Виды терминальных тонов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 16:03, лекция

Описание работы

Интонация в английском языке представляет собой сложное единство мелодики (высоты голосового тона), фразового ударения (силы произнесения слов), ритма, тембра и темпа.
Одним из важных средств выражения значения сказанного является интонация с определенной грамматической миструктурой и лексическим составом.
Основные составляющие интонации в английском языке, так же как и в русском языке, это тон или мелодика речи, ритм, темп, тембр, голоса, фразовые и логические ударения.

Файлы: 1 файл

виды терминальных тонов.docx

— 20.99 Кб (Скачать файл)

Интонация

 

Интонация в английском языке представляет собой сложное единство мелодики (высоты голосового тона), фразового ударения (силы произнесения слов), ритма, тембра и темпа.

Одним из важных средств выражения значения сказанного является интонация с определенной грамматической миструктурой и лексическим составом.

 

Именно интонация оформляет все, что мы говорим. С ее помощью мы можем не только рассказывать, но и задавать вопросы, просить о чем-то, удивляться чему-либо. Именно благодаря интонации в английском языке мы можем сделать нашу речь эмоционально богатой – выразить удивление, расстройство, негодование, раздражение, восхищение и многое другое.

 

Основные составляющие интонации  в английском языке, так же как и в русском языке, это тон или мелодика речи, ритм, темп, тембр, голоса, фразовые и логические ударения.

 

Для ритма английского языка характерно то, что ударные слоги в предложении произносятся через относительно равные промежутки времени. Поэтому скорость произнесения неударных слогов зависит от количества неударных слогов находящихся между двумя ударными: неударные слоги произносятся быстрее, если их меньше.

 

Графическое изображение ударения и мелодики

Для разметки интонации в тексте используются следующие обозначения:

['] – сверху перед ударным  слогом, если он не конечный.

[↘] [↗] – перед конечным ударным  слогом вместо знака ударения. Стрелка вниз обозначает падение  голоса в слоге, перед которым  стоит стрелка. Стрелка вверх  обозначает повышение голоса  в конечном ударном слоге и  в последующих неударных слогах. Например:

Tell ↘ Ted.

↘Tell me.

 

Все предложения делятся на интонационные группы или синтагмы.

Синтагма (sense-group) – это отрезок звучащей фразы, представляющий собой смысловое, грамматическое и интонационно-ритмическое единство. Синтагма может быть равна части предложения или всему предложению. Синтагмы отделяются друг от друга паузами.

Каждая синтагма характеризуется своей мелодикой, т.е. последовательными изменениями высоты тона голоса на ударных и неударных слогах. Основным элементом мелодической структуры фразы является терминальный тон, завершающий синтагму.

 

Терминальный тон (terminal tone), т.е. изменение высоты голоса на последнем ударном слоге, определяет коммуникативную направленность фразы, указывает, является ли фраза утверждением, вопросом, приказанием, просьбой, выделяет коммуникативный центр фразы. Кроме терминального тона, в синтагме выделяется предтерминальная часть, которая называется шкалой синтагмы (scale илиbody). Шкала начинается с первого ударного слога и заканчивается на последнем ударном (или безударном) слоге непосредственно перед терминальным тоном. Таким образом, в синтагме можно выделить следующие структурные элементы: предударное начало синтагмы, или предшкала (prehead), шкала, терминальный тон, зашкала (tail), т.е. безударные слоги, следующие за завершением в конце синтагмы.

 

В английском языке различают простые терминальные тона и сложные. Простые тоны характеризуются тональными изменениями, по преимуществу в одном направлении (вверх, вниз или вперед). Сложные тоны характеризуются изменениями в разных направлениях. Итак, существуют следующие терминальные тона...

