Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:49, реферат
Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. До 1950–х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца. В 1950–х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.
Танцоры современного джаза
Джазовый танец представляет собой классификацию,
включающую в себя широкий диапазон танцевальных
стилей. До 1950–х годов джазовый танец
относился к танцевальным стилям, которые
произошли из aфро-американского коренного
танца. В 1950–х появился новый жанр джазового
танца — современный джазовый танец или
джаз-модерн, корни которого шли из традиционного
Карибского танца. В каждом отдельном
стиле джазового танца можно проследить
корни одного из этих различных истоков.
Традиционный
До середины 1950–х годов джазовый танец
относился к танцевальным стилям, которые
произошли из Афро-американского коренного
танца конца 19 века — середины 20 века.
Джазовый танец часто относили к чечетке,
потому что чечетка под джазовую музыку
была одним из господствующих танцев той
эпохи. Развиваясь со временем джазовый
танец, породил разнообразие социальных
и концертных танцевальных стилей. Позднее,
в течение века джаза популярные формы
джаза включали в себя the Cakewalk, Black Bottom,
Charleston, Jitterbug, Буги-Вуги, Линди хоп. Сегодня
многие из этих танцевальных стилей все
еще популярны и продолжают практиковаться
учениками и педагогами.
Современный
После 1950-х, такие основатели как Кэтрин
Данэм Katherine Dunham взяв сущность традиционного
Карибского танца, превратили его в театральное
искусство. С растущим господством других
форм развлекательной музыки джазовый
танец эволюционировал на Бродвее Broadway
в новый пластичный стиль который преподается
сегодня и известен как джаз-модерн, тогда
как чечетка отделилась и пошла своим
путем развития. В большой мере театральный
стиль джазового танца был популяризирован
работах Боба Фосса Bob Fosse что можно видеть
на примере таких Бродвейских шоу как
«Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и
«Пижамная игра». Джаз-модерн продолжает
оставаться существенным элементом в
музыкальных театрах и его часто можно
увидеть в музыкальных клипах и на танцевальных
соревнованиях.
Анализируя любую систему
танца (классический, народный, историко-бытовой,
бальный танец), можно четко выделить определенный
набор движений, которые свойственны только
этой системе танца. Особенно четко это
можно проследить в классическом балете,
где существует веками отшлифованный,
четко зафиксированный язык движений.
Когда же речь заходит о современном танце,
то зачастую анализ языка движений заменяется
рассуждениями о современности темы произведения,
современности звучания музыки, современности
героев произведения. |
03.03.13 |
|||||
Соединенные Штаты Америки
привнесли в мировую | ||||||
Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Это такие танцевальные направления, как «кантри дэнс» - сельские танцы, и бальные танцы. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т. е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения; этнические, религиозные, эстетические, геополитические. |
03.03.13 |
|||||
В конце XVIII века в крупных
городах либерального Севера возникли
музыкальные шоу для белой
публики, в которых белые исполнители,
надев маски негров и их костюмы,
имитировали африканские песни и танцы.
Конечно, они не были идентичны оригиналу,
однако экзотичность и гротескность подобных
зрелищ была хорошей приманкой для публики.
Черных актеров стали допускать на сцену
только после окончания в 1865 году Гражданской
войны в США. Однако они должны были показывать
себя только в отрицательно-ироническом
стиле, поэтому в основном получили развитие
такие жанры сценического искусства, как
скетч, водевиль и комедия. Именно в этих
жанрах стал развиваться джазовый танец
как танец театральный, составляющий единое
целое с пением и музыкой. Этот путь развития
привел в XX веке к появлению такого типично
американского жанра, как мюзикл. |
||||||
В промежутке между 1890 и 1916 годами
происходит настоящий взрыв популярности
«черных» танцев и в области бытового
танца. Их танцует весь Новый и
Старый Свет. "Чарльстон", "Блэк
Боттон", "Ту стэп", "Биг Аппл",
"Чикен стретч". К этому же времени
относится появление слова «джаз» и «джазовый
танец». В качестве существительного оно
переводится как «сила, порывистость,
экстаз». А в качестве глагола – «возбуждать,
активизировать, восхищать». 1917-1930 годы
- вершина развития джазового танца. «Черный»
танец и музыка становились неотъемлемой
частью музыкальных спектаклей на Бродвее
и в Гарлеме. |
||||||
К концу 60-х годов джаз-танец
прочно занял свое место в ряду
направлений современной |
Танец Джаз-Модерн
– энергичный и выразительный танец, образный
танец, который взял все самое лучшее с
джазовой хореографии и модерна, к тому
же он заметно улучшает координацию движений.
