Основы стилистики речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Стили речи реализуются в определенных формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи – типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности и формой использования языка. В основном каждый жанр речи принадлежит к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе.

Содержание работы

Введение
Особенности различных стилей речи
1.1.Научный стиль
1.2.Официально-деловой стиль
1.3.Публицистический стиль
1.4.Художественный стиль
1.5.Разговорный стиль
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основы стилистики речи.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Особенности различных стилей речи

 

1.1.Научный  стиль

 

1.2.Официально-деловой  стиль

 

1.3.Публицистический  стиль

 

1.4.Художественный  стиль

 

1.5.Разговорный  стиль

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

 

Стилистическая  организация речи это система  языковых элементов внутри литературного  языка, разграниченные условиями и  задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и  зачем мы говорим.

 

Выделяют  пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный  стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при  сопоставлении с нейтральными средствами.

 

Стили речи реализуются  в определенных формах, или типах  текстов, называемых жанрами речи. Жанры  речи – типизированная форма организации  речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности и формой использования языка. В  основном каждый жанр речи принадлежит  к определенному стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе.

 

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ  РЕЧИ

 

 

Научный стиль

 

Научный стиль  – один из книжных стилей, который  используется в научных трудах, учебниках  и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему  научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется  логичностью, объективностью, смысловой  точностью.

 

В научном  стиле можно выделить следующие  разновидности:

 

1) собственно  научный стиль (присущий научным  трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),

2) научно-популярный  стиль (присущий текстам, предназначенным  для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

3) научно-учебный  стиль (используется в учебниках,  учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

насыщенность терминами данной науки;

использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;

употребление  слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

частое использование  лексических средств, указывающих  на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

на уровне морфологии:

редкое использование  личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),

использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне:

употребление  сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

неупотребление  восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

частые цитаты, ссылки;

использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Основные  типы речи – рассуждение, описание.

 

Основные  жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая  статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.

 

В качестве примера  можно привести отрывок из речевого произведения научного стиля собственно научной его разновидности –  монографии по лингвистике:

 

«Правило 3 (факультативная окраска презумпций). Если составляющая с потенциальной презумпцией  Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания – модальной «окраске» (термин «окраска» – из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].»

 

В этом отрывке  нашли отражение следующие черты научного стиля:

– лингвистические  термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;

– символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;

– слова с  абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;

– отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;

– слова, указывающие  на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;

– отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных  предложений и других средств образности;

– сложное  предложение с условным подчинительным союзом если ... то, указывающее на причинно-следственные отношения;

– придание тексту большей четкости с помощью расчленения на пункты: а) и б);

– ссылка на другое произведение научной литературы, полное описание которой представлено в библиографии: Schiebe 1979.

 

Официально-деловой стиль

 

 

Официально-деловой  стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых  бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной  переписке и др.

Задача этого  стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль  характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

употребление  полных наименований, точных дат;

книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);

использование слов в прямых значениях;

отсутствие  экспрессивной и оценочной лексики;

частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);

наличие стандартизированных  оборотов (по истечении срока, в установленном  порядке, вступать в законную силу);

ограниченные  возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

на уровне морфологии

отсутствие  личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные  имена, собственные наименования или  специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;

на синтаксическом уровне:

осложнение  простого предложения обособленными  оборотами, однородными членами;

 

четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с  использованием подзаголовков и  цифрового оформления пунктов.

 

Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так  и диалог (разговор двух лиц) или  полилог (разговор нескольких лиц).

Основные  жанры: монологические – приказ, служебное  распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание, совещание, переговоры, интервью.

 

Публицистический стиль

 

Публицистический  стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и  литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого  стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно  значимой информации. Характерные черты  публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Для публицистического  стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

акцентирование  авторского «я», личной оценки ситуации;

частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

активное  использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

употребление  побудительных и восклицательных  предложений, риторических вопросов;

использование обращений;

частые лексические и синтаксические повторы

Основные  жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

 

Художественный стиль

 

 

Художественный  стиль используется в произведениях  художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача стиля  – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный  стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

тропы – обороты, в которых слово или выражение  употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким  понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а  в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера  приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят  тишиной.

Прилегла  на берег размытый

Голова русалки  больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного  стиля языковые средства:

 

– ритм, рифма;

– инверсия –  прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;

– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;

– синтаксический параллелизм в первой строке;

– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

 

 

Разговорный стиль

 

 

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического  стиля характерно использование  следующих языковых средств:

 

на фонетическом уровне:

 

бо́льшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)дра́с’т’и]);

разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

на уровне лексики и словообразования:

использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

преимущественное  употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный);

частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

наиболее  частое из всех стилей употребление личных местоимений;

преобладание  употребления глаголов над употреблением существительных;

редкое использование  причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

несклоняемость  сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

употребление частиц, междометий;

частое переносное использование морфологических  средств (например, использование времен и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

употребление  односоставных и неполных предложений;

отсутствие  сложных синтаксических конструкций;

бессоюзие сложного предложения;

частое использование  побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

употребление  обращений.

Еще один пример – отрывок из письма А. С. Пушкина  к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

 

«Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто  виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о  себе и о детях. Я так был  смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе  не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»

Информация о работе Основы стилистики речи