 

Низкий нисходящий терминальный тон (low fall) – одно из распространенных методических завершений в английском языке. Падение тона голоса в ударном слоге начинается на среднем или более низком, чем средний, уровне и достигает предельно низкого уровня. Падение происходит резче и круче, чем в русском языке. Низкое нисходящее завершение обозначается в тексте наклонной черточкой, размещенной внизу перед ударным слогом: \ Lizzy.

Низкий нисходящий терминальный тон звучит категорично, сдержанно, уверенно, придает высказыванию законченность.

 

Низкий восходящий терминальный тон (low rise) – в английском языке, в отличие от русского языка, начинается на самом низком тональном уровне и плавно поднимается вверх, не достигая среднего уровня. В русском языке подъем начинается на более высоком уровне и заканчивается небольшим спадом: Да? Рано?

Графически низкое восходящее завершение обозначается наклонной черточкой, расположенной внизу перед ударным слогом: /Ellie.

Низкий восходящий тон звучит некатегорично, но придает высказыванию оттенок неуверенности, недосказанности, колебания. Предложения, произнесенные с низким подъемом, звучат вопросительно, выражают готовность продолжить беседу, вежливое одобрение.

 

Высокий нисходящий терминальный тон (high fall). При его произнесении падение голоса начинается выше среднего уровня и заканчивается на самом низком уровне, диапазон падения широкий.

Графически высокое падение обозначается наклонной черточкой, расположенной вверху перед ударным слогом: \Ann! \Lizze!

Фразы, произнесенные с высоким падением, звучат оживленно, дружелюбно, доброжелательно. Это завершение часто употребляется в диалогической речи.

 

Словесным ударением (word stress) называется выделение одного или двух слогов в звуковой структуре слова. Такие слоги воспринимаются обычно как более громкие, сильные по сравнению с другими слогами. В английском языке ударные слоги выделяются сильнее, чем в русском, они произносятся более энергично, более быстро.

Ударный слог в английском языке обычно обозначается знаком (`), который ставится перед началом ударного слога: `minute.

 

Нисходящая ступенчатая шкала (gradually descending stepping scale) – наиболее распространенная шкала, употребляемая в монологической и неэмоциональной диалогической речи в английском языке. Первый ударный слог произносится на более высоком, чем в русском языке, уровне, обычным ровным тоном. Каждый следующий за ним ударный слог произносится на более низком уровне, образуя ступенчатый ряд слогов. Безударные слоги произносятся, как правило, на одном уровне с предшествующим ударным слогом.

 

Фразовое ударение (sentence stress) – это выделение одних слов в синтагме среди других. В английском языке ударными во фразе, как правило, являются знаменательные слова: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия, вопросительные, указательные, усилительные местоимения, а также притяжательные местоимения в абсолютной форме. Безударными, как правило, являются служебные слова: артикли, предлоги, союзы, вспомогательные и модальные глаголы, глаголы-связки, личные, притяжательные местоимения, частицы.

 

Выделяют три типа фразового ударения: синтаксическое, логическое и эмфатическое, - что напоминает русскую систему, однако, в английском языке они выполняют несколько иные функции.

 

Синтаксическое ударение используется, чтобы фонетически оформить слова в предложения или интонационные группы. Во взаимодействии с грамматическими и лексическими способами оно выражает основную идею предложения и выделяет коммуникативный центр. Ядерный слог обычно соответствует главному по смыслу слову интонационной группы. Фразовое ударение в английском связано с ритмом (речь о котором пойдет позже), который в свою очередь базируется на интервалах между ударными слогами. Таким образом, для создания интервалов между ударными сегментами, слова, которые не несут основного смысла, обычно теряют свое ударение. Следовательно, реализация синтаксического ударения может быть названа ритмическим ударением.

 

Логическое ударение связано с изменением положения коммуникативного центра (который стандартно расположен в конце фразы). Как и в русском, логическое ударение служит для выделения новой информации. Соответственно, элементы, находящиеся под ударением, несут новый смысл, неударные элементы уже были упомянуты или знакомы говорящему и реципиенту. Слова, следующие за логическим ударением, остаются безударными. Логическое ударение, чаще, чем в русском, служит для выражения эмоций, чувств. В русском же языке для этих целей могут быть также использованы грамматические и лексические средства.

