Актуальные вопросы и перспективы развития хореографического искусства на Кубани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:43, доклад

Описание работы

В хореографическом искусстве Кубани давно назрела необходимость рассмотреть насущные вопросы состояния и перспектив развития этого вида искусства в крае, в том числе и в Краснодаре. Остановимся на одном из вопросов.
Краснодар сегодня является средоточием профессиональных хореографических коллективов, в том числе и балетных трупп, требующих регулярного пополнения молодыми квалифицированными кадрами и, как предполагается, с ними не должно быть проблем.

Файлы: 1 файл

Нагайцева Л.Г..docx

— 20.31 Кб (Скачать файл)

Л.Г. Нагайцева

 

Актуальные вопросы 

и перспективы развития

хореографического искусства на Кубани

 

В хореографическом искусстве Кубани давно назрела  необходимость рассмотреть насущные вопросы состояния и перспектив развития этого вида искусства в  крае, в том числе и в Краснодаре. Остановимся на одном из вопросов.

Краснодар сегодня является средоточием профессиональных хореографических коллективов, в том  числе и балетных трупп, требующих  регулярного пополнения молодыми квалифицированными кадрами и, как предполагается, с  ними не должно быть проблем. В Краснодаре функционирует краевое Хореографическое училище, которому в наступившем 2012 году исполняется 20 лет. В крае 110 хореографических отделений в детских школах искусств и в музыкальных школах. Правда, Краснодарское Хореографическое училище  не имеет интерната, но ведь в столице  края более десятка школ, имеющих  хореографические отделения и плюс детские коллективы, казалось бы, проблем с желающими приобрести профессию артиста балета не должно быть. На деле все обстоит иначе. Наборы в хореографическое училище с профессиональной точки зрения не вселяют оптимизма ни количеством, ни качеством.

Одна  из причин – распространение среди  педагогов хореографических дисциплин  использования на занятиях «электрической музыки», даже преподавание «ритмики», одной из важнейших музыкально-педагогических дисциплин, сопровождают «электромузыкой». Это пагубно отражается на музыкальном воспитании учащихся. При отборе в хореографическое училище обнаруживается крайне слабая музыкальная подготовка  детей, неритмичность, отсутствие координации движений и музыкального слуха.

Не способствуют воспитанию подлинной музыкальной  выразительности и концертные композиции, создаваемые хореографами также  на «электромузыку». А с записями оркестровых, инструментальных музыкальных произведений хореографу не просто, так как нужны специальные знания и помощь профессионального музыканта-концертмейстера, владеющего структурно-стилистическим анализом и знающим специфику, содержание и роль музыки в постановочном процессе хореографического произведения.

Слабое, уязвимое звено в работе педагогов-хореографов  – недооценка работы с «живой»  музыкой. А потому и у детей  – отсутствие подлинной музыкальности. Слабое, поверхностное восприятие эмоционально-образного  и мелодического богатства музыки не способствует воспитанию передачи выразительности танцевальных образов, эмоциональности танца в целом. Театр хореографический, балетный театр  – театр музыкальный. Воспитать  профессионального актера, создателя  хореографических образов, а тем  более педагога-хореографа, балетмейстера  без «живой» музыки невозможно. И  хотя сегодня многое стало возможным  – «электромузыка» сопровождает как учебные занятия так и концертные, конкурсные выступления хореографических коллективов, однако следует помнить – не все целесообразно.

 Тема, идея, сюжет, эмоционально-образное  содержание танца, его зрелищность,  выразительность и красота –  вот что привлекает зрителей  и увлекает все новые и новые  поколения любителей хореографического  искусства. Для создания таких  произведений нужна яркая, эмоционально-содержательная  музыка. И она есть, высокого художественного  уровня и формы! Это музыка  кубанских композиторов, музыка  родной кубанской земли. У Ю. Симакина – цикл «Тихая моя родина», «Сказка про скрипку» и другие его сказки и произведения замечательно дансантны; у В. Кеворкова – сюита «Матрешки», каждая пьеса-часть которой отличается яркой образностью и оригинальной  «музыкальной речью»; у И. Анисимова – сюита «Джаз на кухне»; у Б.Целковникова - цикл «Прогулки с Пришвиным», где поэтические образы «убегающего ручья», «тающей снежинки», «заблудившегося лучика» и другие пьесы возбудят воображение, подскажут движения и пластику, заинтересуют и учащихся и педагогов- хореографов.

А какое  разнообразие тем, образов для всех возрастов любителей танца, юных артистов-исполнителей в произведениях С. Бахарева в его сборнике «Страна белых роз»! Дансантны и образно привлекательны музыкальные произведения В. Волченко, В. Чернявского, В.Комиссинского («Вальсы»), В. Магдалица, Е. Петрова и других кубанских композиторов. И все эти произведения, как правило, есть в библиотеке каждой музыкальной школы и школы искусств.

