Развитие памяти у учащихся на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование способов и приемов развития памяти младших школьников на уроках иностранного языка.
Поставленная цель определяет решение следующих конкретных задач:
–рассмотреть основные процессы, виды, типы памяти и их особенности;
–установить особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников;

Содержание работы

Введение…………………………...………………………………………………3
1.Общая характеристика памяти………………………………………………....5
2.Развитие памяти в младшем школьном возрасте……...………………….…14
3.Способы и приемы повышения эффективности запоминания учебного материала младшими школьниками на уроках иностранного языка ………………………………………………………………………...……….….24
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

razvitie_pamyati_u_uchashihsya_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте

 

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному.

Самое главное - не познакомиться с как можно большим количеством частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все они построены. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.

Т.Б. Никитина указывает на такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как:

Фактор желания.

Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.

Фактор осознания.

Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.

Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).

Фактор ярких впечатлений.

Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать.

Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память. [11, c.45-47]

Мы считаем, что младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.

 

Запоминание иностранных слов

 

Нужно стараться связывать слова, словосочетания, крупные блоки. Таким образом можно в несколько раз больше выучить за один раз. Память способна удержать на начальном этапе (кратковременная память) 7+(-)2 единицы блока запоминаемой информации. Необходимо начать запоминать по 3-5 слов, постепенно переходя к пяти блокам по 30-50 слов.

Прежде, чем твердо решить запоминать свыше пяти блоков, необходимо проэкспериментировать. Следует сравнить результаты, найти оптимальное количество слов в блоках. Следует учесть, что, продолжая занятия по развитию образной памяти, можно повысить емкость блока и их количество до девяти.

- На начальном этапе рекомендуется подбирать наиболее парадоксальные, смешные картинки, вырезать их и наклеивать в отдельную тетрадь, записывая рядом "связки" слов. Таким образом получится блок.

- Тренируясь и изучая язык одновременно, через месяц-полтора связки будут образовываться сами собой.

- Если предложенный курс будет пройден полностью, яркие парадоксальные образы и картинки будут сами выстраиваться в воображении.

- Непроизвольное запоминание будет происходить, если в воображении образы будут строиться так, что они главному персонажу либо помогут достичь цели, либо помешают.

- С большей долей непроизвольности  запоминание происходит, если концентрируется внимание на значении слова и его звучании, а не на заучивании. Чтобы углубить понимание языка, рекомендуется глубже разобраться со значением слов, т.е. заглянуть в толковый словарь. Если есть возможность, то не в один. Также рекомендуется произнести слово, ставя ударение на разных слогах поочередно и с выражением различных эмоций (удивление, радость, гнев, разочарование, восхищение и т.д.).[23]

Техника запоминания.

1. Подобрать к иностранному слову  созвучное, сходное по звучанию  полностью или частично, русское слово и составить связанную с русским переводом образную связку.

2. Учесть, что целью должно быть не запоминание иностранного слова, а нахождение необычной связки между словами, наличия в ней движения. Все обязательно должно подкрепляться запоминанием пятью органами чувств - это основное.

- Существительные. «Соор» (англ.) подобрать слово – «купаться» -курятник (перевод), представить себя купающимися в реке. Вдруг на Вас налетают и усаживаются куры. Посмотреть на слово «соор» и наверняка вспомнить подобранное слово «купаться», следом - восседающих кур и следом - «курятник» (перевод).

- Сложные (трудные) слова следует преобразовывать путем замены одной-двух букв и затем строить связки. «Dig» (копать) - букву "i" поменять на "о". Получится – «дог» - собака. Она лапами, словно лопатами, роет яму. Причем собака очень худая - так запомнить замену "i" на "о" и  удивиться, как такая тощая собака может устоять на ногах.

- Слово с предлогом (аналогично  словосочетанию). «Тo table» (ту - у, таблетка) - к столу (пер.) ту - у (гудок паровоза). К столу съезжаются со всех сторон таблетки, которые и издают этот звук.

Эти приемы лучше использовать в сочетании с необычными рисунками (например, из журнала "Крокодил"). Техника работы с рисунками заключается в следующем: подобрать соответствующий рисунок, переписать названия предметов, понятий, изображенных на нем. Затем из русско-английского или другого словаря выписать переводы. После этого составить связки к каждому отдельному слову, смотря на рисунок и воображая необычный сюжет. Таким образом, за один подход можно запомнить от 20 до 50-70 слов.

