Барочные ансамбли Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Барокко в России
Глава 2. Бартоломео Франческо Растрелли
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Барочные ансамбли Петербурга.docx

— 36.12 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет начального и среднего профессионального образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Искусство»

На тему: «Барочные ансамбли Петербурга (Ф. Б. Растрелли)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка  очного отделения

 

Группа: №1109

Сибгатуллина Айя Всеволодовна

 

Работу проверила:

Яковлева Татьяна Эдуардовна

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2013

 

Содержание

 

 

 

Введение

Глава 1. Барокко в России

Глава 2. Бартоломео Франческо Растрелли

Заключение

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Где зародилось барокко? Стиль  барокко XVI-XVIII вв. зародился в Риме и вырос на формах Классицизма эпохи Возрождения. Его наиболее яркие образцы архитектуры созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, испанских и португальских колониях в Латинской Америке (в этих странах большую власть имела католическая церковь). Пышное барокко было призвано прославлять абсолютную власть монарха и возвеличивать церковь.

Особенностями барокко  можно назвать динамичность, изогнутость  линий, тяжеловесность форм, стремление к максимальной выразительности, преобладание вертикали над горизонталью, декоративную пышностью и резко усложненный декор. Архитектура барокко демонстрировала богатство и престиж владельца. В дизайне интерьера барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху.

Глава 1. Барокко в России

Барокко в России развивалось  особым путем. Оно было связано с  традициями русского зодчества XVII столетия и в петровское время обогатилось  в результате воздействия со стороны  западноевропейского строительства. Расцвет стиля падает на 40—50-е  годы XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе отмечается уже угасание поздней стадии барокко, так называемого  стиля рококо, и отмечается переход  к классицизму. Стиль рококо по существу в русской архитектуре не нашел  применения.

Русское барокко зрелого  периода несет на себе печать подлинного национального стиля. Решение планов и объемных композиций зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних  объемов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным «слоем» построек. Эти  элементы включают преимущественно  архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.

В отличие от западноевропейской архитектуры, фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой  с гипсовыми деталями, что содействовало  усилению пластического начала, а  также позволяло применять окраску. Яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой  с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий — все это придавало  зданиям особый яркий, мажорный, оптимистический  колорит и характер, отвечавший традициям  русского национального зодчества.

В российской архитектуре  при императрицах Анне (1730-1740) и Елизавете (1741-1762) доминирует Растрелли. Он перестраивает  Зимний дворец, расширяет Петергоф и создает Царское Село. Но самым  выдающимся его творением считается  Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Созданный по распоряжению архитектора  макет свидетельствует о его  честолюбивых устремлениях, но первоначальный проект не был доведен до конца: громадная  пирамидальная колокольня так и  не появилась на свет.

Зарождение барокко  в России

В России барокко появляется еще в XVII веке «нарышкинское барокко» «Петербургские Архитектурные стили». в Москве. Ранняя стадия русского барокко длилась до 1740-ых годов и сменилась затем эпохой центрального барокко.

Петровское барокко «Петербургские Архитектурные стили».

Сооружения Петербурга начала XVIII столетия характеризовались простотой  планов и объемного формообразования. Здания почти всегда имели прямоугольные  очертания и анфиладную систему  расположения помещений, они строились  в два или три этажа. В петровское время первостепенное внимание уделялось  строительству не дворцовых, а общественных, Дворцовые здания имели весьма ограниченные размеры. Недостаток материалов и необходимость вести строительство быстрыми темпами, а также нехватка мастеров и рабочих ограничивали практические возможности. Снаружи кирпичные сооружения покрывались штукатуркой, пластические детали выполнялись из гипса. Фасады окрашивались в два цвета -- основное поле покрывалось обычно охрой, красно-брусничным или голубым тоном. На этом интенсивном цветном фоне, традиционном для русского зодчества, выступали белые лопатки -- пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста. Ордерные элементы чаще объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом, крыши делались высокими.

Исследование зданий эпохи  Петровского барокко Храмы России.

Ярким памятником Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий «Петербургские Архитектурные стили». -- первое каменное правительственное сооружение в новой столице (архитектор Д. Трезини). Трехэтажное, большой протяженности здание членится, в связи со своим назначением, на двенадцать равных элементов, каждый из которых выделен особым ризалитом, увенчанным волютообразным фронтоном сложных очертаний и своей особой, с переломом, крышей. На первом этаже планировалось разместить торговые лавки, поэтому Д.Трезини решил оформить его в виде аркады - целого ряда арочных проёмов. Фасады плоскостны. Внутри поэтажно проходят длинные коридоры, к которым примыкают помещения одинаковой глубины.

Здание Кунсткамеры «Петербургские Архитектурные стили».) - первое в России специально спроектированное и построенное музейное здание (Архитектор Г.И.Маттарнови) Планировка Кунсткамеры отличалась от архитектурных композиций дворцов. Два трёхэтажных боковых корпуса связывались между собой центральным объёмом, имеющим четырехъярусную башню. Центральная часть и две боковые выделены на фасаде рустованными раскреповками - небольшими вертикальными выступами стены, которые пресекают все элементы здания сверху донизу, от карниза до цоколя. Раскреповка как выразительное средство очень характерна для архитектуры барокко. Боковые части здания завершаются фигурными фронтонами, рисунок которых также характерен для этого времени. К признакам петровского барокко можно отнести высокую крышу с переломом и окна с декоративными завершениями на боковых фасадах и арочной формы на башне.

Сравнение двух примеров Петровского  барокко

· В обоих зданиях присутствует белый цвет, цвет - который используется для украшений, пилястр, полуколонн.