А как  было бы своевременно рациональное использование  исполнительской деятельности учащихся музыкального отделения. Инструменты, игра на которых преподается в  школе, должны звучать в полную силу на разнообразных мероприятиях и  школы, и района, и города, и станицы. Воспитывая в будущих музыкантах любовь и вкус не только к сольному или ансамблевому исполнительству, но и к творческому сотрудничеству со сверстниками-танцовщиками, певцами-вокалистами, развивать интерес к концертмейстерской, аккомпаниаторской практике. Ведь концертмейстеров - то с каждым годом все меньше и меньше.

Учащимся  хореографических классов необходимо развивать музыкальность, воспитывать  музыкальный вкус  регулярным восприятием  «живой» музыки разножанровых произведений. Учащимся хореографических отделений необходимо преподавание «музыкального инструмента» - гитары, баяна, фортепиано, скрипки и т.д. и ныне работающим и подрастающим хореографам музыкальные знания необходимы. Уже много веков с тех пор как появилась профессия учителя танца – музыка, музыкальная драматургия всегда являлась и является стимулом творчества балетмейстера. Знание музыкального материала, владение музыкальной драматургией, структурно-стилистическим анализом, по сути, определяют профессиональный интеллект хореографа. Постоянная работа с «электрической» музыкой не способствует профессионализму педагогов-хореографов, и тем более не способствует подлинной музыкальности обучаемых будущих артистов-исполнителей.

Недопонимание значения «живой» музыки в хореографическом образовании, отсутствие контроля за учебным  процессом (все ли предметы проводятся и как, отсутствие месяцами концертмейстеров по ряду хореографических дисциплин, ведь нередко даже классический танец ведется под счет педагога), отсутствие контроля за подготовкой молодых кадров обернулось тем, что преподаватель вуза или молодой специалист-хореограф, окончивший вуз, не могут дать анализ хореографической постановки, исполненной учащимися ДШИ. Что уже говорить об анализе спектакля или концертной программы хореографических номеров.

Очевидно, что сложившаяся многоуровневая система хореографического образования  в крае конкретной стратегии не имеет. Уж в городе Краснодаре - то можно координировать взаимодействия, хотя бы между хореографическими отделениями ДШИ и Хореографическим училищем.

Дополнительное  образование – хореографические отделения, Хореографическое училище, колледжи, имеющие хореографические отделения, хореографическое отделение  Краснодарского государственного университета культуры и искусств – каждый из уровней не работает целенаправленно на процветание и развитие хореографического искусства Кубани. Примеры: проводимые конкурсы исполнительского мастерства учащихся ДШИ и музыкальных школ не обнаруживают в конкурсных номерах подлинной музыкальности – важнейшего качества выразительности танца. Да и репертуар не отличается разнообразием. Даже в заключительных концертах не было постановок патриотических (хотя заключительные концерты всегда проводят накануне Дня Победы, например в 2011 году – 30 апреля), да и постановок на темы истории и быта казаков Кубани тоже в программах конкурса не было. Нет ни планирования, ни ориентира на проведение, возрождение конкурсов героического танца, кубанского танца, сюжетного танца, систематически проводившихся в 70-80-х годах недавнего времени.

К настоящему периоду на хореографических отделениях ДШИ накоплен солидный опыт, есть проверенные  временем и практикой учебные  планы, сложился авторитет и популярность хореографического искусства среди  учащихся и населения городов  и станиц Кубани. Хореографические отделения одни из самых массовых по контингенту учащихся в музыкальных  школах и школах искусств. И именно дополнительное образование, хореографические отделения ДШИ должны работать и  пополнять своими лучшими воспитанниками классы будущих артистов балета. И  это должно быть престижно. Нужна  серьезная, продуманная координация  сотрудничества начального хореографического  образования с образованием профессиональным.

Наивно  ждать появления артистов, феноменально одаренных способностями, с красивыми  формами и безупречной пропорциональностью  физических данных. Их можно и нужно  воспитывать, своих, родных! Ведь в этом – будущее наших детей и  будущее краснодарского балета. Только для этого нужно объединить усилия всех подразделений от Департаментов  культуры и образования, администрации образовательных учреждений до родителей учащихся…

Затрачены десятилетия усилий, чтобы в нашем  крае заработали 110 хореографических отделений, чтобы тысячи детей могли осуществить  свою мечту – найти дорогу в  профессиональное искусство танца. Сегодня жители Кубани, хореографическое сообщество края гордятся Краснодарским  Театром балета Ю. Григоровича. Любовь к артистам балета, к этой многотрудной и красивой профессии, её профессиональный интеллект формируются системно, годами. Сегодняшнему поколению руководителей-администраторов, от которых зависит качество учебного процесса на хореографических отделениях ДШИ, в Краснодарском хореографическом училище и на кафедре хореографии КГУКИ, выпала честь потрудиться во славу родного края – на развитие, процветание и укрепление кадровой, творческой базы профессиональной хореографии Кубани. И объединение усилий, направленных на взращивание юных талантов, на воспитание наших детей, непременно даст результаты – появление нового поколения талантливых, а главное, коренных кубанцев, артистов Краснодарского балета.


Информация о работе Актуальные вопросы и перспективы развития хореографического искусства на Кубани