Язык как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:28, доклад

Описание работы

1. Система языка и ее свойства.
2. Элементарные единицы языка, их функции. языковые уровни.
3. Типы отношений между языковыми единицами.

Файлы: 1 файл

l4.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Введение в языкознание

Лекция 4. Язык как система

 

ЯЗЫК КАК  СИСТЕМА

1. Система языка и ее свойства

Исследование языка как системы осуществлялось в рамках структурализма (структурной лингвистики). Основоположник – Ф. де Соссюр.

Основные понятия:

  • Система – набор элементов + отношения между ними (см. определение знаковой системы).

 

  • Структура – внутренняя организация (связи и отношения) элементов системы.

Основной тезис структурализма: язык – это система знаков, организованная определенным образом.

В классификации знаковых систем по происхождению и характеру  овладения выделяются два полюса:

  • естественные знаковые системы (возникшие естественным путем è врожденные): «языки» животных (танцы пчел, система коммуникации дельфинов, муравьев и др.);
  • искусственные знаковые системы (специально созданные человеком è усваиваемые в процессе целенаправленного обучения): знаки дорожного движения, математическая символика, система обозначений на географических картах и др.

Вопросы:

  • К какой группе знаковых систем относится язык?
  • Какие знаковые системы похожи на язык по происхождению и характеру усвоения?

Специфика языка:

Язык как особая система знаков, существующая только у человека, возник стихийно в процессе эволюции. Условия жизни усложнялись, поэтому, чтобы выжить, предок современного человека должен был научиться создавать различные объекты (в первую очередь орудия труда) и взаимодействовать с другими людьми более разнообразными способами, а для этого нужен был язык.

При этом знание конкретного языка передается от поколения к поколению не генетическим, а культурным путем – главным образом посредством подражания (ребенок может овладеть любым языком вне зависимости от происхождения, см. также информацию о детях-маугли).

Вопрос: есть ли в языке  элементы, которые усваиваются в  процессе целенаправленного обучения?

Сравнивая человеческий язык с системами коммуникации животных, Чарльз Хоккет (1916-2000) выделил свойства человеческого языка, которые появились на поздних ступенях эволюции и поэтому отсутствуют в «языке» человекообразных обезьян.

1. Структурная двойственность (двойное членение) – единицы языка делятся на незначимые (фонемы) и значимые (слова, предложения). Из ограниченного набора незначимых единиц создается оболочка для неограниченного набора значимых единиц (см.  «Элементарные единицы языка. Языковые уровни»).

“…язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым и новым расположениям может быть построен легион знаков” (Луи Ельмслев).

2. Открытость (продуктивность) – язык постоянно пополняется новыми знаками (например, словами), в речи человек постоянно строит предложения, которых никогда раньше не создавал.

3. Способность передавать  информацию, не имеющую отношение  моменту и месту речи: люди говорят о прошлом и будущем, язык позволяет им обобщать, люди могут говорить не только о том, что существует в действительности (язык позволяет лгать, фантазировать).

  • Расширение функций языка. В отличие от коммуникативных систем животных, человеческий язык может быть орудием познания.

Вопрос: каких еще функций  лишены «языки» животных?

  • Язык является достаточно универсальной знаковой системой.

2. Элементарные единицы языка, их функции. Языковые уровни

Элементарные единицы языка:

  • Фонема – минимальная единица языка (не имеет значения).
  • Морфема – минимальная значимая единица языка (несамостоятельна).
  • Лексема – минимальная самостоятельная и значимая единица языка.
  • Предложение – минимальная самостоятельная и значимая единица языка, имеющая коммуникативную функцию.
  • Основание для выделения единиц нового уровня – появление качества, которым не обладают единицы более низкого уровня.

Функции единиц языка:

  • Фонема – позволяет узнавать значимые единицы языка (перцептивная, перцепция – восприятие)  и различать их смысл (смыслоразличительная = сигнификативная).
  • Морфема – является материалом, из которого создаются слова и формы слов (строевая).
  • Лексема – называет фрагменты действительности (номинативная) и обобщает представления о них (обобщающая).
  • Предложение – передает информацию (коммуникативная).

Пример А.А. Реформатского:

– Eo rus (Я поеду в деревню).

– I (Поезжай).

Вопрос: «I» – это какая единица языка?

Языковые уровни объединяют подсистемы взаимосвязанных языковых единиц è каждый уровень представляет собой систему (см. «Типы отношений между языковыми единицами»).

Уровневое строение языка обеспечивает его экономность и продуктивность (cм. «Двойное членение»).

Единица языка

Новое качество

Функция

Уровень

Фонема 

-

 сигнификативная, (смыслоразличительная), перцептивная 

фонологический

Морфема

имеет значение

строительная 

морфологический

Лексема

употребляется самостоятельно

номинативная,

обобщающая

лексический

Предложение

передает информацию

коммуникативная

синтаксический


Примечания:

1. Морфемы (в привычном для нас виде) есть не во всех языках, поэтому не все ученые выделяют морфологический уровень языка. Так, в языках типа вьетнамского или тайского к корням не добавляются суффиксы или префиксы (подробнее см. лекцию «Морфема»).

2. В качестве элементарной единицы  языка может выступать графема (например, буква или иероглиф). Но поскольку исторически именно устная речь является первичной (графика нужна для фиксации устной речи на материальных носителях) и у ряда языков до сих пор отсутствует письменность, то графема не представлена среди элементарных единиц языка.

3. Типы отношений между языковыми единицами

Парадигматические

Синтагматические 

Иерархические

сходство, конкуренция, взаимозаменяемость

смежность, сочетаемость

подчинение, включение

можно выбрать: Х или Y?

X связано с Y в цепочке (X → Y).

X состоит из Y

между единицами одного уровня

между единицами одного уровня

между единицами разных уровней

 

   

В парадигматике схожие единицы противопоставлены друг другу.

крекер

 

хворост   

курабье

     ….

 

картошка

 

корзинка

заварное

       …


В синтагматике происходит соединение разных элементов на основании наличия у них чего-то общего.

Пример Ю.Д. Апресяна (р. в 1930): Хороший кондитер не жарит хворост на газовой плите.

кондитер

1. 'тот, кто изготовляет  сласти'

2. 'торговец сластями'

3. 'владелец кондитерской'

жарить

1. 'изготовлять пищу  нагреванием на/в масле'

2. 'обдавать зноем'

хворост

1. 'сухие отпавшие  ветви'

2. 'печенье, изготовленное  кипячением в масле'

газовый

1. 'состоящий из газа' (облако)

2. 'производящий газ'

3. 'работающий на энергии сжигаемого газа'

плита

1. 'плоский кусок твердого  материала'

2. 'нагревательное устройство  для изготовления пищи'


Слова организуются в единое смысловое целое, поскольку в их значениях есть общие компоненты.

Парадигматика  и синтагматика – две оси языка, которые имеют отношение ко всем языковым уровням.

Лексика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматика


 

В сознании человека языковые единицы  также связаны синтагматическими  и парадигматическими отношениями.

Ассоциации


 

 



Информация о работе Язык как система