Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:44, курсовая работа
Цель работы – изучить и проанализировать способы словообразования английского языка, выявить наиболее актуальный и продуктивный способ образования номинативных единиц в современном английском языке.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Охарактеризовать словообразование как процесс создания номинативных единиц;
2. Классифицировать способы английского словообразования;
3. Проанализировать номинативные единицы современного английского языка с точки зрения морфологии, семантики и словообразования.
Введение………………………………………………...………………………3
Глава 1. Словообразование как процесс создания единиц номинации…27
1.1. Аффиксация………………………………………..………….31
1.2. Конверсия…………………………………………………….36
1.3. Аналитический способ………………………………………37
1.4. Чередование звуков (ударения)……………….…………….39
Глава 2. Морфологический, семантический и словообразовательный анализ номинативных единиц……………………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………….60
Библиография……………………..………………………………………….62
III. Суффиксы глаголов. Следующие суффиксы образуют глаголы от прилагательных и существительных:
-en (непродуктивный суффикс): deep - to deepen, -fy (малопродуктивный суффикс): intense - to intensify, -ize (продуктивный суффикс): crystal - to crystallize
IV. Суффиксы наречий. Наиболее распространенным продуктивным суффиксом наречий является суффикс –ly. Этот суффикс обычно присоединяется к прилагательным и образует наречия образа действия: practical – practically.
Суффикс –ward(s) указывает направление: inward - eastward.
М.А.Беляева указывает на то, что в современном английском языке имеется много непродуктивных суффиксов, т.е. таких, которые не могут образовывать новые слова, например, суффикс –ment: movement, development; -hood: manhood; -th: strength, depth и др. [Беляева, 1984: 296].
Наиболее употребительными префиксами М.А.Беляева считает:
1. Префиксы с отрицательным
Un- (satisfactory – unsatisfactory), Dis- (ability – disability), Un-, dis- и de- придают глаголам значение противоположного действия: to coil - to uncoil, to arm - to disarm, to centralize - to decentralize.
In (перед l префикс in- превращается в il-; перед r – в ir-; перед m и p - в im-): attentive – inattentive, legal - illegal, rational – irrational, material – immaterial, possible – impossible, Non- (metallic - non-metallic)
Mis- придает глаголу значение сделать что-либо неправильно, ошибочно: to apply - to misapply.
Under- имеет значение недостаточно, ниже, под. Противоположен по значению префиксу over-: to estimate - to underestimate, ground – underground.
2. Префиксы с разными значениями:
Anti- имеет значение анти-, против-. Часто соответствует русскому противо-: aircraft - anti-aircraft.
Co- имеет значение общности действия: to exist – to coexist.
Counter- имеет значение против. Соответствует русским приставкам контр-, противо-: action – counter-action.
En- присоединяется к существительным и прилагательным, образуя глагол: circle – to encircle.
Inter- имеет значение между, взаимно: changeable – interchangeable.
Over- имеет значение сверх, чрезмерно. Противоположен по значению префиксу under-: to heat – to overheat.
Post- имеет значение после: war – post-war.
Pre- имеет значение до, перед, раньше. Противоположен по значению префиксу post-: war – pre-war.
Re- имеет значение снова, вновь (to collect – to recollect). Значение слов с префиксом re-, написанным через дефис, отличается от значения слов, в которых префикс re- пишется слитно: to re-collect – вновь собрать, to recollect – вспоминать [Беляева, 1984: 297].
Таким образом, мы видим, что аффиксация является распространенным способом словообразования в английском языке.
1.2. Конверсия
Рассмотрим образование слов посредством перехода слов из одной части речи в другую (словообразование путем конверсии). А.Д. Волкова замечает, что при конверсии от существующего слова без изменения его звуковой или графической формы образуется новое слово, принадлежащее к другой части речи. В современном английском языке от существительного с конкретным значением могут быть образованы глаголы, причем последние иногда отличаются от существительного по значению, а иногда переводятся описательно, например: answer (ответ) – to answer (отвечать) [Волкова, 2007: 240].
