Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:28, контрольная работа
В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театральным. Никогда - ни прежде, ни после - английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров.
Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий философский уровень. Театр Шекспира стал универсальной, внеисторической моделью мироздания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества. Кстати, этому в немалой степени способствовали и предельно условные постановочные принципы английского ренессансного театра: основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актеров. Это обусловливало мощный всплеск развития и драматургии, и актерского искусства.
Зрители быстро привыкали к такой условности спектаклей. И лишь иногда раздавались иронические голоса: “Смотрите, вот три дамы вышли прогуляться и нарвать цветов. Вы, конечно, представляете себе на сцене сад. Но через несколько времени вы услышите тут же разговор о кораблекрушении, и вас покроют позором, если вы не представите себе скал и моря. Вот две армии с четырьмя мечами и одним щитом, и чье сердце не испытает при этом всех треволнений генерального сражения?”
Четверть века, прошедшие после смерти Шекспира до парламентского запрета на все публичные представления в 1642, дала плеяду интересных драматургов, в творчестве которых продолжился кризис ренессансного мировоззрения. Наиболее яркие и интересные из них - Бен Джонсон, Джордж Чапмен, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер.
Из современников и следующих за Шекспиром драматургов на первом месте стоит Бен Джонсон (около 1573--1637). Сторонник подражания античным образцам, он создал «ученую», «правильную» трагедию («Падение Сеяна», «Заговор Катилины»), близкую к гуманистической историографии его времени Гораздо полнее выражен дух народного английского Возрождения в бытовых комедиях Бена Джонсона («Всяк в своем нраве», «Вольпоне», «Варфоломеевская ярмарка»). В этих комедиях имеется морализующая тенденция. Последний этап елизаветинской драматургии представлен именами Джона Флетчера, Джона Тернера, Джона Вебстера и Мессинджера. Сохраняя некоторые прогрессивные черты, эти драматурги являются уже выразителями глубокого внутреннего кризиса культуры Возрождения. Они проявляют чрезмерный интерес к идее роковой обречённости человека, освобождённого от всяких моральных норм.
ЛИЛИ Джон
(Lyly, John) (ок. 1554-1606), английский драматург
и романист. Родился предположительно
в Кентербери; внук известного грамматиста
У.Лили. Получив в Оксфордском университете
степень бакалавра (1573) и магистра (1575),
отправился в Лондон в надежде на продвижение
при дворе. Известность ему принес роман
«Эвфуэс, или Анатомия ума» (Euphues: the Anatomy
of Wit, 1578) и его продолжение «Эвфуэс и его
Англия» (Euphues and His England, 1580). Умер он в Лондоне
в ноябре 1606года. «Эвфуэс», ставший первым
светским романом в истории английской
литературы, имел колоссальный успех у
современников. Незатейливый сюжет (любовные
истории Эвфуэса и его друга Филата) служил
своего рода каркасом для тщательно выписанной
панорамы нравов и культурысовременного общества.
Лили постепенно раскрывает духовные
стандарты и круг интересов человека Возрождения,
делая это в крайне искусственной и претен-циозной
стилистической манере, позднее получившей
название "эвфуизм". Эвфуистический стиль являл
собой искусную демонстрацию возможностей
Последний этап елизаветинской драматургии представлен именами Джона Флетчера, Джона Тернера, Джона Вебстера и Мессинджера. Сохраняя некоторые прогрессивные черты, эти драматурги являются уже выразителями глубокого внутреннего кризиса культуры Возрождения. Они проявляют чрезмерный интерес к идее роковой обречённости человека, освобождённого от всяких моральных норм.
Однако к 1630-м английский театр уже был совершенно не похож на театр-трибуну времен Шекспира.
Блистательный период Ренессанса в Англии подошел к концу.