Балет и танцы самых разных направлений
смешались, и в результате родилось совершенно
новое танцевальное направление, которое
получило название «джаз». Считается,
что джаз-танец создали африканцы и афроамериканцы,
а в основе техники лежит негритянский
фольклор, смешанный с танцами других
эмигрантов, проживающих на территории
США. Основные принципы джаз-танца подобны
принципам джаза в музыке. Это, возможно,
и стало причиной единого названия. Основные
принципы – импровизация, полиритмия,
полицентрия (последние два сродни музыкальной
полифонии). В модерне имеет значение внутреннее
наполнение движения, четкость линий,умение
работать с дыханием.
Техника джаз-модерна широко используется
практически во всех современных танцах.
Большинство западных звёзд поп-культуры
изучают джаз-модерн как основу хореографии
и широко используют в постановках своих
шоу и клипов.
|
||||
Кстати, у джаз-танца есть
несколько характерных особенностей.
Во-первых, ритм – согласование движений
с ритмом музыки; во-вторых, синкопирование
– ритм между сильными долями музыки (это
очень важный навык в джазовом танце; отрабатывая
синкопирование, вы научитесь слышать
ритм той музыки, под которую танцуете);
в-третьих, в бродвейском джазе часто используются
движения бедер и таза, что придает танцу
особую выразительность; в-четвертых,
изолированные движения – подвижность
только одной части тела, в то время как
все тело остается неподвижным или двигается
в противоположном направлении (как и
вращения бедрами; изолированные движения
подчеркивают ритм музыки – создается
впечатление, будто музыка проходит сквозь
тело танцора). |
||||
Энергетика двух стилей –
джаза и модерна - слилась воедино
и наделила джаз-модерн характерными
чертами обоих танцевальных жанров. |
||||
А модерн – этот авангард
балетного танцевального |
||||
Многообразие выразительных
элементов танца джаз-модерн делает
его значительно более |
||||
Джаз-модерн – это высокие
телесные нагрузки, напряженная мыслительная
работа и необузданный полет фантазии,
которые, сочетаясь в полных смысла,
сверхэкспрессивных, зачастую ломаных
и аритмичных движениях, утверждают Вашу
сопричастность одному из самых требовательных
танцев в мире. Радость, которую испытывают
ученики джаз-модерна, сравнима с радостью
от покорения вершин. |
||||
История танца модерн |
||||
Идеи танец модерн предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Ф. Дельсарт, утверждавший, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Его идеи получили распространение в начале 20 в. после того, как были художественно реализованы двумя американскими танцовщицами, гастролировавшими в Европе. Л. Фуллер выступала в 1892 в Париже. Её танец «Серпантин» строился на эффектном сочетании свободных телодвижений, стихийно порождаемых музыкой, и костюма — огромных развевающихся покрывал, освещённых разноцветными прожекторами. Однако основоположницей нового направления в хореографии стала Айседора Дункан. Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства стремившихся освободиться от академических догм. Источником вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Оно обращалось к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой такого же характера |
Техника не была сложной, но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием. Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Импровизационность, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн. В России одними из первых ее последователей были студии свободного или пластичного танца и музыкального движения. Другим источником, существенно воздействовавшим на его формирование, была система Э. Жака-Далькроза — эуритмика. Ритмопластический танец, развившийся на её основе, был во многом противоположен дунканизму.