Записи следует сохранять, они понадобятся для повторения. Позанимавшись в течение одного - двух месяцев по полтора-два часа в день, обнаружится, что связки уже образуются произвольно. Для образования установки непроизвольного запоминания обычно необходимо полгода (твердой установки). Таким образом, запоминание будет происходить само собои изучая язык одновременно, через е время перерыва - 10 минут (необходимо для первоначального "проявления", т.е. запечатления информации).

Ниже в таблице приведено наиболее оптимальное количество повторений слов с помощью образной памяти. Секрет пауз заключается в том, что во время перерыва мозг переводит информацию в долговременную память. Этот процесс нарушается даже в том случае, если во время перерывов происходит повторение (происходит стирание).[24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица  2.1

Таблица повторений:

1-раз -через 10-15 минут

II раз - через

2-3 часа, по мере тренировки через 12 или 24 часа

III раз - через

1-2 месяца

IV раз через один год

Воспроизводство по переводу или слову

Воспроизводство глядя на картинку

1 день - вспоминаем по своим записям;

II день - глядя на картинку;

Если удается восстановить перевод или иностранное написание (звучание), а связку не удается, то восстанавливать связку необязательно, она свою функцию уже выполнила.

На повторение одной тысячи слов должно уходить не более дня с учетом перерывов.


 

 

С.А.Гарибян, разработчик оригинальной методики по развитию памяти, считает, что для лучшего запоминания следует заниматься в утреннее время на свежую голову примерно 2 раза в неделю по 1.5 часа. Мысли и сюжеты, которые будут возникать, необходимо анализировать в уме. Количество запоминаемой информации следует наращивать постепенно, при этом стараясь сократить временной интервал между единицами информации. Начинать следует с небольшого количества слов: примерно 20-30.

Действия, которые помогут научиться запоминать:

–Упростить задания на запоминание и начинать с них. Обсудить проблему с преподавателем.

–Попросить учителя разделить задание на пункты для того, чтобы было проще запомнить.

–Записать план и комментарии на бумаге, а уже потом запомнить содержание и проговорить его.

–Попробовать говорить перед диктофоном, а потом прослушать свой рассказ, сделать выводы и повторить сказанное.

–Облегчает запоминание единообразие в организации домашних занятий и подготовке к урокам.

–Чтобы лучше запомнить домашнее задание, нужно повторить материал родителям или однокласснику, другу, старшекласснику.

Помнить: терпение противостоит синдрому невнимательности и незапоминанию. Не расстраиваться, чувствовать себя спокойно, искать поддержку в семье, у преподавателей, друзей, и всё получится.

 

 

3. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте

 

Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания, и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными.

По Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. [13, c.216]

З.М. Истомина в исследовании произвольного запоминания у младших школьников, выявила способы, с помощью которых дети осуществляют запоминание. Самый простой способ запоминания - повторение изученного вслед за взрослым. В дальнейшем повторение приобретает новую форму - дети повторяют поручение не в процессе выслушивания его, а после того, как оно выслушано. Переход к мысленному повторению превращает запоминание в процесс внутренний, делает возможным дальнейшее развитие процесса запоминания и его интеллектуализацию. [10, c.99]

Е.О. Смирнова отмечает, что способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей, вопросов внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем - на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым). Эти вопросы исследовал А.Н. Леонтьев в эксперименте с детьми разного возраста. [17, c.107]

С точки зрения Р.С. Немова, специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: формирование самого умственного действия и использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания.

Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывание с воспроизведением. [10, c.103]

Выдающийся психолог А.А. Смирнов выделил и обозначил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания:

1) составление плана, включающее  в себя разбивку материала  на части, группировка мыслей  и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное. Деление текста на смысловые части является важнейшим приемом осмысленного запоминания. Это деление требует сложной мыслительной деятельности, представляющее для младших школьников значительную трудность. Для овладения этим приемом нужна специальная организация работы учащихся.

Информация о работе Развитие памяти у учащихся на уроках иностранного языка