Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 12:47, реферат
Профессия дизайнера очень тесно связана с использованием и соблюдением авторского права. Поэтому я решила изучить этот вопрос по подробнее и ознакомиться с понятием авторских прав со всеми его аспектами, подводными камнями и возможностью защиты своего творчества.
1. История возникновения авторского права …………………………3
2.Понятие авторского права……………………………………….......4
3.Распространенные заблуждения связанные с законом об
авторском праве………………………………………………………..6
4.Ответственность за нарушение авторского права…………………10
Заключение………………………………………………………………11
Профессия дизайнера очень тесно связана с использованием и соблюдением авторского права. Поэтому я решила изучить этот вопрос по подробнее и ознакомиться с понятием авторских прав со всеми его аспектами, подводными камнями и возможностью защиты своего творчества.
1. История возникновения авторского права
Первые идеи об авторском праве появились уже тогда, когда оформилось в самостоятельную деятельность само духовное творчество. Например, заимствование чужого произведения, а так же его искажение осуждались еще во времена античности. В древней Греции существовало положение, по которому рукописи получивших признание трагедии должны были храниться в официальном архиве, чтобы можно было проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес. Следующим шагом к возникновению авторского права, является возникновение книгопечатания в Европе.
Иоханн Генсафлейш по прозванию Гуттенберг в 1440 г. выпустил первую, не сохранившуюся до нашего времени, печатную книгу. Изобретение Гуттенберга привело к тому, что процесс изготовления копий произведений значительно упростился, цена на книги понизилась и они стали более доступными - теперь рукопись могла быть напечатана большим тиражом и распространена среди широкой аудитории. Тем самым, результаты творческого труда авторов стали полноценным товаром и могли приносить стабильный доход. И первыми, кто поставил вопрос о необходимости особой охраны для произведений, стали издатели. Издатели, которые несли значительные расходы на приобретение типографского оборудования, покупку рукописи автора, изготовление тиража не были защищены от конкурентов, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги и могли предлагать их по более низкой цене. За защитой своих интересов первоиздатели вынуждены были обращаться к власти - королевской, церковной, муниципальной с просьбой о защите их права на издание той или иной книги. И власти, как светские, так и церковные, выдавали обращавшимся к ним первоиздателям охранные грамоты, которые получили название "привилегий". Со временем количество индивидуальных привилегий стало заметно увеличиваться. Поэтому отдельные государства стали практиковать выдачу вместо индивидуальных привилегий одной общей привилегии, которой могло пользоваться любое заинтересованное лицо при выполнении предусмотренных в этой привилегии условий. Кроме того, к концу XVII века система привилегий, как монопольных прав, предоставляемых королевской властью, все более и более подвергались критике, и все громче звучали требования авторов признавать их права. Первый шаг от системы привилегий в направлении авторского права был сделан в Англии. 11 января 1709 г. в Палате общин был заслушан проект закона "О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне". 10 апреля 1710 г. проект получил силу закона, известного более под названием Статута королевы Анны. В соответствии со Статутом автор получал исключительное право на издание своего произведения в течение 14 лет, которое могло быть уступлено на этот срок издателю.
Как и в других странах в России в этот период появления и развития книгопечатанья авторское право защищало прежде всего издателей и лишь к середине VII-го века стало связываться с личностью автора.
Первым российским законодательным актом, регламентирующим вопросы авторского права, стал "Цензурный устав" от 22 апреля 1828 г., который содержал специальную главу "О сочинителях и издателях книг". В соответствии с этим Законом сочинитель или переводчик книги имели "исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным". В 70-е годы Х1Х-го века в России началось формирование системы авторских обществ. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, которые по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. "Собрание русских драматических писателей". 21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено "Общество русских драматических писателей", ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. Председателем Общества был избран А.Н. Островский. В момент основания в Общество входил 81 член, в т.ч. такие известные писатели, как А.К. Толстой. И.С. Тургенев, Г.П. Данилевский, Н.С. Лесков.
30-е годы ХХ-го века в СССР были образованы творческие союзы, которые учредили свои управления по охране авторских прав, каждое из которых занималось только своей сферой авторского права. После вступления СССР во Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), учредителями которого стали все творческие союзы и ряд организаций-пользователей произведений авторов.
2.Понятие авторского права
В современном мире произведения интеллектуального труда в частности дизайн, защищаются законом об авторском праве, в России до первого января 2008 года действовал «Закон об авторском праве и смежных правах» теперь же действует ГКРФ ч.4
Раздел VII Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Согласно статье 1255 этого закона:
1.
Интеллектуальные права на
2.
Автору произведения
1)
исключительное право на
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5)
право на обнародование
Действие исключительного права
1.
Исключительное право на
1)
на произведения, обнародованные
на территории Российской
2)
на произведения, обнародованные
за пределами территории
3)
на произведения, обнародованные
за пределами территории
2.
Произведение также считается
впервые обнародованным путем
опубликования в Российской
3.
При предоставлении на
4.
Предоставление на территории
Российской Федерации охраны
произведениям в соответствии
с международными договорами
Российской Федерации
При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
А так же к объектам авторских прав относятся:
1)
производные произведения, то есть
произведения, представляющие собой
переработку другого
2)
составные произведения, то есть
произведения, представляющие собой
по подбору или расположению
материалов результат
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Не являются объектами авторских прав:
1)
официальные документы
2)
государственные символы и
3)
произведения народного
4)
сообщения о событиях и фактах,
имеющие исключительно
Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.
Сейчас очень распространено заблуждение, что если нет уведомления об авторском праве, значит произведение не защищено. Так было раньше в странах с англосаксонской системой права, однако сегодня подавляющее большинство государств, присоединились к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. - наиважнейшему многостороннему международному договору, регулирующему вопросы авторского права. Например, в США все оригинальные произведения, созданные творческим трудом автора после 1 апреля 1989 г., охраняются авторским правом вне зависимости от наличия уведомления об авторском праве. В России же, в соответствии с вышеупомянутым законом, авторские права распространяются, как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.