· В обоих зданиях одинаково оформлена крыша,

· Оба здания трёхэтажные, окна - полуциркульные с мелкой растекловкой.

· В здании Двеннадцати можно увидеть треугольные, лютообразные фронтоны, которых нет в Кунсткамере.

Елизаветинское барокко «Петербургские Архитектурные стили»

Живописная пластика и  динамика архитектурных форм, огромное разнообразие декоративного убранства  в сочетании с ясностью планировочных решений и с крупномасштабностью сооружений, вмещающих в себя огромные залы, анфилады парадных помещений, широкие лестницы - всё это отличало архитектуру императорских резиденций, дворцов, усадеб, церквей и соборов, построенных в эпоху Высшего (или Елизаветинского) барокко.

 

Глава 2.

Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700, Париж — до 29 апреля1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675-1744).

Во времена Елизаветы  Петровны в русской архитектуре  расцвёл стиль барокко. Его главным  представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. Вместе с отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли, он приехал в Петербург в 1716 г. и состоял на службе у русских монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование Елизаветы. Для неё в 1741—1744 гг. Растрелли построил в Санкт-Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (не сохранился). 
 
В 1754—1762 гг. Растрелли возвёл новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I. Вот что писал об этом сам архитектор: "Я построил в камне большой Зимний дворец, который образует длинный прямоугольник о четырёх фасадах... Это здание состоит из трёх этажей, кроме погребов. Внутри... имеется посредине большой двор, который служит главным входом для императрицы... Кроме... главного двора имеется два других меньших... Число всех комнат в 
 
этом дворце превосходит четыреста шестьдесят... Кроме того, имеется большая церковь с куполом и алтарём... В углу... дворца, со стороны Большой площади, построен театр с четырьмя ярусами лож...". 
 
Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: 
 
нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба. 
 
Растрелли работал и в окрестностях Петербурга. Им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе (1747 — 1752 гг.), а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (1752—1757 гг.) — загородной резиденции Елизаветы. Оба фасада этого дворца (один обращен к регулярному парку, а другой — к обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяженность, здания длиной триста шесть метров. Особенно наряден парковый фасад, где позолоченные лепные фигуры атлантов поддерживают парадный второй этаж. Сочетание ярких цветов — голубого, белого, золотого — дополняет общее праздничное впечатление от фасада. Возможно, образцом для Растрелли послужил королевский дворец в Версале: у него также два протяжённых главных фасада и система анфилады залов. Растрелли соорудил в Царском Селе и несколько парковых павильонов ("Грот", "Эрмитаж"). 
 
Великолепные церкви и соборы Растрелли соединяют традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко. Центральная часть ансамбля Смольного монастыря — грандиозный собор Воскресения (1748—1757 гг.) играет важную роль в облике Петербурга. Он виден издали с обоих берегов Невы. Здание, подобно древнерусским храмам, увенчано пятиглавием с луковичными куполами. 
 
Отзвуки русского зодчества заметны в архитектуре каменных храмов Суздаля и других городов, относящихся к первой трети 18 века. Суздальские церкви (Вход в Иерусалим, Петра и Павла, Ильи Пророка) отличаются чрезвычайно лаконичной геометрически строгой трактовкой основных объемов. Внешний декор не богат. Главы, венчающие церковные сооружения, даются здесь обычно на тонких высоких шеях – барабанах. Колокольни завершаются невысокими шпилями. Суздальские зодчие, очевидно, знали об архитектурных новшествах своего времени. Но применяя шпиль для завершения звонниц, они заметно расширяли его книзу. 
 
Суздальские и другие храмы начала 18 века подтверждают, что мотивы древнерусского зодчества не отмерли в новое время сразу, но продолжали существовать и развиваться, приспосабливаясь к новым художественным течениям. Таким сложным путем складывался новый стиль в русской архитектуре первой половины XVIII века — стиль барокко, имеющий неповторимый национальный русский отпечаток. 
Расправа Бирона с петровскими пенсионерами тяжело отозвалась на дальнейшем развитии национального русского искусства. Преемственная связь между искусством Петровской эпохи и творчеством русских художников последующего времени чуть было не оборвалась. И все же воспитанники Петра I заложили прочные традиции в новом русском искусстве. И. Мичурин и И. Коробов воспитали дарование Д. Ухтомского, основавшего затем первую архитектурную школу в Москве. Художник-портретист А. Антропов, ученик А. Матвеева и М. Захарова, осуществил преемственную связь между живописцами времен Петра и портретистами второй половины XVIII века. 
 
Наиболее значительной художественной организацией первой половины XVIII века была петербургская Канцелярия от строений — неофициальная Академия художеств той эпохи, возникшая еще при Петре I. Через эту организацию прошли почти все архитекторы, живописцы, скульпторы и резчики, работавшие в России. В «командах» Канцелярии работало немало крепостных мастеров.

Заключение

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38) — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследияЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга.

С момента окончания строительства  в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание сГосударственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей (филиал Русского музея)

Летний дворец был построен в  стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для  использования только в тёплое время  года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме  изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

 

Использованная литература

  • М. Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов. Том 2, СПб, 2001
  • Огюст Расине. Иллюстрированный атлас истории моды. М.:Эксмо, 2007
  • Герман Вейс. История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005
  • Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005
  • Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:"Современник", 1997
  • Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978
  • Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, 
  • Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280.
  • Maravall J.A. La cultura del Barroco. Análisis de una estructura histórica (1975, переизд. 2002, 2011; англ. пер. 1986)
  • Овсянников Ю. М. Франческо Бартоломео Растрелли. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 224, [64] с. — (Жизнь в искусстве). — 75 000 экз.
  • Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.. — СПб: Искусство-СПб, 2000. 

Информация о работе Барочные ансамбли Петербурга