Средства выражения концепта "труд" в немецкой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Труд представляет собой одно из центральных понятий человечества. Трудовая деятельность является естественным состоянием человека, приносящим удовлетворение и даже оправдывающим его существование. Поэтому труд относится к базовым ценностям немецкой лингвокультурной общности и, безусловно, он ценен и актуален для немецкого языкового сознания. Важность этого концепта для носителей немецкого языка подчеркивается степенью его выраженности в их системе: он представлен обширным корпусом лексических единиц, фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов и изречений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ТИПЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕПТА В ЛИНГВИСТИКЕ …..……………………………………………5
1.1 Понятие концепта ……………………………………………………..5
1.2 Типы концептов ……………………………………………………….7
1.3 Структура концепта ………………………………………………….15
1.4 Средства выражения концептов …………………………………….18
2 КОНЦЕПТ «ТРУД» И СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ В НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ …………………………………………………………...20
2.1 Семантика концепта «Труд» в немецком языке (по дан¬ным лексикографических источников) ………………………………………20
2.2 Отражение концепта «труд» в немецких пословицах и по¬говорках ………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Концепт «труд» раскрывается в немецких пословицах и поговорках с разных сторон.

Лингвокультурологический анализ пословиц, осуществленный в данной работе, убеждает в том, что в пословичной картине мира, отражающей концепт «труд», выделяются, как и в самом концепте, универсальный (общечеловеческий) и культурно-языковой уровни. Универсальный уровень отражает общечеловеческие ценности - необходимость и важнейшую роль труда в жизни человека, обязательное включение ценности «труд» в шкалу ценностей каждого человека, а также стереотипы: чтобы добиться успеха в жизни, реализовать себя, необходимо трудиться; мастерства в любой области человеческой деятельности можно добиться только многолетним упорным трудом, преодолевая трудности, учась на собственных ошибках; мастерство всегда высоко ценится и т.д. Культурный уровень составляют национально окрашенные представления, установки и стереотипы. Этот уровень отражает специфику языка.

Важным является выявление самой системы понятий, в которую включен признак отношения к труду. Собранный материал показывает, что труд как понятие связан с достатком, богатством, бедностью, моралью, здоровьем, отдыхом, общественной пользой, прилежанием, почетом, счастьем, бездельем, ленью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Антология концептов. / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. - Волгоград: Парадигма, 2005. – 352 с.
  2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека  / Н.Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 895 с.
  3. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М., 1997. – С. 267-279.
  4. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996. – 104 с.
  5. Басова, Л. В. Концепт ТРУД в русском языке (на материале пословиц и поговорок): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Л.В. Басова. – Тюмень, 2004. – 19 с.
  6. Болдырев, Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н.Н. Болдырев. – Тамбов: ТГУ, 2001. – 123 с.
  7. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: «Русские словари», 1997. – 411 с.
  8. Гарифуллина, Д. Р. Концепт «труд» как фрагмент языковой картины мира на материале (русского, английского и немецкого языков) / Д. Р. Гарифуллина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. –  № 4. – С. 93-98.
  9. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
  10. Кацнельсон, С.Д. Типология языка и речевое мышление / С.Д. Кацнельсон. – Л.: Наука, 1972. – 216 с.
  11. Краткий словарь когнитивных терминов. / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, П.Г. Лузина. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. – М.: Издательство МГУ, 1996. – 245 с.
  12. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: / под общ. ред. проф. С. Г. Воркачева. – Волгоград: ВолГУ, 2007. – 400 с.
  13. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка /   Д.С. Лихачев // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1993. – Т. 52. – Вып. 1. – № 1. – С.3-9.
  14. Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. Вып. I. – Архангельск, 1997. – С. 11-35.
  15. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие / В.А. Маслова. - 3-е изд. перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 272 с.
  16. Мукатдесова, Ч. Р. Вербализация концепта «труд» в татарском и немецком языках (на материале пословиц и поговорок) / Ч. Р. Мукатдесова // «Филология и культура. Philology and Culture». – Казань, 2012. – № 1 (27). – С. 54-58.
  17. Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. XXIII / под ред. В.В. Петрова. – М.: Прогресс, 1988. – 317 с.
  18. Павиленис, Р.И. Язык. Смысл. Понимание /  Р.И. Павиленис // Язык. Наука. Философия. Логико-методологический и семиотический анализ. – Вильнюс, 1986. – С. 240-263.
  19. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова,  И.А. Стернин. – Воронеж, 1999. – 30 с.
  20. Попова, З.Д.  Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. — 314 с.
  21. Рудакова, А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А.В. Рудакова. – Воронеж: Истоки, 2004. – 80 с.
  22. Слышкин, Г.Г. От текста к символу. Лингвистические концепты прецедентных текстов в слушании или дискурсе / Г.Г. Слышкин. – М.: Академия, 2000. – 125 с.
  23. Серова, Л.А. Концепт «Труд» в немецких и русских паремиях (на материале современных публицистических текстов сельской тематики): афтореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.20 / Л.А. Серова. – М., 2009. – 27 с.
  24. Степанов, Ю.С. «Слова», «понятия», «вещи».       К новому синтезу в науке и культуре / Ю.С. Степанов // Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. – М., 1995. –       С. 5-25.
  25. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. – М.: «Языки русской культуры», 1996. – 284 с.
  26. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 814 с.
  27. Холодная, М.А. Интегральные структуры понятийного мышления / М.А. Холодная. – Томск, 1983. – 190 с.
  28. Чесноков, П.В. Слово и соответствующая ему единица мышления / П.В. Чесноков. – М.: Просвещение, 1967. – 192 с.
  29. Харитончик З.А. О принципах единства и целостности категорий / З.А. Харитончик // Филология и культура. Международная конференция 12-14 мая 1999 г. – Ч. 1. – Тамбов, 1999. – С. 21-22.
  30. Юсупова, А. Ш., Мукатдесова Ч. Р. Отражение отношения к труду в татарской и немецкой паремиологии / А. Ш. Юсупова, Ч. Р. Мукатдесова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – М., 2012. – № 5. – С. 168-174.
  31. Beyer H., Beyer A. Sprichwörter-lexikon. / H. Beyer, A. Beyer – Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1989. – 392 s.
  32. Duden. Herkunftswörterbuch. Etymologie der deutschen Sprache. – 3., völlig neu bearb. und erw. Aufl. – Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich: Dudenverlag, 2001.– 960 S.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Средства выражения концепта "труд" в немецкой культуре