Анри де Тулуз-Лотрек
Биография
- Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби, на юго-западе Франции. Он был единственным ребенком в одной из самых знаменитых аристократических семей Франции. Родословная Тулуз-Лот-реков простиралась на тысячу лет в глубь времен. В длинной чреде придворных и полководцев среди предков художника встречались и те, кто увлекался искусством. Бабушка Анри сказала однажды: «Когда мои сыновья охотятся на дичь, это доставляет им сразу три удовольствия: подстрелить, съесть и нарисовать ее».
- Родители Анри были двоюродными братом и сестрой. Судьба жестоко позабавилась, сведя вместе столь разных по характеру людей, — впрочем, каждый из них жил своей жизнью. Граф Альфонс отличался эксцентричностью, любил выставлять себя напоказ и волочился за каждой юбкой. Графиня Адель, напротив, была тихой и набожной женщиной. Пока ее муж пропадал вне дома, она целиком посвящала себя своему сыну, оставшись преданной матерью до самого конца его несчастной жизни.
- Семья Лотреков владела несколькими домами. Большую часть времени мальчик проводил в замке Боек, неподалеку от Альби. Подобно многим аристократическим отпрыскам, он увлекался лошадьми и собаками и с детства рисовал животных (как, впрочем, и бесконечные карикатуры на окружающих).
"Всадник с
собакой". 1879 г.
Картон, масло.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.
- Детство Анри было омрачено болезнью. Браки близких родственников, общепринятые в аристократической среде, не могли не отразиться на здоровье потомства. Так, брат графини Адели женился на сестре графа Альфонса — в результате трое из четырнадцати родившихся у них детей страдали от наследственных пороков. Не обошла эта беда и семью Тулуз-Лотреков. В 1878 году Анри, упав со стула, сломал левую ногу, а год спустя (при тех же обстоятельствах) — правую. После этого ноги перестали расти; всю оставшуюся жизнь художник с трудом передвигался, опираясь на трость. Причиной этого называли несчастные случаи; на самом же деле проблема заключалась в генетическом пороке.
- Он никогда не стремился скрыть свои физические недостатки и сам первым подсмеивался над ними. Лотрек вообще не скрывал ничьих недостатков — это было законом его творчества.
- Родители будущего живописца не имели ничего против его увлечения искусством, понимая, что, став взрослым, их сын не сможет вести жизнь, типичную для большинства аристократов. Первые художественные уроки мальчик получил от своего дяди Шарля, художника-любителя, и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального художника и скульптора. В начале 1882 года Анри вместе с матерью перебрался в Париж. Не стесненный в деньгах, он сумел попасть в мастерскую необыкновенно популярного Леона Бонна. В письме к дяде Шарлю Лотрек писал, что Бонна сказал ему: «Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки».
- Впрочем, у Бонна, предельно загруженного педагогической работой в Школе изящных искусств, Тулуз-Лот-рек занимался недолго. В том же году он перешел в мастерскую Фернана Кормона. Здесь он познакомился с Эмилем Бернаром, много писавшим впоследствии о Поле Гогене и Винсенте Ван Гоге. Сам Ван Гог, приехавший в Париж в 1886 году, тоже учился у Кормона, и Лотрек дружил с великим голландцем — вплоть до его отъезда на юг, в Арль.
Тулуз-Лотрек
"Пренсто в своей
студии". 1881 г.
Холст, масло.
Частная коллекция.
Леон Бонна
(автопортрет)
Тулуз -Лотрек"Эмиль Бернар". 1885 г.
Холст, масло.
Галерея Тейт, Лондон.
Фернан Кормон
Тулуз-Лотрек
"Портрет Ван Гога".
1887 г.
Картон, пастель. 54х45 см.
Амстердам.
Государственный
музей.
- К этому времени Лотрек открыл собственную мастерскую. Это случилось в январе 1884 года. Мастерская находилась на Монмартре, где, помимо Лотрека, обитало немало других молодых художников (жилье на Монмартре было довольно дешево). Район считался богемным. Родителям Лотрека не нравился выбор местожительства, сделанный их сыном. Граф Альфонс полагал, что жить в таком районе — значит позорить имя Лотреков. Он убеждал Анри взять себе псевдоним, и тот действительно подписал несколько своих работ анаграммой «Трекло», но, в конце концов, отказался от нее.
- Благодаря своей необычной внешности, Лотрек вскоре стал известен всему Монмартру. Он отличался обаянием и живым умом, делавшими его душой любой компании. Более того, уродливое тело не мешало художнику пользоваться расположением женщин, многие из которых находили Анри очень привлекательным.
- В круг его друзей входили не только писатели и художники; там находилось место и очень странным персонажам. К людям, потерпевшим жизненное крушение, Лотрек относился с особой симпатией, чувствую себя таким же изгоем, как и они. Близкую дружбу водил он и с многочисленными местными проститутками.
"Сидящая танцовщица
в розовом трико". 1890 г.
Дерево, масло.
Частная коллекция.
"Клоунесса Ша-Ю-Као". 1895 г.
Дерево, масло. 81х59,7 см.
Частная коллекция.
"Привязанность:
две подружки". 1895 г.
Картон, масло.
Частная коллекция.
"Отдыхающая обнаженная".
1897 г.
Масло на деревянной доске.
12х15 1/2 дюймов.
Фонд Барнса.
"Рыжеволосая женщина на коленях".
1897 г.
