- Периодизация истории языкознания. Религиозные и мифологические воззрения на Слово как единицу бытия.
Языкознание зародилось в эпоху мифотворчества и долго развивалось в рамках философии. В истории этой науки различают отдельные периоды, в основе которых лежат различные факторы: уровень цивилизации, практические потребности общества, логика развития самой науки, господство тех или иных философских идей, влияние национальных лингвистических традиций. В истории языкознания различают следующие периоды:
1)античная философия языка
2)античные грамматические традиции
3)универсальные грамматики
4)сравнительно-историческое языкознание
5)системное языкознание
6)структурализм
7)антропоцентрическое языкознание.
Со Словом связывали становление мира и человека. В мифах и религиозных воззрениях показывалось, что в основе зарождения языка лежит духовное начало – Бог Логос, Слово и др. Слово появляется до человека, управляет материей, находящейся в хаосе, упорядочивает ее, создавая, наконец, человека. Об этом говорится в сюжетах о сотворении мира многих народов, отдаленных во времени и пространстве. Об этом же говорит и Библия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть». Т.е. Слово признается самостоятельной духовной сущностью, или атрибутом Бога, к-я является творящей или разрушительной. Слово создает мир, но может быть и грозным оружием. Следует, однако, различать мифологические и научные истины. Если первые являются образными и эмоциональными, не требуют доказательств, не пытаются преодолеть противоречия, то последние основаны на установлении реальных причинно-следственных связей между явлениями.
^ 2. Зарождение науки о языке.
Языкознание в Древней Индии.
Идея о всемогуществе Слова стала толчком к формированию языкознания в Древней Индии. Она считается колыбелью языкознания. Древне Индийская традиция насчитывает 3 тыс. лет. Это вызвано практическими причинами: стремлением нормализовать санскрит (язык Др.Индии , считавшийся языком самого Бога, и потому священным, на практике распавшийся в то время на разговорные варианты – пракриты) и необходимостью точно воспроизводить священные гимны – веды (веда – «я знаю»). Панине (5-4 вв. до н.э.) «Восьмикнижие» в 4 тысячах кратких стихотворных правил. В этом труде содержатся исчерпывающие описания санскрита: тщательно описаны звуки и буквы, их передающие; большое внимание уделяется сочетаниям звуков, правилам их произнесения на стыке слогов; дается подробное описание словоизменительных и словообразовательных элементов; описываются правила сочетания морфем; описываются основные синтаксические конструкции.
^ 3. Зарождение науки о языке.
Языкознание в Древней Греции и Риме.
Античное языкознание было частью философии, в которой космос, природа, человек рассматривались как единое целое. Одной из философских проблем, решению которой в античном языкознании уделялось большое внимание, явл. проблема смысла языковых единиц, прежде всего слов и способов соединения данного смысла с данной формой. Эта проблема являлась одной из важнейших и в современном языкознании, и даже сейчас она далека от окончательного решения. В решении этой проблемы древнегреческие философы разделились на 2 лагеря. Представители первого были убеждены, что наименование определяется природой предмета. Предметы издают звуки, либо оказывают осязательное (или зрительное) воздействие, создавая, таким образом, у человека определенные впечатления. Это впечатление напрямую отражается в слове. % слово “mel”(мед) – предмет сладостно воздействует на вкус, имя также мягко и сладостно действует на слух.