 

И логическое и синтаксическое ударение может быть эмфатическим и неэмфатическим. Эмфатическое ударение подчеркивает эмоциональную значимость высказывания. В английском языке это самое сильное средство выражения чувств и эмоций.

Заканчивая описание фразового ударения, необходимо так же отметить, что оно может быть центрированным идецентрированным. В первом случае в высказывании есть одно особо значимое слово, которое особенно выделяется ударением. Во втором случае такого слова нет, и все слова произносятся относительно ровно. Кроме того, важно помнить, что фразовое ударение выполняет различительную функцию (в обоих языках). Это значит, что благодаря ударению фраза может нести различный смысл без изменений в синтаксической конструкции.

 

Ранее была упомянута ритмичность. Сейчас хотелось бы рассмотреть ее подробнее. Ритм обычно измеряется потоком речи, в котором ударные и безударные слоги появляются с определенным интервалом. В целом выделяют два типа ритма: syllable-timed и stress-timed. Мы будет называть их ритм связанный со слогами и ритм связанный с ударением. В каждом языке используется одна из этих разновидностей ритма. В английском языке, как и в русском, ритм связан с ударением, т.е. основан на переходе от слабо ударных к сильно ударным слогам. В остальном между двумя интонационными системами существуют определенные различия. В каждой интонационной группе ударные слоги появляются в равные промежутки времени, а безударные должны вписываться между ними таким образом, чтобы не нарушался ритмический контур высказывания. В английском языке ритм играет куда более важную роль, чем в русском. Характерной чертой английской фразы является то, что каждая ритмическая группа, состоящая из ударного слога и примыкающих к нему безударных (или только одного ударного слога), занимает примерно одинаковый промежуток времени, благодаря чему интервалы между ударными слогами становятся относительно равными. Несмотря на возможное различие в количестве безударных слогов в составах ритмических групп длительность этих групп должна быть одинаковой. Следовательно, с увеличением количества безударных слогов, увеличивается скорость их произнесения. Другое отличие русского языка от английского заключается в том, что в русском языке почти все слова являются ударными, в английском - только значимые.

 

 

Заключение

Терминальные тоны образуют систему, в которой вычленяются различные по форме и функции единицы, между которыми невозможно провести четкую грань. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, тоны как функциональные единицы представляют собой абстракцию, обобщение, а с другой - целый ряд конкретных реализаций. Абстрагирование от конкретных реализаций дает возможность выявить наиболее постоянные черты каждой единицы, а изучение конкретных реализации помогает установить вариативные черты. Установление константных черт невозможно без изучения вариативных и наоборот. 
Тоны теснейшим образом связаны с мелодическими шкалами и образуют с ними тесное единство. Изучение структуры и функции тонов возможно лишь через изучение взаимосвязи указанных тональных единиц и лексико-грамматической структуры, в которой они реализуются. 
Наиболее частыми являются нисходящие тоны, которые употребляются во всех коммуникативных типах. Восходящие тоны широко употребимы при передаче вопросительности и некатегоричности. 
Развитая система сложных тонов придает английской речи живость и гибкость. Сложные тоны несут на себе функцию выражения широких импликативных значений.

 

Фразовое ударение организует высказывание, служит основой ритмической структуры, выделяет смысловой центр предложения, 
Фразовое ударение может быть двух типов: децентрализованным и централизованным. Каждое из упомянутых типов реализуется в двух разновидностях: эмфатической и неэмфатической. 
Фразовое ударение тесно связано с мелодической структурой фразы и смысловым центром. Смысловой центр, в свою очередь, формируется не только акцентно-мелодической структурой фразы, но и лексико-синтаксической структурой.

 


Информация о работе Виды терминальных тонов