Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:20, доклад
Языковая компетентность как одна из ключевых в содержании компетентностного образования
В 1996г. на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. Среди принятых Советом Европы определений пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» названы и компетенции,
Языковая компетентность как одна из ключевых в содержании компетентностного образования
В 1996г. на симпозиуме в Берне по
программе Совета Европы был поставлен
вопрос о том, что для реформ образования
существенным является определение
ключевых компетенций, которые должны
приобрести обучающиеся как для успешной
работы, так и для дальнейшего высшего
образования. Среди принятых Советом Европы
определений пяти ключевых компетенций,
которыми «должны быть оснащены молодые
европейцы» названы и компетенции, относящиеся
к владению устной и письменной коммуникацией,
которые особенно важны для работы и социальной
жизни, с акцентом на то, что тем людям,
которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция
В этом же контексте в России в 2001г. в документе “Стратегии
модернизации содержания общего образования“
были сформулированы основные положения
компетентностного подхода в образовании,
узловое понятие которого – компетентность.
Было подчеркнуто, что это “понятие шире
понятия знания, или умения, или навыка,
оно включает их в себя”. Формирование
языковой личности является основной
задачей обучения языку в школе и высшем
учебном заведении. Личностный смысл образования
зависит от мотива, которым руководствуется
студент. А.Н.Леонтьев подчёркивал, что
если значение – это средство связи человека
с реальностью, то смысл связывает его
с реальностью собственной индивидуальной
жизни в этом мире. Получая совокупность
знаний, умений, способов деятельности,
студенты овладевают языком на уровне
компетенции. Компетенция в переводе с
латинского competentia
Языковая компетентность как предметная способствует формированию личности студента, для которой уже недостаточно такого уровня владения языковой компетенцией, который включает знания о системе языка, умения пользоваться им для достижения орфографической и пунктуационной зоркости. Уровень сформированности языковой компетентности проявляется в речевом акте, порождением которого является речевой материал. Речь – процесс пользования языком, процесс общения, процесс говорения, т.е. это речевая деятельность, актуализирующая в зависимости от ситуации, потенциальные свойства соответствующих средств языка (см. схему 1).
Изучение языка с позиций компетентностного подхода получает большую мотивационную направленность.
Языковая компетентность способствует формированию важного умения- воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли[4].
Учить общению можно лишь путём формирования и поддержания конкретного мотива общения, поэтому на занятиях должно быть мотивировано всё: и восприятие учебного материала, и переход от одной деятельности к другой, одного вида речевых упражнений к другим, определённой структурной единице занятия к последующей.
Мотивированность выбора учебных ситуаций и упражнений на занятиях по языку – важная и, к сожалению, ещё не решённая задача. Предстоит создать специальную методическую систему, направленную на формирование у студентов навыков осуществления правильного отбора языковых средств в процессе говорения или письма.
Считаем более правильным говорить о языковой компетентности в процессе подготовки специалистов в высшее учебном заведении, а не о коммуникативной компетентности, которая рассматривается нами как важная составляющая в сложной системе языковой компетентности (См. схему 2 ).
Языковая компетентность бывает: коммуникативная, номинативная, эмоциональная, эстетическая и др. Язык – это система, в пределах которой все его разделы взаимосвязаны и обусловлены.(Лексика, фонетика, синтаксис, стилистика, орфография, морфология) Известно,что каждый раздел языка имеет своё содержание, цели и задачи изучения, однако необходимо организовать процесс обучения так, чтобы в центре внимания был язык как целостный механизм, который в движение приводит мотивация и целеполагание. В таких условиях целью обучения становится формирование свободной речевой деятельности (языковой компетентности).
Возникает необходимость направить аналитико-синтетическую работу на занятиях по языку не только на определение форм и грамматического значения слова, но и на его стилистичесую роль в тексте. Это будет способствовать тому, что молодые люди будут получать такую языковую и речевую подготовку, которая необходима им для того, чтобы комфортно чувствовать себя в повседневной жизни, быть способными обслуживать словом собственные запросы во всех сферах жизнедеятельности.
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование. – 2003, N 5.
2. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
3. Печенёва Т.А. Коммуникативность как мотивационный компонент процесса обучения русскому языку в школе // Адукацыя і выхаванне, N1, 2002.
4. Протчанка В.У. Актуальныя праблемы тэорыі і практыкі навучання беларускай мове. – Мн.: НІА, 2001.