Произношение звуков, интонация и её компоненты, выступающие в качестве основного критерия выразительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить особенности формирования выразительности речи у учащихся третьих классов в процессе обучения английскому языку.
Основная цель определяет решение следующих задач:
• рассмотреть теоретические основы изучения выразительности как одного из основных коммуникативных качеств речи;
• изучить методические рекомендации по формированию выразительности речи у младших школьников на уроках английского языка;
• разработать и опробировать систему навыков выразительности речи в процессе обучения английскому языку.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                      Введение

      Наше исследование посвящено проблеме формирования выразительности речи у учащихся третьих классов в процессе обучения английскому языку.

     Развитие выразительности речи на начальном этапе обучения долгое время недооценивалось методистами (А. М. Сэлди, Е. Е. Нэйлор). И это не потому, что ученикам младшего школьного возраста недоступно представление об интонации. Как раз именно интонация раньше всего усваивается вместе с речью. Недооценку развития такого коммуникативного качества речи как выразительность вызывала система обучения английскому языку, которая слишком долго оставляла  вне поля зрения культуру звуковой стороны речи. Это было связано с существовавшим мнением о том, что если уделяется внимание письменной речи, то устная речь развивается «сама собой».

      Уже в XIX веке методисты и лингвисты впервые стали изучать проблему выразительности «живой» речи (А. А. Хитч, Я. П. Гарольд). Лингвисты непосредственно начинали проявлять интерес к интонации как одному из основных критериев выразительной речи, а затем исследовали её звуковую сторону (Э. Б. Шапиро, Н. К. Хэшеми). Они же разрабатывали теоретические вопросы, связанные с интонацией. В частности, всё больше укреплялся взгляд на интонацию как необходимое грамматическое средство оформления.

      В связи с появлением многих теоретических исследований в области изучения выразительности речи возник ряд проблем, которыми методисты занимались на протяжении долгого времени (Г. А. Пальмер, А. А. Любарская): приобщение к культуре языкового общения через выразительность, взаимосвязь интонации и выразительности, языковая культура на начальном этапе обучения иностранному языку. Некоторые из перечисленных проблем актуальны и сегодня. Как известно, основная цель обучения иностранным языкам в школе – развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Начальная школа выступает в качестве первой ступени реализации данной цели, в основе которой закладывается коммуникативная компетенция, позволяющая осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. Основной целью остаётся только лишь обучение непосредственно общению на иностранном языке без учёта упражнений, направленных на формирование такого основного качества речи как выразительность, которое способствует развитию творческих способностей младших школьников в процессе активно-познавательной деятельности, что является особенно важным на начальном этапе обучения английскому языку. Именно данным положением и обоснованна актуальность нашего исследования.

Объект – выразительность как основное коммуникативное качество речи, определяющее творческое развитие младших школьников в процессе обучения английскому языку.

Предмет – произношение звуков, интонация и её компоненты, выступающие в качестве основного критерия выразительности.

Цель – выявить особенности формирования выразительности речи у учащихся третьих классов в процессе обучения английскому языку.

Основная цель определяет решение следующих задач:

  • рассмотреть теоретические основы изучения выразительности как одного из основных коммуникативных качеств речи;
  • изучить методические рекомендации по формированию выразительности речи у младших школьников на уроках английского языка;
  • разработать и опробировать систему навыков выразительности речи в процессе обучения английскому языку.

Гипотеза: формирование выразительности речи у учащихся третьих классов будет наиболее эффективно, если в процессе обучения английскому языку учитель проводит работу, направленную на совершенствование произносительных и интонационных навыков

В дипломной работе использованы следующие методы научного исследования:

  • анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • сравнение эффективности разработанного нами комплекса упражнений по формированию навыков выразительности речи с традиционными упражнениями, используемыми в начальной общеобразовательной школе;
  • обработка результатов обучения.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная система упражнений может быть использована в практике преподавания английского языка по формированию навыков выразительной речи при проведении уроков, факультативных занятий, а также самостоятельных работ младших школьников.

 

 


Информация о работе Произношение звуков, интонация и её компоненты, выступающие в качестве основного критерия выразительности