Художественный музей, Сан-Диего
- Один из друзей Тулуз-Лотрека вспоминал, что «он обладал даром притягивать к себе людей. Он никогда никого не обидел словом и никогда не выставлял напоказ свой ум». Правда, алкоголь, которым Лотрек злоупотреблял, сильно менял его — в состоянии опьянения он становился невыносимым. То, что он ни разу не попал под суд, можно назвать чудом.
- В зрелом возрасте рост Лотрека едва достигал 150 сантиметров, но, поскольку в те времена люди были в среднем на десяток сантиметров ниже наших современников, художника не считали карликом (с таким ростом тогда даже призывали служить в армию). Его голова была непропорционально большой, и создавалось впечатление, что тело взрослого мужчины поставлено на детские ноги. Странное впечатление производила и походка Лотрека, Денег Лотреку хватало, но он мечтал о художнической славе и пытался продавать свои работы. Одним из первых покупателей его картин был брат Ван Гога, Тео. Критики довольно благосклонно относились к его творчеству, но известность среди широкой публики принесла Лотреку не живопись, а его «сопутствующие» труды — декорации и костюмы к спектаклям, рекламные плакаты, обложки для нотных изданий и т. д. В 25-летнем возрасте он по-настоящему прославился в качестве автора афиши к выступлениям в «Мулен Руж» знаменитой Ла Гулю.
Популярность
"Флирт (Англичанин
господин Уорнер
в "Мулен-Руж").
1892 г.
Цветная литография.
Частная коллекция.
"Мулен Руж": Ла Гулю со своей сестрой".
1892 г. Цветная литография.
Частная коллекция
Афиша "Амбассадер.
Аристид Брюан". 1892 г.
Литография в 6 цветах. 150х100 см.
Частная коллекция.
- Это, вероятно, самый знаменитый плакат Тулуз-Лотрека. Несмотря на то, что это у художника всего лишь третья по счету работа такого рода, плакат выполнен настолько просто и вместе с тем монументально, что давно признан шедевром. Аристид Брюан (1851-1923) был одним из самых популярных в свое время певцов кабаре, чьей славе всегда сопутствовала атмосфера скандала (певец прилагал невероятные усилия, чтобы как можно сильнее "озадачить" и раззадорить публику). Брюан с большим уважением относился к живописи Лотрека. Впоследствии художник создал для певца еще три плаката. Был сделан набросок и для пятого, но эту работу Лотрек не довел до конца. Представленный плакат категорически не понравился хозяину кабаре "Амбассадер", где выступал Брюан. Хозяин назвал плакат "отвратительной пачкотней" и отказался вывешивать его. Однако сам Брюан с присущей ему самоуверенностью, столь точно изображенной Лотреком, заявил, что не будет петь до тех пор, пока плакат не займет своего места. В результате хозяину "Амбассадер" пришлось уступить.
1. Черты лица
Брюана написаны удивительно экономно
- рядом оливково-зеленых линий с подчеркиванием
черных бровей на плоском фоне.
2. Позади Брюана, справа, помещена мужская фигура, застывшая в дверном проеме
и сведенная к плоскому силуэту.
3. Складки ярко-красного шарфа обозначены всего лишь несколькими линиями темной туши.
4. Рука и трость выглядят
более объемными
однако и они
сильно стилизованы
Афиша "Мулен Руж:
Ла Гулю". 1891 г.
Литография в 4 цветах. 195х122 см.
Частная коллекция
Афиша "Диван Жапоне"
("Японский диван"). 1892-1893 гг.
75,5х59,5 см.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.
Афиша "Джейн Авриль". 1893 г.
130х95 см.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция
- Образ жизни художник вел очень рассеянный; это и стало причиной его ранней смерти. К своим 30 годам он был закон ченным алкоголиком и страдал от сифилиса. Друзья старались помочь ему. Несколько раз они устраивали Лотреку поездки в Лондон, но по возвращении он всякий раз принимался за старое. В начале 1899 года мать Анри наняла для него двоих мужчин-сиделок, а после очередного приступа белой горячки настояла на том, чтобы сын лег в психиатрическую лечебницу, расположенную неподалеку от Парижа. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года.
- Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье. Он продолжал писать, но работа шла вяло и медленно. Вскоре художник снова запил — да так, словно желал поскорее свести себя в могилу. Проведя зиму 1900—01 годов в Бордо, он в апреле 1901 года возвратился в Париж, и, возможно, предчувствуя, что этот год станет последним в его жизни, начал приводить в порядок свои дела, завершив ряд незаконченных картин и подписав те работы, которые считал достойными внимания. Один из его приятелей писал, что в Париж художник приехал «исхудавшим, слабым, с плохим аппетитом, но сохранившим разум и присутствие духа».
"Модистка". 1900 г.
Дерево, масло. 61х49,5 см.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.
15 июля Лотрек в
последний раз покинул Париж. В августе,
на атлантическом побережье, его настиг
инсульт, парализовавший половину тела.
Графиня Адель жила в то время в замке
неподалеку от Бордо,
и художник попросил
ее забрать его к себе. Там он
и скончался 9 сентября
1901 года, в возрасте 36 лет.
Полотно "Прачка",
написанное Тулуз-Лотреком в 1886-1887 годах,
продано на нью-йоркском аукционе Christie's
за 22,4 миллиона долларов. Это - рекорд для
картин художника. Импрессионисты на первом
из череды больших осенних торгов пользовались
спросом, всего было продано полотен и
скульптур на 160,9 миллиона долларов, сообщает
The New York Times. "Прачка" и еще 12 картин
и скульптур до аукциона находились в
частном собрании Бетт и Нисона Харрисов.
На продажу эти произведения были выставлены
наследниками владельцев.