31.12.1869 Ле Като, Нор
- 03.11.1954 Симье, близ Ниццы
Первые опыты в живописи
относятся к 1890; в 1892 Матисс учится
в Париже в Академии Жюлиана
у А. В. Бугро — мэтра салонного
искусства; в 1893-98 работает в мастерской
Г. Моро в Школе изящных искусств.
Мистик и символист Моро предрекал
начинающему художнику большую
будущность, особенно ценя его
новаторские приемы в сочетаниях
разных цветов. Матисс копирует
в Лувре произведения Шардена,
де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется
творчеством Гойи, Делакруа, Энгра,
Коро и Домье. Память о старых
мастерах и предшественниках
сохранится надолго. С 1896 Матисс
начинает выставляться в Салонах.
По совету К. Писсарро едет
в Лондон, чтобы познакомиться
с произведениями У. Тернера.
1901-04 — годы интенсивных
творческих поисков, начало усиленных
занятий скульптурой. Сам Матисс
считал впоследствии, что в
новой манере он начал работать
в 1898. Постепенно он освобождается
от «музейных» впечатлений, палитра
его светлеет; появляется техника
импрессионистического дробного
мазка. Знакомится с творчеством
А. Майоля, художниками группы
«Наби », увлекается искусством
П. Гогена (его посмертная выставка
состоялась в Париже в 1903),
П. Сезанна. Первая персональная
выставка состоялась в 1904 у
А. Воллара. Летом 1904 Матисс
вместе с художниками-неоимпрессионистами
П. Синьяком и Э. Кроссом
едет на юг Франции, в Сен-Тропез;
художник начинает использовать
технику дивизионизма — раздельных
точечных мазков. В 1905 выставляет
картину «Роскошь, покой и сладострастие»
(названием послужила строчка
из стихотворения Ш. Бодлера),
где декоративизм стиля модерн
сочетается с точечной (характерной
для пуантилизма) манерой письма.
В дальнейшем красочная точка
заметно увеличивается, цветовая
энергия ее возрастает, появляется
интерес к «экспрессии» (любимое
слово Матисса), красочным ореолам
вокруг формы, цветному рисунку
внутри живописной композиции,
к плоскостности и взаимодействию
больших колористических масс.
В знаменитом парижском
осеннем Салоне 1905, вместе со своими
новыми друзьями он выставляет
ряд работ, и среди них «Женщину
в зеленой шляпе». Произведения
эти, произведшие скандальный фурор,
положили начало фовизму. В это
время Матисс открывает для
себя скульптуру народов Африки,
начинает ее коллекционировать,
интересуется классической японской
ксилографией и арабским декоративным
искусством. К 1906 завершает работу
над композицией «Радость жизни»,
сюжет которой навеян поэмой
«Послеобеденный отдых фавна»
С. Малларме: в сюжете сочетаются
мотивы пасторали и вакханалии.
Появляются первые литографии, гравюры
на дереве, керамика; продолжает
совершенствоваться рисунок, выполненный
преимущественно пером, карандашом
и углем. В графике Матисса
арабеск сочетается с тонкой
передачей чувственного обаяния
натуры.
В 1907 Матисс путешествует
по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция,
Сиена). В «Заметках живописца» (1908)
он формулирует свои художественные
принципы, говорит о необходимости
«эмоций за счет простых средств».
В его мастерской появляются
ученики из разных стран. В 1908
С. И. Щукин заказывает художнику
три декоративных панно для
собственного дома в Москве. В
панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен
экстатический танец, навеянный
впечатлениями от русских сезонов
С. Дягилева, выступлений Айседоры
Дункан и греческой вазовой
живописи. В «Музыке» Матисс представляет
изолированные фигуры, поющие и
играющие на различных инструментах.
Третье панно — «Купание, или
медитация» — осталось лишь
в набросках. Выставленные в парижском
Салоне перед отправкой их
в Россию, композиции Матисса
вызвали скандал эпатирующей
обнаженностью персонажей и неожиданностью
трактовки образов. В связи с
установкой панно Матисс посетил
Москву, дал несколько интервью
для газет и высказал восхищение
древнерусской живописью. В картине
«Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных
искусств, Москва), используя приемы
эллипсообразной и обратной перспектив,
перекличку тонов и контраст
зеленого и красного, Матисс создает
эффект кружения рыбок в стеклянном
сосуде. В зимние месяцы с 1911 по
1913 художник посещает Танжер (Марокко),
создает марокканский триптих
«Вид из окна в Танжере», «Зора
на террасе» и «Вход в казба»
(1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
Мастерски переданы эффекты голубых
теней и ослепляющих лучей
солнца.