Жак-Далькроз исходил из аналитичного, внеэмоционального воплощения исполнителями музыки; танец не был произвольной трактовкой её тематической программы, разные части тела создавали как бы пластический контрапункт, в котором движения танцовщиков соответствовали отдельным голосам музыки. Но даже в своих первых крупных постановках в Хеллерау «Эхо и Нарцисс» на собственную музыку, 1912; "Орфей" на муз. (Глюка, 1913) Далькроз воплотил не только структуру музыкального произведения, но передал их эмоциональное содержание, что потребовало уже чисто пластической выразительности жеста и позы. Против такого безраздельного господства музыки над танцем выступил австрийский хореограф Р. Лабан, ставший ведущим теоретиком танца модерн. Для обоснования своих взглядов он обратился к философско-эстетические учениям древней Индии, пифагорейцев и неоплатоников. В теоретическом труде «Кинетография» (1928) Лабан изложил универсальную концепцию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластико-динамических характеристик движений независимо от того, к какой национальности, стилевой и жанровой категории они принадлежат. Не менее существенной для формирования эстетики танца модерн была мысль Лабана о том, что художественно осмысленное движение должно быть выражением внутренней жизни его творца, а не содержания музыки |
||||
Творчество ученика и сотрудника Лабана Курта Йосса было направлено на создание нового танцевального театра. Йосс использовал сценографию, музыку, хоровую декламацию, возрождал традиции мистериального и культового театров. Однако все эти приёмы рассматривались как служебные, возбуждающие «энергию движения тела». Танцевальная пластика для представителей «выразительного танца», как себя стали называть последователи Лабана, оставалась главным и часто единственным, средством создания художеств, образа. Один из первых хореографов танца модерн — Йосс осознал необходимость синтеза выразительности, танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы. Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам; например, «Зелёный стол» (1932) — первый балет с ярко выраженной политическим и антимилитаристской направленностью. Расширению круга тем и образов хореографии содействовала и немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман (ученица Лабана). Её искания шли в русле экспрессионизма. Она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми |
||||
Уродливое и страшное Вигман считала также достойным воплощения в танце. Её сольные и групповые постановки («Жалоба», циклы — «Жертва», «Танцы матери» и «Семь танцев о жизни») отличались крайней напряжённостью и динамизмом форм. Вигман привлекали темы одержимости, страсти, страха, отчаяния, смерти. В искусстве Вигман отсутствовал пафос протеста, оно выражало образы-символы общечеловеческих эмоций. Идеи Вигман оказали глубокое воздействие на развитие танца модерн. Её ученица X. Хольм распространила идеи Вигман в США. Г. Палукка, другая ученица Вигман, обращалась не только к мрачному и трагическому. Юмористичные, просветлённые, лирические темы и образы также находили выражение в её творчестве. Музыка, от которой Вигман часто отказывалась, в искусстве Палукки снова обрела должное значение: танцевально-пластическое воплощение получили произведения Б. Бартока, Р. Штрауса, И. Брамса, Г.Ф. Генделя. Палукка внесла в танец модерн технику высоких прыжков и разработала свою методику преподавания. У Вигман также учились известные представители танца модерн — И. Георги, X. Кройцберг, М. Терпис, В. Скоронель, Г. Лейстиков. |
||||
Индивидуальный стиль этих хореографов, равно как и других мастеров танца, модерн (сестёр Визенталь, А. Сахарова и К. Дерп, Г. Боденвизер, Л. Глосар, Сент-Махезы, работавших в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции и Швейцарии), складывался под воздействием основных школ немецкого танца модерн и разнообразных художеств, течений европейского искусства первой трети 20 в. Характерны две ведущие тенденции развития. Представители одной, следуя эстетическим концепциям экспрессионизма, видели в выражении субъективных переживаний хореографа основополагающий принцип творчества. Резкость изломанных линий, нарочитая огрублённость форм, стремление вскрыть бессознательные мотивы поступков человека, «показать истинную сущность его души» — всё это составляло основу их хореографии. Крайнее выражение эти идеи получили в т. н. абсолютном танце, исключавшем из хореографии не только любые внетанцевальные элементы, но и фиксированную композицию. Представители этого направления утверждали, что и в групповых постановках возможна полная свобода формотворчества, позволяющая каждому исполнителю в зависимости от его индивидуальности развивать самостоятельный, пластический мотив. Второе направление сложилось под влиянием конструктивизма и абстракционизма |