Представители второго лагеря считали, что между формой и содержанием слов природная связь отсутствует. Предметы получают наименования «по соглашению». В качестве аргумента приводится наличие в языке омонимов, синонимов, возможности переименования. В этом споре устанавливается важнейшая антиномия языка: планов содержания и выражения, каждый из которых имеет свою структуру, но не может существовать без другого. Собственно грамматическое учение в Древней Греции так же, как и Древней Индии, дает метод описания языка: все слова языка по своим грамматическим характеристикам (грам. значению, грамматической форме, способам соединения с др. словами) разделяются на 8 частей речи. Затем описывается функционирование каждой части речи в предложении. Особое место в римском языкознании занимает крупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н.э.). Ему принадлежат трактаты “О латинском языке”, “О латинской речи”, “О сходстве слов”, “О пользе речи”, “О происхождении латинского языка”, “О древности букв”, грамматический том девятитомного энциклопедического труда “Наука”, лингвистические вкрапления в труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству. В своём главном лингвистическом труде — трактате “О латинском языке” он выражает убеждение в “трёхчастном” строении речи и необходимости её последовательного описания в трёх науках — этимологии, морфологии и синтаксисе. Изложению основ этих наук и посвящён трактат.
^ 4. Языкознание в эпоху Возрождения
(XIV-XVIвв.) «Грамматика Пор-Рояль» как первый
опыт общелингвистической теории.
Вплоть до 14в. в языкознании царили традиции, идущие из античности. В эпоху Возрождения наблюдается всплеск интереса к языкознанию по следующим причинам:
1) Создаются и развиваются национальные языки, появляются многочисленные нормативные грамматики современных европейских языков – англ., нем., франц., испанск., венгерск., чешск., славянского.
2) В результате открытия Америки в 1492г., морского пути в Индию, кругосветного путешествия Магеллана происходит расширение лингвистического кругозора, изучение языков в международном масштабе. Знакомство Европы с огромным количеством новых экзотических языков, в том числе с санскритом.
Открытие санскрита и знакомство с ним европейских лингвистов вызвало интерес в проблеме происхождения языков, поиском древних корней и общего источника, известных на то время языков, поскольку явные сходства санскрита и современных европейских языков не могло быть случайным. Возникает гипотеза о том, что именно санскрит является праязыком европейских языков, эта гипотеза впоследствии не подтвердилась, однако, исторические исследования в этом направлении имели важное научное значение, т.к. они стали предпосылками развития нового революционного направления – сравнительно-исторического языкознания. Знакомство с большим количеством новых языков поставило важную задачу обнаружения причин их сходств и различий, что также является началом сравнительно-исторического языкознания. Возрождение интереса к античной культуре. Авторитет церкви заменяется авторитетом античного мира, оживляется изучение греческого и латинского языков.
К этому периоду относится появление первой теор. грамматики. Ею стала универсальная грамматика Арно и Ланско. В ее основе общие универсальные признаки, присущие всем языкам, общая природа всех языков, общие свойства слов. Эта грамматика представляет собой начало научного исследования языка, т.к. в ней представлена попытка научно осмыслить строение и функционирование естественно языка во всем многообразии языков мира, вскрыть их единство и указать специфику . Материалом для этой грамматики послужили языки, которые являлись представителями наиболее значительных культур и позволяют выделить общие основы языков: греческий, латинский, др.еврейский, французский, английский, немецкий, испанский, итальянский. В «Грамматике» выявляются универсальные категории, которые позволяют описать как отдельный язык, так и все другие языки. В ней также описываются основные способы развития мыслей, т.е. описывается механизм функционирования языка, и даются примеры синтаксических построений в различных языках.
^ 5. Языкознание в эпоху Просвещения
(XVII-XVIII в.в.). Философия языка и общелингвистические
проблемы в трудах Ж.Ж. Руссо, Р. Декарта,
Ф. Бэкона, М.В. Ломоносова.
17-18 в.в. (э. Просвещения) характеризуется интересом к философским проблемам языка. Жан Жак Руссо развивает, зародившиеся еще в античности вопросы происхождения языка (междометная и звукоподражательная) и подробно разрабатывает теорию соц. договора, которая трактует происхождение языка следующим образом.
Когда человек от изолированного проживания перешел к первичным объединениям возникла необходимость общения. Первичное общение происходило при помощи выкриков которые носили инстинктивный характер. Человек развивался физиологически, таким образом что выкрики стали носить все более отчетливый и членораздельный характер. Далее происходит договоренность людей о том, чтобы принимать определенные звукокомплексы за определенные знаки.
