Раннее обучение языкам:
- стимулирует речевое
и общее развитие детей и
повышает общеобразовательную ценность
начального обучения, как фундамента
общего образования;
- приобщает детей к
культуре других народов, формируя
тем самым общечеловеческое сознание;
- создает благоприятную
исходную базу для овладения
иностранным языком, а также для
дальнейшего обучения языку, поскольку
предотвращается образование психологических
барьеров, которые возникают при начальном
обучении иностранному языку в возрасте
1-11 лет;
- обеспечивает возможность
более раннего завершения изучения
первого языка и подключение
второго;
- совершенствует общие
умения (умение работать с книгой,
справочной литературой);
- формирует специальные
учебные умения (умение работать
с двуязычным словарем). [3– с.208 ]
Следует заметить, что при грамотном
построении методической системы с лингводидактической
и психолингвистической точек зрения
успех в овладении предлагаемым ограниченным
речевым материалом и создание необходимых
предпосылок для дальнейшего усвоения
иностранного языка обеспечена практически
всем детям. Эффект от занятий иностранным
языком в младшем школьном возрасте непременно
положительно скажется на развитии детей,
культуре общения, будет влиять на активизацию
всех психических функций, расширит общий
кругозор детей.
Глава
II.
Анализ
УМК “Enjoy English” для 2 класса общеобразовательной
школы авторов М.З. Биболетова, О.А. Денисенко,
Н.Н. Трубанева.
Данный УМК рекомендован
Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях.
Содержание курса соответствует требованиям
федерального компонента нового государственного
стандарта общего образования по иностранным
языкам. Учебник имеет свой
сказочный сюжет и оригинальных героев курс переработан и
облегчен с учетом доступности и посильности
учебного материала для младших школьников. В УМК «Enjoy English»
(2 класс) учебный материал структурирован
по учебным четвертям. В конце каждой четверти
предусмотрено выполнение учащимися проверочных
заданий из раздела «Progress check», которые
позволяют оценить коммуникативные умения
младших школьников в аудировании, чтении,
письме и устной речи, убедиться в том,
что основной языковой и речевой материал
ими усвоен. Контроль, прежде всего, направлен
на выявление достижений школьников. Все
задания построены на изученном материале,
а предлагаемый формат проверочных работ
и процедура их выполнения знакомы и понятны
учащимся.
УМК Биболетовой
МЗ дает возможность более раннего приобщения
к новому языковому миру. В раннем возрасте
дети ещё не испытывают психологические
барьеры в использовании иностранного
языка как средства общения. Обучение идёт
по УМК легко, интересно, результативно,
разрешает употреблять собственные методические
примеры. Учебник Биболетовой М.З. может
хорошо сформирмировать у детей способность
к беседе на английском языке и даёт положительный
настрой к дальнейшему его обучению.
Авторы учитывают
возрастную психологию ребёнка: «стань
актёром сказочного кукольного театра»,
«помоги заблудившимся малышам», «узнай
тайну Боба», «расшифруй письмо». Обучение
коммуникативно направлено, в процессе
обучения происходит приобщение детей
к новому социальному опыту детей, которые
вступают в социальные роли в игровых
ситуациях, типичных для семейного, бытового
и учебного общения: «Разыграй с одноклассником
сценку “знакомство”», «Расскажи о своём
друге», «Кукла Тилли – Вилли беседует
со смотрителем зоопарка», «Разыграй сценку
между львом – учителем и обезьянкой»
и др.
Учебник Биболетовой
М.З. насыщен фольклором, песнями, стихами
и сказками художественной литературы
на английском языке, которые являются
образцами иноязычной речи. Они развивают
память, внимание, мышление, воображение,
творческие способности, приобщают ученика
к новым социокультурным знаниям, устанавливают
дружеские контакты между учениками и
учителями, создают неповторимый комфортный
психологический климат, коллективное,
партнёрское единодушие.
Биболетова М.З.
