Технические средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:46, реферат

Описание работы

В области преподавания иностранных языков использование ТСО и контроля относится к числу наиболее актуальных проблем. Появление обучающей техники, возможность использования ее для изучения иностранного языка изменили процесс обучения и коренным образом повлияли на методику преподавания. Еще несколько лет тому назад понятие «технические средства» связывались с занятиями и исследованиями в области технических и точных наук, но никак не относились к изучению иностранного языка. К традиционным, хорошо известным средствам обучения все шире привлекаются новые средства зрительной и слуховой наглядности, такие как магнитофон, видеомагнитофон, учебное кино и телевидение.

Файлы: 1 файл

17. ТСО.docx

— 16.10 Кб (Скачать файл)

В области преподавания иностранных  языков использование ТСО и контроля относится к числу наиболее актуальных проблем. Появление обучающей техники, возможность использования ее для  изучения иностранного языка изменили процесс обучения и коренным образом  повлияли на методику преподавания. Еще  несколько лет тому назад понятие  «технические средства» связывались  с занятиями и исследованиями в области технических и точных наук, но никак не относились к изучению иностранного языка. К традиционным, хорошо известным средствам обучения все шире привлекаются новые средства зрительной и слуховой наглядности, такие как магнитофон, видеомагнитофон, учебное кино и телевидение. Сейчас в распоряжении преподавателей иностранного языка находится целый арсенал  ТСО - сложная техническая система, управление которой требует специальной  подготовки.

Технические средства обучения - совокупность технических устройств  с дидактическим обеспечением, применяемых  в учебно-воспитательном процессе для  предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО  объединяют два понятия: технические  устройства (аппаратура) и дидактические  средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств  воспроизводятся.

ТСО приобретает особое значение в преподавании иностранных языков в связи с переносом акцента  на овладение языком как средством  коммуникации. Передача информации теперь, при широком использовании средств  массовой информации - радио, телевидения  и кино,- осуществляется главным  образом не в письменной форме, как  это было раньше, а в устной. Необходимость  научить большее количество людей  говорить на иностранном языке и  понимать иноязычную устную речь возросла и с ростом международных политических, экономических и культурных связей.

Основную трудность при  овладении иностранным языком, представляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Неоценимую помощь в этом оказывают технические средства обучения.

Основное назначение ТСО - интенсификация процесса обучения, особенно процесса ускорение ритма, скорости, динамики речи в целом, - как раз  тех качеств, которые не может  в должной степени подготовить  практика обучения без ТСО.

ТСО могут взять на себя некоторые функции преподавателя; задавать вопросы, рассказывать, диктовать и т.п., т.е. ТСО частично освобождают преподавателя от трудоемкой работы по автоматизации речевых навыков и создают дополнительное языковое окружение.

Однако ТСО никогда  не заменят преподавателя полностью. Преподаватель изучает возможности  каждого из существующих ТСО для  решений конкретных задач аудиторной и самостоятельной работы учащихся, выявляет экспериментально эффективность  отдельных видов ТСО на разных стадиях обучения - при ознакомлении с учебным материалом, при тренировке и при самостоятельной работе.

Во время самостоятельной  работы учащихся ТСО помогают закрепить  и автоматизировать речевые навыки и умения, полученные на занятиях.

Метод, по которому ведется  обучение, предопределяет использование  ТСО, а также принципы создания пособий  с использованием ТСО. Включение  ТСО не должно нарушать целостность  учебной программы.

Перспектива использования  технических средств, специально предназначенных  для обучения ИЯ, открыла большие  возможности для создания новых  комплексов учебных пособий, лабораторных работ и т.д. Высокая эффективность  применения технических средств  в обучении иностранным языкам неоспоримо доказана практикой преподавания иностранных  языков в нашей стране.

В основу принципов использования  ТСО легли уже сложившиеся  методы обучения, в разной степени  модифицированные, модернизированные  и приспособленные к современным  требованиям теории обучения иностранному языку.

Главная задача при выборе метода - научный подход к изучению иностранного языка, широкое использование  достижений лингвистики, психологии и  методики, изучение взаимодействия родного  и иностранного языков на разных уровнях - фонетическом, грамматическом и лексическом.

В англоязычных источниках ТСО  называют аудиовизуальными средствами которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

Классифицировать технические  средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации.  Различают следующие классификации технических средств: 1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач); принципу устройства и работы; роду обучения; логике работы; характеру воздействия на органы чувств; характеру предъявления информации. Выделяются следующие функции технических средств обучения. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.

Первая из функций ТСО - коммуникативная, функция передачи информации.

Вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий  и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и  коррекцию этих процессов.

Третья - кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Четвертая - научно-исследовательская  фикция, связана с преобразованием  получаемой с помощью ТСО информации учащимся с исследовательской целью  и поиском вариантов использования  технических средств обучения и  воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации 

Технические средства обучения также классифицируются по характеру  предъявления (экранные, звуковые и  экранно-звуковые средства и аппаратура); по функциональному назначению (комбинированные  средства-компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технические комплексы и группа вспомогательных технических средств обучения).

Экранные технические  средства включают проекционную аппаратуру; кодоскоп, диапроектор, диаскоп. С их помощью на экране возможно проецировать различные записи, картинки, диапозитивы и диафильмы.

Существуют и другие ТСО  по критерию «канал поступления информации» -- слуховой, зрительный, зрительный и  слуховой одновременно -- разделил все  ТСО на три группы: 1) фонограммы (запись на грампластинке или магнитной  ленте), 2) видеограммы (в форме слайдов, диафильмов, неозвученных кинофильмов, кодопозитивов), 3) видеофонограммы, (в форме озвученного кинофильма, видеозаписи или соединения упомянутых форм фонограммы с видеограммой.

Основные трудности и  недостатки, связанные с использованием ТСО на уроке, вызваны следующими причинами:

а) недостаточной подготовкой  учителя к работе с различными видами средств обучения и комплексному их использованию;

б) работой с некачественной аппаратурой.

 

 


Информация о работе Технические средства обучения