Эта теория справедливо ставит на первое место происхождение языка социальный фактор, но на многие вопросы ответы не дает.
Френсис Бэкон не создал общей теории языка, но наметил путь эмпирического изучения языков – важного принципа сравно-исторического языкознания.
Рене Декарту принадлежит идея создания искусственного языка (эпиранто).
В нашем отражении действительности мы какому-то объекту приписываем определенный смысл.
С именем Ломоносова связано становление литературной нормы языка. Кроме того ему принадлежит основательный труд «Российская грамматика», который долгое время оставался непревзойденным по точности описания и живости примеров.
- Периодизация истории лингвистических учений
История лингвистических
учений может быть рассмотрена с
учётом периодизации, которая отражает
наиболее важные вехи на пути совершенствования знаний о языке. Языкознание
в своем развитии прошло пять этапов и
переживает сейчас очередной этап, шестой:
I. Начальный этап (VI в. до н.э. -- XVIII в.). В это время были сформулированы
важнейшие проблемы языкознания, заложены
основы лингвистической терминологии,
накоплен огромный фактический материал
по изучению самых разных языков мира.
П. Возникновение сравнительно-исторического
языкознания и философии языка (конец XVIII -- начало XIX в.). На этом этапе
языкознание определило свой объект и
свой предмет исследования, выработало
специальный метод анализа языкового
материала и выделилось в самостоятельную
науку.
III. Расцвет сравнительно-исторического
языкознания, отражённый в деятельности
натуралистического, логико-грамматического
и психологического направлений в лингвистике
XIX в.
IV. Неограмматизм и социология
языка (конец XIX -- начало XX в.), отмеченный
критикой сравнительно-исторического
метода. Данный этап можно считать кризисным,
подготовившим почву для формирования
структурального метода в мировом языкознании.
V. Структурализм (1920-1960-е гг.). В этот период
все структуральные школы на разных континентах
достигают значительных успехов при изучении
языка в его синхронном состоянии как
системного явления.
VI. Современное
языкознание (1970-е гг. - наши дни). Большинство
лингвистических школ конца XX -- начала
XXI в., критикуя структурализм за формальный
подход к языку, за игнорирование человеческого
фактора, за сужение предмета языкознания,
строит свои теории, основываясь на принципе
антропоцентризма, и расширяет границы
лингвистических исследований за счёт
интеграции с другими науками (психологией,
социологией, философией, этнографией,
культурологией, информатикой и др.).
Как и в других областях
знаний, при переходе от одного этапа
к другому в языкознании действовал
диалектический закон отрицания. Так обеспечивалась
преемственность в накоплении и совершенствовании
знаний; последующая фаза всегда была
связана с предыдущей, но одновременно
была прямо противоположна ей. Языкознание
развивалось по спирали: возвращалось
к старым задачам на новом уровне, исходя
из потребностей общества. Учёные начинали
с описания языка и его логико-философского
осмысления, затем пытались открыть тайну
происхождения языков и устанавливали
их родственные связи. Структуралисты
XX в. вновь вернулись к общетеоретическим
проблемам, которые волновали учёных в
античные времена: они также искали инвариантное
(самое общее) в языках мира. (Для датских
структуралистов формализация доказательства
была не менее важна, чем знания о реальном
языке.) Но то, что было всеобщим для лингвистов
античности, никак не равно всеобщему
в работах структуралистов. И дело здесь
не только в развитии объекта исследования
-- самого языка, но и в развитии науки о
языке. На современном этапе лингвистов
волнуют те же вопросы, над которыми задумывался
Вильгельм фон Гумбольдт, но лингвокультурология,
когнитивная лингвистика, психолингвистика
и другие лингвистические дисциплины
конца XX -- начала XXI в. обогащены достижениями
структуральных, психологических, логических
и других школ прошлого.