Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:15, реферат
Андре́й Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
1 Биографические сведения
2 Мировоззрение
3 Творчество
4 Литература
Андрей Рублёв
Андре́й Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
План
1 Биографические сведения
2 Мировоззрение
3 Творчество
4 Литература
Биографические сведения
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) вероятно в конце 1370-х г, из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи[2]. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Точное место захоронения неизвестно.
Мировоззрение
На формирование
мировоззрения Рублёва большое
влияние оказала атмосфера
В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух). Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.
В 1405 Рублёв совместно
с Феофаном Греком и Прохором с
Городца расписал Благовещенский собор
Московского Кремля (фрески не сохранились),
а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом
Чёрным и другими мастерами —
Успенский собор во Владимире (роспись
сохранилась частично) и создал иконы
для его монументального
Творчество
В 1425—27 Рублёв совместно
с Даниилом Чёрным и другими мастерами
расписал Троицкий собор Троице-Сергиева
монастыря и создал иконы его
иконостаса. Сохранились иконы; они
выполнены в различных манерах
и неравноценны по художественным качествам.
Время, когда на Руси назревали новые
междоусобные войны и гармонический
идеал человека, сложившийся в
предшествующий период, не находил
опоры в действительности, сказалось
и на творчестве Рублёва. В ряде произведений
Рублёву удалось создать
В 1947 в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.
С 1989 года Сектором церковной археологии ЦМиАР под научным руководством О. Г. Ульянова ведутся археологические исследования, в результате которых в 1993 году обнаружен древний престол Спасского собора и мощи (идёт освидетельствование).
Литература
Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959 — 40 c.
Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.
Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры [: сб.] Вып.1. М., 1975.
Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа, М.: Искусство, 1966 — 312 c.
Лазарев В.Н. Андрей Рублев: краткие биографические сведения // Лазарев В.Н Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., Искусство, 1983, 1994, 1996, 2000 — ISBN 5-210-01342-0
Лихачёв Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. Л.: Издательство АН СССР 1962 — 172 с.
Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 c.: ил.
Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974
Сергеев В. Н. Рублёв. — 2-е изд. — М.: Мол.гвардия, 1986. — 254 с.: ил. — (Серия «Жизнь замечательных людей») — ISBN 978-5-235-01544-9
Ульянов О.Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 1996.
Плугин, В. А. Мастер Святой Троицы. М., 2001.