Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:18, контрольная работа
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Введение
Глава 1. Барокко в России
Глава 2. Бартоломео Франческо Растрелли
Заключение
Использованная литература
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет начального и среднего профессионального образования
Контрольная работа
По дисциплине: «Искусство»
На тему: «Барочные ансамбли Петербурга (Ф. Б. Растрелли)»
Работу выполнила студентка очного отделения
Группа: №1109
Сибгатуллина Айя Всеволодовна
Работу проверила:
Яковлева Татьяна Эдуардовна
Казань, 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Барокко в России
Глава 2. Бартоломео Франческо Растрелли
Заключение
Использованная литература
Введение
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный»,
«склонный к излишествам») существуют
и другие предположения о происхождении
этого слова) — характеристика европейской
культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII
веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции
Где зародилось барокко? Стиль барокко XVI-XVIII вв. зародился в Риме и вырос на формах Классицизма эпохи Возрождения. Его наиболее яркие образцы архитектуры созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, испанских и португальских колониях в Латинской Америке (в этих странах большую власть имела католическая церковь). Пышное барокко было призвано прославлять абсолютную власть монарха и возвеличивать церковь.
Особенностями барокко можно назвать динамичность, изогнутость линий, тяжеловесность форм, стремление к максимальной выразительности, преобладание вертикали над горизонталью, декоративную пышностью и резко усложненный декор. Архитектура барокко демонстрировала богатство и престиж владельца. В дизайне интерьера барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху.
Глава 1. Барокко в России
Барокко в России развивалось
особым путем. Оно было связано с
традициями русского зодчества XVII столетия
и в петровское время обогатилось
в результате воздействия со стороны
западноевропейского
Русское барокко зрелого
периода несет на себе печать подлинного
национального стиля. Решение планов
и объемных композиций зданий отличается
большой простотой и
В отличие от западноевропейской
архитектуры, фасады монументальных сооружений
облицовывались не камнем, а штукатуркой
с гипсовыми деталями, что содействовало
усилению пластического начала, а
также позволяло применять
В российской архитектуре при императрицах Анне (1730-1740) и Елизавете (1741-1762) доминирует Растрелли. Он перестраивает Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское Село. Но самым выдающимся его творением считается Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Созданный по распоряжению архитектора макет свидетельствует о его честолюбивых устремлениях, но первоначальный проект не был доведен до конца: громадная пирамидальная колокольня так и не появилась на свет.
Зарождение барокко в России
В России барокко появляется еще в XVII веке «нарышкинское барокко» «Петербургские Архитектурные стили». в Москве. Ранняя стадия русского барокко длилась до 1740-ых годов и сменилась затем эпохой центрального барокко.
Петровское барокко «
Сооружения Петербурга начала XVIII столетия характеризовались простотой планов и объемного формообразования. Здания почти всегда имели прямоугольные очертания и анфиладную систему расположения помещений, они строились в два или три этажа. В петровское время первостепенное внимание уделялось строительству не дворцовых, а общественных, Дворцовые здания имели весьма ограниченные размеры. Недостаток материалов и необходимость вести строительство быстрыми темпами, а также нехватка мастеров и рабочих ограничивали практические возможности. Снаружи кирпичные сооружения покрывались штукатуркой, пластические детали выполнялись из гипса. Фасады окрашивались в два цвета -- основное поле покрывалось обычно охрой, красно-брусничным или голубым тоном. На этом интенсивном цветном фоне, традиционном для русского зодчества, выступали белые лопатки -- пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста. Ордерные элементы чаще объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом, крыши делались высокими.
Исследование зданий эпохи Петровского барокко Храмы России.
Ярким памятником Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий «Петербургские Архитектурные стили». -- первое каменное правительственное сооружение в новой столице (архитектор Д. Трезини). Трехэтажное, большой протяженности здание членится, в связи со своим назначением, на двенадцать равных элементов, каждый из которых выделен особым ризалитом, увенчанным волютообразным фронтоном сложных очертаний и своей особой, с переломом, крышей. На первом этаже планировалось разместить торговые лавки, поэтому Д.Трезини решил оформить его в виде аркады - целого ряда арочных проёмов. Фасады плоскостны. Внутри поэтажно проходят длинные коридоры, к которым примыкают помещения одинаковой глубины.
Здание Кунсткамеры «
Сравнение двух примеров Петровского барокко
· В обоих зданиях присутствует белый цвет, цвет - который используется для украшений, пилястр, полуколонн.
· В обоих зданиях одинаково оформлена крыша,
· Оба здания трёхэтажные, окна - полуциркульные с мелкой растекловкой.
· В здании Двеннадцати можно увидеть треугольные, лютообразные фронтоны, которых нет в Кунсткамере.
Елизаветинское барокко «
Живописная пластика и динамика архитектурных форм, огромное разнообразие декоративного убранства в сочетании с ясностью планировочных решений и с крупномасштабностью сооружений, вмещающих в себя огромные залы, анфилады парадных помещений, широкие лестницы - всё это отличало архитектуру императорских резиденций, дворцов, усадеб, церквей и соборов, построенных в эпоху Высшего (или Елизаветинского) барокко.
Глава 2.