||||
В искусстве его представителей форма приобретала значение не только средства выражения, но становилась непосредственным содержанием танцевального образа. О. Шлеммер (сотрудник нем. школы строительства и конструирования «Баухауз») рассматривал танец как точно рассчитанную конструкцию. Тело исполнителя в его «танцевальной математике» (так Шлеммер называл свою хореографию) служило лишь способом выявления «чисто кинетических формул», подчинённых тем же числовым закономерностям, что и движения механизмов. Другое проявление конструктивизма в танце модерн — т. н. «танцы машин» — массовые ритмопластические композиции, имитировавшие работу различных механизмов, в основе которых были движения танцовщиков, близкие гимнастическим, намеренно лишённые эмоциональной окраски (В. Скоронель в Германии и Н.М. Форрегер в СССР). Виднейшие мастера немецкого танца модерн были связаны с левым политическим движением. |
||||
Труппы танца модерн имеются в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. Большое распространение танца модерн получил на Кубе, где же сложилась своя школа. Первые труппы были организованы в начале 60-х гг. Р. Геррой и Альберто Алонсо. Продолжая развивать традиции американского и мексиканского танца модерн, кубинские хореографы проявляют особый интерес к негритянском фольклору, причём не только в его латиноамериканских формах, но и в африканских. И Европе существует несколько крупных учебных центров танца модерн — «Палукка-шуле» (ГДР) и «Фолькванг-шуле» (ФРГ) и др. Широкое распространение танца модерн получил и в других страна. Танцевальный ансамбль И. Крамера (Швеция), Нидерландский танцевальный театр, Печский балет (Венгрия). «Батшева» и «Инбал» (Израиль), Танцевальная труппа культурного центра искусств (руководитель А. Рейес, Филиппины) и другие. Стиль этих коллективов определяется принадлежностью их руководителей к американским или немецким школам танцам модерна, а также степенью использования национального фольклора и не балетной пантомимы, владением техникой классического танца. |
||||
Танец модерн оказал влияние и на классический танец. Ни один из крупнейших балетмейстеров 20 в. начиная с А.А. Горского, М.М. Фокина и В.Ф. Нижинского и кончая Дж. Баланчиным и Ю.Н. Григоровичем, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении. Однако элементы танца модерн претворялись ими на основе иных идейно-хореографической концепций. С середины 50-х гг. стремление к синтезированным поискам некоего нового языка современного танца становится заметной тенденцией зарубежной хореографии. Многих произведениях хореографов танца модерн и балетмейстеров классической школы (М. Бежар, Р. Пти, Ж. Шарра, Альберто Алонсо. X. Лефебр, А. Де Милль, Дж. Роббинс, Р. Джофри, Дж. Арпино, Г. Тетли, М. Рамбер, А. Тюдор, Дж. Кранко, Дж. Макмиллан. И. Экк, Т. Гзовская, Т. Шиллинг, К.Я. Голейзовский, М. Мурдмаа и др.) трудно причислить к тому или иному направлению. |
||||
Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними традициями классического танца. В 1967 г. в Лондоне был организован крупнейший в регионе центр по изучению танца модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под рук. Р. Коэна). В 1972 г. Ж. Руссильо создал труппу Балетный театр Жозефа Руссильо во Франции. Старейшие балетные труппы этих стран — «Балле Рамбер» и парижская Опера также включают в репертуар постановки танца модерн (с 1974 при парижской Опере работает экспериментальная группа — Театр исканий (рук. К. Карлсон). На гастроли в СССР приезжали: Балет города Печ, труппы Эйли, Лимона, Кубинский ансамбль современного танца, Танцевальный ансамбль Крамера, Театр танца культурного центра Филиппин, Ансамбль танца под руководством П. Тейлора. Балетный театр Жозефа Руссильо и другие. Самобытно интерпретировали танец модерн современные хореографы—Л.В. Якобсон (хореографические миниатюры по скульптурам Родена). О.М. Виноградов («Ярославна» Тищенко), Н.Н. Боярчиков («Орфей и Эвридика» на муз. Журбина) и другие. |