в своей технологии очень близкими для
детского мышления мнемосхемами формирует
универсальные лингвистические понятия
в английском языке, такие как подлежащее,
сказуемое. Для ребят очень познавательно
узнать, что:
Транскрипция и
фонетические и устные(«MissChatter does her morning exercises»)
и письменные упражнения Биболетовой
М.З. («прослушай и повтори», «соедини буквы,
буквосочетания в словах и соответствующие
им звуки») позволяют учащимся правильно
произносить и различать на слух звуки,
слова, словосочетания, а звукозапись
упражнений и речь учителя — предложения
английского языка, соблюдая интонацию,
повествования, побуждения, вопроса и
отрицания.
Ученики могут участвовать
в диалогическом общении, вести этикетный
диалог, диалог-расспрос и кратко высказываться
на такие темы как:
«Любимое животное»
«О себе»
«Мой друг»
«Мой дом»
«Я умею»
«Спорт»
«Пища»
Они могут воспроизводить
наизусть рифмовки, считалки, песни, стихи,
овладеть техникой чтения в слух, читать
облегчённые аутентичные тексты («Little Rooand his friends»),
соблюдая правильную интонацию повествования,
окончания слов. Дети могут пользоваться
приёмами ознакомительного и обучающего
чтения, писать анкету и личное письмо
с опорой на образец и могут освоить элементарные
сведения о Великобритании.
Данный УМК дает достаточно возможностей
для формирования
самостоятельной учебной деятельности
детей: учитывая возраст учащихся и их
небольшой лексический запас, все формулировки
заданий даны на русском языке; сами задания
содержат очень подробные и четкие речевые
опоры, необходимые для их выполнения;
упражнения на обучение чтению сопровождаются
аудиоприложением; задания в рабочей тетради
имеют образцы выполнения; в приложении
учебника имеется английский алфавит,
грамматический справочник, таблица транслитерация
и англо-русский словарь, в котором приведены
слова и их транскрипция, помогающая детям
вспомнить звуковой образ слова. Учебник
оказывает достаточную помощь ученику
в самостоятельной учебной работе, ребенок
может самостоятельно справиться с домашним
заданием, если пропустил уроки.
В УМК “Enjoy English”
удачно реализуется принцип доступности,
учитываются возрастные возможности детей.
Есть упражнения для индивидуальной работы,
для диалогической речи парной и групповой
работы. Все задания доступны ученикам.
Особое внимание уделено проектной деятельности.
Перед каждым проектом даётся подробное
пояснение на русском языке. И что не мало
важно, есть много упражнений повышенной
сложности для сильных, способных учеников.
“Enjoy English” развивает большой интерес
к овладению английским языком. Каждый
урок – это небольшое приключение, конкурс
или праздник.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотренны
возможности внеклассных мероприятий
для повышения мотивации у младших школьников.
В педагогической и психологической
литературе хорошо изучена проблема использования
различных методов как средства повышения
мотивации достижения успехов у младших
школьников на уроках английского языка.
Изучением этой проблемы занимались: Выготский
Л.С., Матюхина М.В., Якобсон П.М., М.Н. Скаткин
и др.
Мотивационная сфера или мотивация
в широком смысле слова с этой точки зрения
понимается как стержень личности, к которому
"стягиваются" такие ее свойства,
как направленность, ценностные ориентации,
установки, социальные ожидания, притязания,
эмоции, волевые качества и другие социально-психологические
характеристики.
Познавательная мотивация определяется
как частный вид мотивации, включенной
в деятельность учения, учебную деятельность.
Как и любой другой вид, познавательная
мотивация определяется целым рядом специфических
для этой деятельности факторов. Познавательная
мотивация системна. Она характеризуется
направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Познавательная мотивация, представляя
собой особый вид мотивации, характеризуется
сложной структурой. Существенны такие
характеристики познавательной мотивации,
как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального
развития и характером учебной деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации
в обучении иностранному языку, учителю
необходимо четко представлять себе способы
и приемы ее формирования в условиях данного
образовательного учреждения. При рассмотрении
проблем мотивации и поиске путей ее формирования,
недопустимо упрощение ее понимания, т.к.