После Первой мировой
войны Матисс преимущественно
живет в Ницце. В 1920 исполняет
эскизы декораций и костюмов
для балета И. Стравинского «Соловей»
(хореография Л. Мясина, постановка
С. Дягилева). Под влиянием живописи
О. Ренуара, с которым Матисс знакомится
в Ницце, он увлекается изображением
натурщиц в легких одеяниях (цикл
«одалисок»); интересуется мастерами
рококо. В 1930 едет на Таити, работает
над двумя вариантами декоративных
панно для фонда Барнеса в
Мерионе (Филадельфия), которые должны
были быть помещены над высокими
окнами главного выставочного
зала. Тема панно — танец. Восемь
фигур представлены на фоне, состоящем
из розовых и синих полос, сами
фигуры серовато-розового тона. Композиционное
решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов
Матисс начал использовать технику
вырезок из цветной бумаги («декупаж»),
которой широко пользовался в
дальнейшем (например, в серии «Джаз»,
1944-47, воспроизведенной впоследствии
в литографиях). Перед Второй мировой
войной Матисс иллюстрирует книги,
выпускаемые малыми тиражами (гравюра
или литография). Для дягилевских
постановок делает эскизы декораций
балета «Красное и черное»
на музыку Д. Шостаковича. Много
и плодотворно работает с пластикой,
продолжая традиции А. Бари, О. Родена,
Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его
живописи заметно упрощается; рисунок
как основа композиции выявляется
все определеннее («Румынская блуза»,
1940, Центр современного искусства
им. Ж. Помпиду, Париж).
В 1948-53 по заказу доминиканского
ордена работает над сооружением
и декорацией «Капеллы четок»
в Вансе. Над керамической крышей,
изображающей небо с облаками,
парит ажурный крест; над входом
в капеллу — керамическое панно
с изображением св. Доминика и
Девы Марии. Другие панно, исполненные
по эскизам мастера, помещены
в интерьере; художник крайне
скуп на детали, беспокойные черные
линии драматично повествуют
о Страшном Суде (западная стена
капеллы); рядом с алтарем изображение
самого Доминика. Эта последняя
работа Матисса, которой он придавал
большое значение, — синтез многих
предшествующих его исканий.
Матисс работал в разных
жанрах и видах искусства и
использовал разнообразные техники.
В пластике, как и в графике,
он предпочитал работать сериями
(например, четыре варианта рельефа
«Стоящая спиной к зрителю», 1930-40,
Центр современного искусства
им. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса
— это мир танцев и пасторалей,
музыки и музыкальных инструментов,
красивых ваз, сочных плодов и
оранжерейных растений, разнообразных
сосудов, ковров и пестрых тканей,
бронзовых статуэток и бесконечных
видов из окна (любимый мотив
художника). Стиль его отличается
гибкостью линий, то прерывистых,
то округлых, передающих разнообразные
силуэты и очертания («Темы и
вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих
его строго продуманные, большей
частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных
средств, колористических гармоний,
сочетающих то яркие контрастные
созвучия, то равновесие локальных
больших пятен и масс цвета,
служат главной цели художника
— передать наслаждение от
чувственной красоты внешних
форм.
Обеденный стол-1897
Голубой горшок и лимон-1897
Ваза с подсолнухами - 1898
Фрукты и кофейник - 1899
Посуда на столе - 1900
Мужчина-модель 1900
Люксембургский сад-1901
Роскошь, покой и наслаждение
- 1904
Портрет Андре Дерена -
1905
Счастье существования - 1905
Мадам Матисс - 1905
Цыганка 1906
Лежащая обнажённая - 1906
Музыка (эскиз) - 1907
Женщина в белом, стоящая
у зеркала – 1918-1919.
Джас, лошадь, наездница, клоун
- 1947