Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:28, доклад
А. П. Остроумова-Лебедева – русский гравер и акварелист, акварелист, мастер пейзажа, родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Она была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Когда девочке исполнилось пять лет, на даче, где они отдыхали, произошел пожар, и это оставило в ее памяти след на долгие годы. Успокоиться она могла, только когда брала в руки ольховое полено, ножик и начинала вырезать или срисовывала репродукции из журналов.
А. П. Остроумова-Лебедева – русский гравер и акварелист, акварелист, мастер пейзажа, родилась 5 мая 1871 года в Петербурге. Она была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Когда девочке исполнилось пять лет, на даче, где они отдыхали, произошел пожар, и это оставило в ее памяти след на долгие годы. Успокоиться она могла, только когда брала в руки ольховое полено, ножик и начинала вырезать или срисовывала репродукции из журналов.
Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в АХ, Большое значение в духовном становлении будущей художницы сыграл известный поэт Полонский, который был соседом по даче и сам очень любил рисовать. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна. В 1889 году, несмотря на то, что родители были против, поступила в Центральное училище технического рисования Штиглица и начала заниматься в гравировальном классе Матэ. Однако копировать чужие гравюры ей показалось скучным, и она перешла в общий живописный класс.
Через 3 года Остроумова поступила в Петербургскую академию художеств, где занималась живописью в мастерской И. Е. Репина. О новых веяниях в Академии Анна записала: "Классицизм долой! И на смену явилась обыденная жизнь с ее мелочами, и безобразием. Это меня в первое время ошеломило... Но теперь я работаю с некоторым удовлетворением, так как нашла более глубокую красоту - выразить на холсте самую жизнь со всеми ее особенностями и недостатками".
В 1898-99 гг. работала в Париже, где занималась в живописной мастерской Джеймса Уистлера, который добивался того, чтобы его ученики умели видеть натуру в полутонах, лепить форму цветом и светом.
Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества. она выстраивала каждую свою композицию как режиссер. Вобще гравюра – это вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Архитектура этого города в ее картинах очень естественно, органично входит в окружающую ее природную среду. А природа, в свою очередь, делается равноправным образно-ритмическим средством даже в городских пейзажах.
Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г., художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства». на конкурс Остроумова представила 14 гравюр, среди которых были "Персей и Андромеда" и четыре цветные гравюры - "Луна", "Дорожка", "Финляндия с голубым небом", "Финские озера". Две первые - "Луна" и "Дорожка" - элегичны и поэтичны. Две последние - строги и даже несколько суровы. Эти настроения стали в творчестве Остроумовой основными.
Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908- 10; "Павловск", 1922-23, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передаче величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Остроумова же стремилась уловить сам стиль, пейзажный образ любимого города. Архитектура для нее - лишь часть его общего облика. Она признавалась: "Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Нева, набережные, каналы, мосты. Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались". В 1902 году появилась одна из лучших ее гравюр - "Летний сад зимой". В этом же году Остроумова получила свинцовое отравление, и у нее развилась аллергия к запаху масляной краски. Заниматься масляной живописью ей теперь было нельзя, и все свои живописные искания она начала выявлять в цветном эстампе и акварели.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели. Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого", 1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.).
В 1902-1904 годах
появились такие гравюры
Весной 1905 года Анна Остроумова вышла замуж за лаборанта химической лаборатории Петербургского университета, будущего известного ученого, изобретателя синтетического каучука Сергея Лебедева. В 1906 году из-за обострения астматической болезни Остроумова-Лебедева вместе с мужем выехала в Париж, где познакомилась с В. Брюсовым. В 1907 году появились созданные по заграничным впечатлениям гравюры "Версаль в цвету", "Париж. Собор Сен-Северин", "Сен-Клу". В 1908-1910 годах удожницв вырезала одиннадцать новых цветных гравюр, которые можно назвать "Петербургской сюитой". Ее любимый город представал величественным и мужественным. Шесть листов этой серии связаны с ансамблем Биржи - "Колонны Биржи и крепость", "Перспектива Невы", "Ростральная колонна" и др. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
В 1911 году художница вновь поехала в Италию, которую теперь часто называла своей второй родиной. В 1911-1914 годах она создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие из которых были посвящены Венеции. Композиции венецианских акварелей, как и петербургских гравюр, Остроумовой-Лебедевой строги и продуманны. Широкий передний план - это только начало внутреннего ритмического движения в глубину листа. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу.
Остроумова-Лебедева
много путешествовала, и в ее творчестве
нашли отражение пейзажи
В Петербурге в 1916 году открылась ее персональная выставка.
После Октябрьской революции Остроумова-Лебедева стала членом экспертной комиссии при отделе Наркомпроса, преподавала в Институте фотографии и фототехники.
В 1918-1922 годах
появилась серия новых
Около шестидесяти акварелей и приблизительно столько же рисунков создала Остроумова-Лебедева за четыре лета 1924-1927 годов, которые провела в Коктебеле. Много сделала и кавказских пейзажей. В 30-е годы она начала писать свои "Записки", основу которых составили дневники. Когда началась Великая Отечественная война, художнице шел семьдесят первый год. Она не покинула блокадный Ленинград и, поскольку ей трудно бывало спускаться в бомбоубежище, во время бомбежек оставалась дома. Свой кабинет Остроумова-Лебедева устроила в ванной комнате - там были меньше слышны взрывы. В таких условиях завершала она работу над вторым томом "Записок", вела дневник, вошедший в третий том. Гравюра Остроумовой-Лебедевой "Сфинкс" украсила пригласительный билет на первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.
Всю войну эта женщина провела, не оставляя любимого дела. Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться. Анна Остроумова-Лебедева умерла 5 мая 1955 года, в день, когда ей исполнилось восемьдесят четыре года.