Иногда, напротив, существительные образуются от глаголов: to repeat -повторять, repeat – повторение.
Нередко встречаются совпадающие по форме существительные и прилагательные, существительные и глаголы: good - добрый, good - благо, goods - товары; will - воля, завещание, will - вспомогательный глагол, служащий средством образования будущего времени.
Бывают случаи образования глаголов от прилагательных, например: clean (чистый) – to clean (чистить).
В числе новых сочетаний, характерных для современного английского языка, встречаются глаголы с послелогами: to man up - обеспечить сотрудниками.
В качестве показателей того, к какой части речи относится данное слово, используются служебные слова – артикли и частицы: the light - (свет), to light - (освещать) [Волкова, 2007: 240].
Сейчас словообразование путем конверсии встречается достаточно редко. Этот способ образования слов был актуален при становлении строя английского языка.
1.3. Аналитический способ
Сложение слов (аналитический способ) – это образование форм слова при помощи соединения двух слов, из которых первое — так называемое вспомогательное слово — лишено лексического значения и изменяется по формам, а второе стоит в неизменяемой форме и является выразителем лексического значения [Бархударов, 1973: 20].
а) Сложные существительные. Способы образования сложных существительных следующие:
- существительное + существительное: railway - железная дорога.
- прилагательное + существительное: blackboard - классная доска.
- глагол + существительное: grindstone - жернов.
- герундий + существительное: skating-rink - каток.
- наречие (или предлог) + существительное или наречие (или предлог) + глагол: bystreet - боковая улица, output - выпуск.
Некоторые имена существительные могут быть образованы из существительных, между которыми стоит предлог. Такие существительные пишутся через дефис: brother-in-law - зять.
б) сложные прилагательные. Основные способы образования сложных прилагательных следующие:
- существительное + прилагательное: snow-white - белоснежный.
- прилагательное + прилагательное: white-hot - доведенный до белого каления.
- существительное + причастие: sunburnt - загорелый.
- наречие + причастие: far-famed - широко известный.
в) сложные местоимения: someone - кто-либо, everyone - каждый.
г) сложные глаголы:
- прилагательное + глагол: to blindfold - завязывать глаза.
д) сложные наречия: everywhere - везде.
В современном английском языке широкое развитие получили составные глаголы, представляющие собой сочетание глагола с послелогом: to go in - входить.
А.Д.Волкова упоминает
о том, что в английских текстах
часто встречаются сложные
Данный способ словообразования наиболее продуктивен в английском языке.
1.4. Чередование звуков (ударения)
Чередование звуков (гласных или согласных)
Чередованием звуков называется наличие в разных формах одного и того же слова различных звуков в самом корне слова [Бархударов, 1973: 18].
По мнению А.Д. Волковой, многие существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием последнего согласного звука, который является глухим в существительном и звонким в глаголе. При этом чередование последнего согласного звука сопровождается чередованием корневого гласного звука и изменением написания слова:
Существительные
excuse [ɪks'kju:s] - извинение
belief [bɪ'li:f] - вера
Глаголы
to excuse [ɪks'kju:z] - извинять
to believe [bɪ'li:v] - верить
Некоторые существительные и глаголы различаются только чередованием корневых гласных звуков при соответствующем изменении написания слова [Волкова, 2007: 241]:
Существительные
Blood - кровь
Food - пища
Глаголы
To bleed - истекать кровью
To feed - кормить
Чередование ударения
В современном английском
языке имеются имена
'Forecast - прогноз
'Absent - отсутствующий
Fore'cast - предсказывать
Ab'sent - уклоняться
Л.С.Бархударов выделяет также супплетивность как способ образования грамматических форм одного и того же слова от различных корней. В английском языке он выделяет несколько случаев супплетивности. Например:
be – am – is – was
go – went
Рассмотрев основные
способы словообразования в английском
языке и проанализировав
- из всех способов
- чередование звуков (ударения) и
конверсия распространены
- аффиксация – продуктивный и живой тип словообразования, но она имеет ограниченную сферу применения;
- аналитическое
Глава 2. Морфологический,
семантический и
Словообразовательный анализ – это тот анализ, цель которого – восстановить процесс возникновения слова в языке и понять, живы ли в современном языке механизмы, позволяющие воссоздать его. В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. Допустим, есть в языке глагол to teach; добавим к нему суффикс -er со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом»; получится существительное teacher. Поскольку язык – экономная система, обычно одна и та же словообразовательная модель используется в нем неоднократно. По одной и той же модели были образованы слова explorer, leader, reader и многие другие.