формирование мотивации – это не перекладыванием
учителем в головы учащихся уже готовых,
извне задаваемых мотивов и целей учения.
Формирование мотивов – это, в первую
очередь, создание условий для проявления
внутренних побуждений к учению, осознания
их самими учащимися и дальнейшего саморазвития
мотивационно-ценностной сферы. При этом,
при овладении иноязычной культурой вовсе
небезразлично какие мотивы побуждают
учащегося к осуществлению деятельности.
При повышении мотивации обучении
учащихся иностранному языку в средней
школе важное место занимает учет возрастных
и психологических особенностей подростков.
Ведущую роль в развитии школьника-подростка
играет общение со сверстниками и особенности
его собственной учебной деятельности.
Это очень сложный период – это период
от детства к взрослости. Специфическая
социальная активность подростка заключается
в большей восприимчивости к усвоению
норм, ценностей, способов поведения, которые
существуют между взрослыми людьми. Правильный
подбор учебно-коммуникативных задач,
продуманная формулировка учебного материала
позволяет оптимизировать процесс общения
при обучении иностранному языку, а также
следует развивать личность учащегося.
Для создания адекватной мотивации
используются различные методы и средства:
словесные, наглядные, практические, но
ведущую роль сегодня приобретают поисковые
и исследовательские. Формированию прочной
мотивации учения способствует игра при
активном ее использовании на уроках.
Эффективным методом, разновидностью
игры, при повышении мотивации к изучению
иностранного языка является использование
деловой игры.
Использование указанных методов
и приемов является действенным в том
случае, если у учащихся интерес к изучению
иностранного языка снижается, то можно
вызвать их познавательный интерес, разбудить
их духовно. Всем детям близок дух познания,
дух общения и коллективизма, и им необходимо
выразить себя в творчестве, фантазии,
игре, соревновании.
Таким образом, видно, что творческие
задания являются важной составляющей
в обучении иностранному языку. Они помогают
сохранить интерес ученика к изучаемому
материалу и снять языковые трудности.
А, усложняя задания из класса в класс,
можно сохранить заинтересованность в
предмете, и самое главное развивать у
ученика желание самому искать информацию
и грамотно использовать ее в своей работе.
Список использованной
литературы
1. Васильева М.М. Условия формирования
мотивации при изучении иностранного
языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131
2. Волокитина Н.М. Очерки психологии
младших школьников. М., 1995.-с.310
3. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые
пути её повышения. М., ИД "Первое сентября",
2003. – с. 23
4. Искрин С.А. Моделирование
ситуаций общения в процессе обучения
иностранному языку. Иностранные языки
в школе. – 2004, № 2. – с.95
5. Колесникова И.Л., Долгина
О.А. Англо-русский терминологический
справочник по методике преподавания
иностранных языков. – СПб: Изд-во "Русско-Балтийский
информационный центр "БЛИЦ"",
"Cambridge University Press", 2001 г. – с. 150-151, 161,
90-91.
6. Комков И.Ф. Методика
преподавания иностранных языков.
– Минск: 1979. – с. 97
7. 201 Лукьянчикова Н.В. Обучение
иностранному языку на начальном этапе
обучения. // – Начальная школа – 2001 –
№11 – с. 49-51
8. Маркова А.К. и др. Формирование
мотивации учения: Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1990. –с.192
9. Пассов Е.И. Урок иностранного
языка в средней школе. – М.: Просвещение,
1988. – с.
10. Рогова Г.В., Верещагина
И.Н. Методика обучения английскому
языку на начальном этапе в
общеобразовательных учреждениях:
Пособие для учителей и студентов
пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
2000. – с.232
11.Биболетова М.З., Денисенко
О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык:
Английский с удовольствием / Enjoy
English: Учебник для 2 кл. общеобразовательного
учреждения. – Обнинск: Титул, 2009
г.