль при  поддержании контакта играют метатекстовые  конструкции. Метатекст – это  те слова и предложения речи выступающего, в которых говорится о том, как она построена, о чем и в какой последовательности выступающий собирается говорить, тоесть метатекст – это текст о тексте. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; в заключении хотелось бы сказать о том, что…

Для успешного общения  с аудиторией, постоянного контакта, очень важно внести в выступление  элементы диалога. Диалог – основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. Монолог – это искусственное речевое построение. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Поскольку ораторское выступление – это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с  первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

  1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5 – 7 слов.
  2. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространённые и малораспространённые, односоставные, неполные, неосложнённые. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.
  3. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не воздействие.

Восприятие речи значительно  осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся  на - ние, - тие, а также подобных им. Любое отглагольное существительное – это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла и требует развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления. «Необходимо разрешение конфликтов». «Необходимо разрешить конфликты…»

Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий  будет использовать личностный тип  общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить  речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («Живая беседа»). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает своё авторское Я: своё отношение к предмету речи, к собеседнику. В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, же), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и). Наиболее ярко выражают авторское отношение сложноподчинённые предложения  с придаточным изъяснительным (считаю, что; ясно, что; тут, кстати, замечу, что).

 

4. Логические аспекты  ораторской речи.

4.1 Логические  правила построения ораторской  речи.

Логические аспекты  выступления изучены и разработаны  достаточно глубоко. Вот несколько  практических советов, которыми следует  руководствоваться во время выступления:

  • Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не закончен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
  • Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.
  • Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
  • Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.
  • Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.
  • В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.
    1. Логические законы.

Готовя выступление, следует  учитывать основные логические законы.

  1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.
  2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.
  3. Закон исключённого третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.
  4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.
    1. Этические качества речи.

Отношение оратора к  аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в её различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному.

Хорошее выступление  – выступление цельное в ритмико-интонационном  отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошо воздействующая речь должна быть выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и цельным. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере – проговаривать «про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где переставить слова.

Ораторское выступление  должно быть логично построено, оратор не имеет права нарушать этические  нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает её воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.

 

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка. Здесь можно обратиться ко всем со своеобразным призывом, сказанным А. П. Чеховым: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык – ваша база и ваше профессиональное оружие ». Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни, а возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса.

 

Список использованной литературы

Информация о работе Ораторское искусство в русской речи