Теория словообразования позволяет не только проанализировать существующие слова, но и предсказать появление новых слов. Ведь о существовании особого суффикса -er- со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом», ученые догадались, сопоставляя пары слов типа to teach - teacher, to read - reader.
Для раскрытия значения незнакомого производного или сложного слова следует проанализировать его морфологический состав, т.е. расчленить производное слово на префикс, корень, суффикс, а сложное слово – на составляющие его слова-основы. Знание значений основных префиксов и суффиксов помогает установить значение нового производного слова даже без помощи словаря.
Согласно теоретической части нашей работы наиболее актуальный и продуктивный способ словообразования в английском языке – аналитический способ. Однако М.Я.Ляховецкая в своей работе утверждает, что определенная часть английской лексики представлена производными единицами, образованными путем конверсии. Именно этот способ словообразования, по ее мнению, является одним из самых продуктивных [Бирюкович, 1986: 96].
Чтобы определить практически
самый продуктивный способ словообразования
в английском языке, мы проанализировали
рассказ Рут Ренделл «
Мы начнем с анализа производных слов в данном тексте, образованных при помощи аффиксации, так как около 60 % производных слов в рассказе образованы путем присоединения суффиксов и/или префиксов. Рассмотрим примеры:
I. Суффиксация
1. Производные имена существительные:
А) При помощи суффиксов –er (-or), -ar, а также -ant в значении «производителя действия или предмет, с помощью которого оно производится» образованы следующие существительные:
Designer - от глагола design составлять дизайн + er (производитель действия). Таким образом, значение вышеуказанного слова «дизайнер». e.g. Dressed in models from the Designer room… - Переодетые в модели из комнаты Дизайнера…
Manager – управляющий, punter – игрок в покер, employer - работодатель, polisher – полировщик, onlooker – наблюдатель, liar – лгун, jeweller – ювелир, assistant – помощник.
Таким образом, проведя словообразовательный анализ следующих производных слов, можно сделать вывод о том, что при помощи суффиксов –er (-or), -ar, а также -ant образуются имена существительные, чаще всего, от глаголов.
Б) При помощи суффиксов –ion, -tion, -ation, -sion, а также –ment, -ure в значении «отвлеченные существительные, обозначающие общие понятия (процессы, состояния, свойства, качества и т.д.)» образованы следующие существительные:
Contribution – от глагола contribute делать пожертвование + ion - пожертвование. e.g. …distinguished contribution… - выдающееся пожертвование.
Position - позиция, direction – направление, expression – выражение, imagination – воображение, unemployment – безработица, management –– управление, excitement – возбуждение, pleasure – удовольствие.
Проанализировав вышеперечисленные производные слова, мы можем говорить о том, что образование данных имен существительных осуществляется от глаголов при помощи суффиксов –ion, -tion, -ation, -sion, а также –ment, -ure.
В) При помощи суффиксов –ship, -dom в значении «отвлеченные существительные, обозначающие общие понятия (процессы, состояния, свойства, качества и т.д.)» образованы следующие существительные:
Информация о работе Словообразование современного английского языка