Граф Бартоломе́о Франче́ско
Растре́лли (также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич
Растрелли; 1700, Париж — до 29 апреля1771) — русский архитект
Во времена Елизаветы
Петровны в русской архитектуре
расцвёл стиль барокко. Его главным
представителем был итальянец по
происхождению Франческо Бартоломео
Растрелли, получивший в России более
привычное для русского уха имя Варфоломей
Варфоломеевич. Вместе с отцом, скульптором
Бартоломео Карло Растрелли, он приехал
в Петербург в 1716 г. и состоял на службе
у русских монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие
его проекты осуществлены в царствование
Елизаветы. Для неё в 1741—1744 гг. Растрелли
построил в Санкт-Петербурге, у слияния
рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (не
сохранился).
В 1754—1762 гг. Растрелли возвёл новый Зимний
дворец примерно на том же месте, где стоял
Зимний дворец Петра I. Вот что писал об
этом сам архитектор: "Я построил в камне
большой Зимний дворец, который образует
длинный прямоугольник о четырёх фасадах...
Это здание состоит из трёх этажей, кроме
погребов. Внутри... имеется посредине
большой двор, который служит главным
входом для императрицы... Кроме... главного
двора имеется два других меньших... Число
всех комнат в
этом дворце превосходит четыреста шестьдесят...
Кроме того, имеется большая церковь с
куполом и алтарём... В углу... дворца, со
стороны Большой площади, построен театр
с четырьмя ярусами лож...".
Зимний дворец представлял собой целый
город, не покидая которого можно было
и молиться, и смотреть театральные представления,
и принимать иностранных послов. Это величественное,
роскошное здание символизировало славу
и могущество империи. Его фасады украшены
колоннами, которые то теснятся, образуя
пучки, то более равномерно распределяются
между оконными и дверными проёмами. Колонны
объединяют второй и третий этажи и зрительно
делят фасад на два яруса:
нижний, более приземистый, и верхний,
более легкий и парадный. На крыше располагаются
декоративные вазы и статуи, продолжающие
вертикали колонн на фоне неба.
Растрелли работал и в окрестностях Петербурга.
Им был построен и расширен Большой дворец
в Петергофе (1747 — 1752 гг.), а также Екатерининский
(Большой) дворец в Царском Селе (1752—1757
гг.) — загородной резиденции Елизаветы.
Оба фасада этого дворца (один обращен
к регулярному парку, а другой — к обширному
двору) щедро украшены объёмными архитектурными
и скульптурными деталями, которые зрительно
уменьшают горизонтальную протяженность,
здания длиной триста шесть метров. Особенно
наряден парковый фасад, где позолоченные
лепные фигуры атлантов поддерживают
парадный второй этаж. Сочетание ярких
цветов — голубого, белого, золотого —
дополняет общее праздничное впечатление
от фасада. Возможно, образцом для Растрелли
послужил королевский дворец в Версале:
у него также два протяжённых главных
фасада и система анфилады залов. Растрелли
соорудил в Царском Селе и несколько парковых
павильонов ("Грот", "Эрмитаж").
Великолепные церкви и соборы Растрелли
соединяют традиции древнерусской архитектуры
и европейского барокко. Центральная часть
ансамбля Смольного монастыря — грандиозный
собор Воскресения (1748—1757 гг.) играет важную
роль в облике Петербурга. Он виден издали
с обоих берегов Невы. Здание, подобно
древнерусским храмам, увенчано пятиглавием
с луковичными куполами.
Отзвуки русского зодчества заметны в
архитектуре каменных храмов Суздаля
и других городов, относящихся к первой
трети 18 века. Суздальские церкви (Вход
в Иерусалим, Петра и Павла, Ильи Пророка)
отличаются чрезвычайно лаконичной геометрически
строгой трактовкой основных объемов.
Внешний декор не богат. Главы, венчающие
церковные сооружения, даются здесь обычно
на тонких высоких шеях – барабанах. Колокольни
завершаются невысокими шпилями. Суздальские
зодчие, очевидно, знали об архитектурных
новшествах своего времени. Но применяя
шпиль для завершения звонниц, они заметно
расширяли его книзу.
Суздальские и другие храмы начала 18 века
подтверждают, что мотивы древнерусского
зодчества не отмерли в новое время сразу,
но продолжали существовать и развиваться,
приспосабливаясь к новым художественным
течениям. Таким сложным путем складывался
новый стиль в русской архитектуре первой
половины XVIII века — стиль барокко, имеющий
неповторимый национальный русский отпечаток.
Расправа Бирона с петровскими пенсионерами
тяжело отозвалась на дальнейшем развитии
национального русского искусства. Преемственная
связь между искусством Петровской эпохи
и творчеством русских художников последующего
времени чуть было не оборвалась. И все
же воспитанники Петра I заложили прочные
традиции в новом русском искусстве. И.
Мичурин и И. Коробов воспитали дарование
Д. Ухтомского, основавшего затем первую
архитектурную школу в Москве. Художник-портретист
А. Антропов, ученик А. Матвеева и М. Захарова,
осуществил преемственную связь между
живописцами времен Петра и портретистами
второй половины XVIII века.
Наиболее значительной художественной
организацией первой половины XVIII века
была петербургская Канцелярия от строений
— неофициальная Академия художеств той
эпохи, возникшая еще при Петре I. Через
эту организацию прошли почти все архитекторы,
живописцы, скульпторы и резчики, работавшие
в России. В «командах» Канцелярии работало
немало крепостных мастеров.
Заключение
Зимний дворец в Санкт-
С момента окончания
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.
Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей (филиал Русского музея)
Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Резиденция предназначалась
Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Использованная литература